Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Школа вежливых наук».
Начальное образование. 1 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному плану.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Курс «Школа вежливости» реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Занятия с детьми целесообразно проводить два раза в неделю. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 2часа в неделю, всего 66 часов в год.
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.
Целью данной программы является формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Программа предусматривает разные виды работ с родителями: лектории, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные консультации, консультации психолога.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний о человеке, жизненного опыта учащихся, их возрастных особенностей.
С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.
^ :
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход;
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
^ . Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
^ :
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
^ :
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
^
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
^ :
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-участие в воспитательных мероприятиях
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Предметы диагностики
Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
Коммуникативное общение
Объекты контроля и анализа:
- познавательная активность, интерес к учению, школе;
- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к окружающим;
- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
^
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям других поколений и социальных групп; элементарные представления правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к другим людям, к внутреннему миру и результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
^
По окончанию изучения курса «Школа вежливых наук» следует заполнить психолого-педагогическую карту по следующим показателям:
Критерии нравственного проявления ребенка
| Диагностические средства
| ^
| проблемные ситуации на выявление уровня сопереживания
^
| Уровни
| Характеристика проявления
| Высокий уровень
| Б - сам видит состояние окружающих и адекватно на них реагирует в деятельности, поступке.
А - сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно на них реагирует в деятельности, поступке.
| Средний уровень
| по инициативе взрослого замечает состояние окружающих,
– Б – по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, эмоционально реагирует на него эмоционально, и
- А - по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, действенно реагирует на него.
| Низкий уровень
| по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, но не реагирует на него (реагирует на эмоциональном уровне)
| ^
| Диагностика коммуникативной сферы
Данный блок включает три методики, которые направлены на определение формы общения со взрослым, выявление отношения к близким взрослым в семье и на диагностику коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками.
1. Форма общения со взрослым определялась по известной и многократно апробированной методике, разработанной на основе концепции генезиса общения М.И. Лисиной. Методика включает три ситуации общения ребенка со взрослым. Каждая из ситуаций представляет собой модель определенной формы общения. На основе сопоставления показателей поведения ребенка в каждой из них делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне развития общения в целом.
2. Отношение ребенка с близкими взрослыми и эмоциональное самочувствие дошкольника выявлялись с помощью известного и широко применяемого в психологической практике теста «Рисунок семьи». Специальная формализованная методика обработки данного теста позволяет не только дать клиническую качественную картину состояния ребенка, но и определить некоторые количественные показатели семейных отношений его глазами.
3. Для выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками использовалась методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Стимульный материал данной методики представляет собой картинки с изображением знакомых ребенку конфликтных проблемных ситуаций (один ребенок отнимает у другого игрушку, или ломает его постройку, или не принимает в игру и др.). Ребенку предлагается рассказать о том, что он видит на каждой картинке, и найти выход из сложившейся ситуации. Понимание изображенных событий и характер предложенного решения проблемы являются показателями социальной компетентности.
| Высокий уровень
| А- легко вступает в общение, умеет договариваться (идти на компромисс), самоконтроль в действиях и эмоциях.
Б - легко вступает в общение, высокий уровень самоконтроля в действиях и эмоциях.
| Средний уровень
| испытывает затруднения в общении со взрослыми, не конфликтен, слабый уровень самоконтроля в эмоциях и действиях.
| Низкий уровень
| А - не идет на контакт со сверстниками
Б) не проявляет самоконтроля в действиях и эмоциях, конфликтен.
|
^
Уровни
воспитательных
результатов
темы занятий
| Приобретение школьником новых социальных знаний
| Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям
| Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
| ^
| Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать»
| Инсценирование стихотворения
| Конкурс рисунков на тему: «Я – волшебник»
| ^
| Обсуждение реальных событий, близких детям, случившихся дома.
| Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
|
| ^
| Чтение и обсуждение прочитанных рассказов В. Осеевой «Печенье», «Сыновья»
|
|
| ^
| Чтение и обсуждение прочитанных отрывков из книги Гр. Остера «Вредные советы», усваивание иронии «вредных советов»
|
|
| ^
| Анализ ситуаций из сказки Сергея Седова «Сказка про Сережу и Лену»
| Групповые дискуссии, обсуждения. Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.
|
| ^
| Рассмотрение ситуаций, их решение - создание ситуаций для общения с детьми, имеющими разные позиции, и последующее обсуждение.
| Планирование конкретных дел ценностного содержания (индивидуально и в классе).
|
| ^
| Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Олега Григорьева «Гостеприимство».
| Разыгрывание сценки «В прихожей». Игры.
|
| ^
| Разучивание игр
| Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей
|
| ^
| Чтение и обсуждение прочитанного отрывка из книги Б. В. Бушелевой «Поговорим о воспитанности»
|
|
| ^
|
| Ролевые игры. Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.
|
| ^
| Слово лечит, слово-калечит – примеры из своей жизни
| Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для рисунка, подбор слов-синонимов
|
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций, которые помогут обратить внимание ребят на основные правила
| Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации
|
| ^
| Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Якова Акима «Жадина»
| Умеем ли мы признавать свои ошибки – примеры из жизни.
|
| ^
| Чтение и обсуждение рассказа «Верные друзья»
|
|
| ^
| Обсуждение реальных событий (близких детям),
|
|
| ^
| С помощью беседы подводим детей к выводу,что, НУЖНО БЫТЬ ДОБРЫМ, вежливым и ПО-ДОБРОМУ ОТНОСИТЬСЯ ко всем.
| Ролевые игры
|
| ^
| Обсуждение рассказов В Осеевой «Три товарища»,»Волшебное слово», «Просто старушка»
|
|
| ^
|
| Составление рассказов
| .
| 30-31 О дружбе и рыцарстве.
| Разучивание с детьми стихов и песен о дружбе, подобрать пословицы
|
|
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций,которые помогут обратить внимание ребят на основные правила
|
| Разбор реальных ситуаций
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций
|
| Книжкина больница
| ^
| Разучивание стихов о маме
| Моделирование и проигрывание ситуаций, которые помогут обратить внимание ребят на проявление заботы, помощи близким
|
| ^
| Знакомство с понятиями: художник-декоратор,костюмер,билетёр
| Разучивание сценок
| Изготовление декораций
| Вежливые зрители
| Оформить в виде аппликаций билеты-памятки
| Выучить стихи о театре,цирке,кино. Инсценировка «В театре»
|
| ^
| Чтение и обсуждение сказки «Две сестры»
| Инсценирование сказки
| Конкурс рисунков
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций, которые помогут обратить внимание ребят на основные правила
| Разбор реальных ситуаций
|
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций
| Разбор ситуаций по теме занятия,
|
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций
| Разбор реальных ситуаций
|
| ^
| Обсуждение стих. К Чуковского «Человек рассеянный»,В.Маяковского «Что такое хорошо»
|
| Конкурс рисунков
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций
| Разбор реальных ситуаций
|
| ^
| Предложить детям и родителям поездки в транспорте и обратить внимание на правила поведения
| Инсценировки по теме
|
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций
| Разбор реальных ситуаций
|
| ^
| М//ф «Винни Пух идёт в гости»
| Разбор реальных ситуаций
|
| ^
| Моделирование и проигрывание ситуаций/
| Разбор реальных ситуаций
|
| ^
|
Ценностные опросы.Создание ситуаций для оказания помощи, сострадания
|
Разбор конфликтных ситуаций
|
| 61-62 Что мы видели в лесу? Кто в лесу хозяин?
|
^
|
|
^
| 63 Наши верные друзья
| Чтение и обсуждение сказки Л. Толстого «Волк и собака»
|
|
| ^
|
| Ролевые игры
| Разучивание сценки
| 65 Практикум доброты
|
Разучивание песен.сценок,сказок
| ^
|
| 66 правила дружбы
| Познавательный разговор о дружбе
| ^
| Разработка правил дружбы детьми совместно с родителями
|
|
|
|
| ^
Данный курс обеспечен разработанными конспектами занятий, литературой для детей в электронном виде.
Перечень рекомендованной литературы для учителя:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Васильева-Гангнус Людмила «Азбука вежливости»
Перечень рекомендованной литературы для учащихся:
В. Дмитриева «Уроки вежливости для самых умных малышей». Электронное издание. 2008г.
В. Волков «Школа вежливости или как себя вести». Издательство: Ярослав. 2004г. |