Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!»




НазваниеКонцепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!»
страница1/6
Дата публикации27.11.2014
Размер0.79 Mb.
ТипЗакон
lit-yaz.ru > Культура > Закон
  1   2   3   4   5   6
Великие и благие дела

всегда сплачивают людей.

Цвейг С.

Концепция

коллективного творческого

воспитания класса

«Мы вместе!».

Классный руководитель 10 класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Сосновый Бор

Ляпина Оксана Александровна

2011-2012 учебный год

Содержание:

  1. Введение.




  1. Понимание современного воспитания.




  1. [править] Социально-педагогическое исследование классного коллектива.




  1. Цели и задачи воспитания.




  1. Принципы воспитания.




  1. Краткое изложение направлений реализации воспитательных задач.




  1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы.




  1. План реализации концепции.




  1. Перспективы и выводы.




  1. Приложение.



  1. Введение.

Концепция коллективного творческого воспитания школьников опирается на следующие документы:

  • Конвенция о правах ребенка (ст.29).

  • Национальная доктрина образования (2000г.)

  • Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

  • Федеральный Закон «О свободе совести» от 26.09.1997г. (ст.3,5)

  • Федеральная целевая программа развития образования.

  • Новый Федеральный государственный стандарт (ФГОС) начального общего образования (2010г.)

  • Закон «Об образовании (ст 2, ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»).

  • Дополнение в закон «Об образовании РФ в редакции от 01.12.2007г. – «Цель образования – духовно-нравственная личность».

  • Концепция модернизации российского образования.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010г.)

  • Концепция воспитания в Ленинградской области (2010г.).

  • Материалы послания Федеральному Собранию Р. Ф. 5 ноября 2008г. Д.А.  Медведева.

В современном российском образовании воспитание детей и молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. Реализуется оно в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Реформирование вызвало резкое расслоение общества, снижение жизненного уровня населения страны. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Разрушение нравственно - этических норм и традиций семейного уклада, снижение воспитательного потенциала семьи, её роли в социализации детей, ухудшение состояния здоровья детей и молодежи. Наблюдается тенденция роста детской преступности.

   Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины этого заключаются в смене идеологических ориентаций, в проникновении западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизм, обман и т.д. Низкий уровень нравственности, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру - являются важнейшими задачами учебно - воспитательного процесса.

В этих сложных условиях школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравствен-ный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Оте-чества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, происходит смена системы ценностей. Начало XXI века отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «патриотизм», «граждан-нственность». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль-ностью, коммуникабельностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обла-дают чувством ответственности за судьбу страны.

В Концепции модернизации российского образования определена приори-ритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской отвестсвен-ности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самос-тоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

Концепция Ленинградской области включает осмысление социокультурной ситуации становления современного человека, цели и задачи воспитания, основ-ные направления и способы решения задач воспитания, методологические под-ходы к определению качества воспитания.

Идея региональной концепции воспитания - создание уникальной ситуации воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой Родине.

Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, исто-рическое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

Главный результат воспитания в образовательных учреждениях Ленинград-ской области – гражданственность и патриотизм молодых людей, оканчивающих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответствен-ность, как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.

За основу моей концепции воспитания класса была взята Концепция воспитатель-ной работы МБОУ СОШ №7, составленная на основе анализа состояния и тенденций развития воспитательной деятельности в школе за последние 3 года. Ценностные ориен-тации, заявленные в Концепции школы, - это избирательное отношение человека к ма-териальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. В основу определения ценностных ориентаций легли данные социологического опроса учащихся, их родителей и учителей. Основными ценностями являются человек, семья, знание, физическое и нравственное здоровье, культура, Отечес-тво. В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и право-вого самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерант-ности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рын-ке труда. Данные ориентиры легли в основу постановки цели воспитания в школе. Исходя из цели воспитательной системы школы, был создан образ выпускника. И так как я являюсь классным руководителем выпускного класса, для меня это актуально.








Творчески развитая, целеустремлённая, социально - ориентированная личность, способная к самореализации и обладающая ответственностью за себя и окружающих.










  1. Понимание современного воспитания.

Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. (Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.)

В настоящее время существуют различные концепции воспитания. Так, Кон-цепция системного воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) во главу угла ставит создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуаль-ности.

Концепция «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка» (Н.М.Таланчук) своей целью ставит формирование личности, готовой к реализа-ции различных социальных ролей.

Концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (О.С.Газман) делает упор на педагогическую поддержку детям в решении их индивидуальных проблем.

Концепция «Самовоспитание школьников» (Г.К.Селевко) провозглашает идею воздействия на школьника для того, чтобы вывести его личность в режим саморазвития.

Концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И. П. Ива-новым, основана на осознании и самопринятии себя как творца общего дела; на определении и развитии подростками своего творческого потенциала, своих спо-собностей и возможностей, особенных личностных черт, а также способностей то-лерантного взаимодействия в процессе совместного творчества.

Очевидно, что между данными концепциями нет никакого противоречия, все они призваны способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Но мне близка концепция коллективного творческого воспитания, поэтому останов-люсь на ней подробней.

Данная концепция воспитания получила своё рождение в Союзе энтузиастов (СЭН), который создал в 1956 году Игорь Петрович Иванов. Педагогика коллек-тивного творческого воспитания остаётся одной из продуктивных методик вос-питания в современных условиях. Главный вопрос, который поставлен во главу угла: Что нужно сделать, чтобы принести людям радость и пользу?! Я счи-таю, что вопрос этот не устарел и для сегодняшнего дня, да и никогда не перестанет быть важным.

Данная Концепция заявлена как Концепция коллективного творческого вос-питания детей «Мы вместе!». Что же представляет собой понятие «коллективно-творческое воспитание» и каковы его основания?

«Коллективное творческое воспитание» представляет собой единство нескольких процессов:

  • целостного воспитательного процесса, идущего в этой жизни;

  • общественной жизни школы и класса;

  • комплексной деятельности педагогического коллектива, направляющего данный процесс.

Коллективное творческое воспитание включает в себя несколько видов воспи-тательного воздействия на учащихся. Сюда относятся: воспитательное воздей-ствие на школьников со стороны взрослых (педагогов, родных, шефов и друзей школы и класса), прежде всего скрытое (незаметное), а также открытое, которое в общественной жизни школы играет вспомогательную роль; взаимное воспитыва-ющее влияние школьников — сверстников, старших и младших; самовоспитание каждого школьника.»

(Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни.)

Сущность Концепции коллективного творческого воспитания - общая твор-ческая гражданская забота ребят и взрослых об улучшении окружающей жизни. Тактика воспитательных отношений «содружества старших и младших» в сов-местной творческой деятельности, технология «коллективной организаторской деятельности».

Подобное понимание сущности воспитания становится реальной движущей силой жизни коллектива, если каждый педагог осознает и примет ее как лич-ностную профессиональную позицию. Считаю необходимым обратить внимание на содержательное наполнение каждого слова в этом определении сущности кол-лективного творческого воспитания.

Центральную нагрузку несёт понятие забота, как реальное действенное про-явление гуманизма, как нравственно мотивированная деятельность. В русском языке слово забота означает деятельность на благо кого-либо. Заботливый чело-век, следовательно, осуществляет какое-либо благое дело, поступает рачительно, по-хозяйски, доводя работу до значимого полезного и желательного результата. Забота становится общей для воспитателей и воспитанников, когда они вместе действуют на благо кого-либо, при этом добровольность и бескорыстие участия в общей заботе является объединяющим нравственным смыслом деятельности. В общей заботе люди взаимообогащаются опытом, способностью понимать другого человека. Труд-забота (по определению А. С. Макаренко) несет в себе колоссаль-ную нравственную силу, является основой личностного роста любого человека.

Общая забота будет не только морально, но и экономически эффективной, если реализуется творчески, с максимальным использованием интеллектуальных и духовных сил человека. Только творчески, решая жизненно-практические задачи, ребята и взрослые привыкают каждый раз анализировать все обстоятельства, жиз-ненные ситуации, сопоставлять возможные пути решения, отбирать из них наи-более соответствующие реальной ситуации. Уровень творческого решения каж-дый раз колеблется, т.к. прежде всего, отражает состояние образованности и куль-туры участников общей заботы, а движение от естественно достигнутого уровня обеспечивает продвижение в развитии личности.

Общая забота имеет гражданскую основу. Именно гражданственность опре-деляет выбор дел, влияет на приоритеты в отборе содержания воспитания. Граж-данская значимость действий — это путь к демократической правовой культуре, т.к. именно в гражданском обществе человек соединяет в своем поведении мораль и право.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» icon1. Теоретические основы проблемы коллективной творческой деятельности...
Экспериментальное изучение эффективности коллективного творческого дела как формы воспитания младших школьников 33

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconПоложение городского творческого конкурса «Сохраним воду вместе!»
Учредителями городского творческого конкурса «Сохраним воду вместе!», являются муп «Ухтаводоканал», му «Информационно – методический...

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Программы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются закон Российской...

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconПрограмма духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана...
Моу «Пристанинская основная общеобразовательная школа» являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция...

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconКонцепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconОпыта проводилась диагностика по определению начального уровня знаний...
Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала...

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconКлассный час «Твори добро» слайд 1 Классный час проводится, как итог...
А. И. Куприна «Чудесный доктор» коллективное чтение с последующим обсуждением, повели обзор статей газеты «Аргументы и факты» под...

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconСценарий коллективного творческого дела «Строка, оборванная пулей…»
Цель ктд: воспитание гражданина и патриота Отечества; развитие коллективной деятельности; выявление творческих и организаторских...

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconНациональная концепция воспитания в республике таджикистан
Она упорядочивает суть, цель, задачи и содержание национального воспитания на новом историческом этапе, определяет его роль и значение...

Концепция коллективного творческого воспитания класса «Мы вместе!» iconМетодическая разработка коллективного творческого дела «Женщины в...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «брянский техникум профессиональных технологий...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница