Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»




Скачать 106.75 Kb.
НазваниеУрока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»
Дата публикации09.01.2015
Размер106.75 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Тема: Подготовка к сочинению по прочитанному тексту Д.С.Лихачева.g:\лихачёв\lihachov_b_1.jpg

Цели урока:

1. Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; формирование навыков культуры речи.

2. Совершенствование умения анализировать текст; развитие творческих способностей учащихся.

3. Совершенствование навыков общения; воспитание чувства патриотизма.

Оборудование урока: оформление доски (портрет Д.С.Лихачева, эпиграф к уроку, план для определения проблемы текста); карточки для индивидуальной работы. План сочинения по прочитанному тексту и статья Д.С.Лихачева «О воспитанности» выводятся на экран с помощью проектора и компьютера.

Эпиграф:

^ Сегодня человек, только он один отвечает за всё на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны.

Д.С.Лихачев.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.
    Сегодня мы с вами продолжим подготовку к самой сложной части ЕГЭ по русскому языку – части С. В ней требуется написать сочинение по прочитанному тексту. Вы уже знаете основные требования к построению текста-рассуждения. На уроке мы закрепим и углубим эти знания, продолжим учиться анализу текста, определению авторской позиции, выразим свое отношение к ней.
    Нам предстоит познакомиться с текстами Д.С.Лихачева, которому 28 ноября исполнилось 103 года со дня рождения. Д.С.Лихачев известен как выдающийся русский филолог, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры, автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Имя Лихачева присвоено малой планете №2877. Ежегодно в честь академика в Москве и Санкт-Петербурге проводятся Лихачевские чтения, на которые съезжаются ученики различных городов и стран с выступлениями, посвященными памяти великого гражданина России. За выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и заслуги перед государством Д.С.Лихачев удостоен самых высоких наград и званий.

  3. Повторение и углубление изученного материала.

  1. Словарный диктант.

Активный, альтруизм, вопиющий, благодарить, благородный, вдохновлять, великодушный, волнующий, достоинство, оправдывать, оскорблять, память, беспокойный, справедливый, целеустремленный, бескорыстие, милосердие, безвозмездный, привлекательный, впечатление, наслаждение, пренебрежение, сочувствие.

- Определите, к какой части речи относятся записанные слова.

- Объясните значение слов: активный, альтруизм, вопиющий, благородный, безвозмездный, пренебрежение, бескорыстие, сочувствие.

Активный – стремящийся к живому участию в чем-либо, проявляющий себя в деятельности.

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Вопиющий – вызывающий протест чрезмерной силой, степенью своего проявления.

Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

Безвозмездный – бесплатный, неоплачиваемый.

Бескорыстие – отсутствие заботы о собственной выгоде.

Пренебрежение – высокомерное, лишенное уважения и внимания отношение к кому-чему-нибудь.

Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других.

  1. Беседа по теме «Рассуждение» (стр. 167-168 учебника).
    Ученики задают вопросы друг другу:

- Что такое тип речи – рассуждение?

- Чем отличается рассуждение от других типов речи?

- Как строится текст-рассуждение?

- Какими средствами устанавливается логическая и грамматическая связь в рассуждении?

- Какие жанры сочинения-рассуждения будущего сочинения вы знаете?

- Укажите характерные признаки жанров сочинения-рассуждения. (^ Отзыв – письменный разбор, оценивающий произведение прежде всего с точки зрения читателя, содержащий критическую оценку произведения;
рецензия - это более объективный, научный анализ текста по сравнению с отзывом; эссе – более свободный жанр, сочетающий в себе строгость рассуждения, авторский лиризм и повествовательные элементы. Это наиболее субъективный жанр, по сравнению с отзывом и рецензией).

  1. Знакомство с планом для определения проблемы текста (План записан на доске):

  1. Чтение текста. О чем он?

  2. Авторская позиция. Зачем написан текст? Что хочет сказать автор? К чему он призывает?
    Ответ. (Автор считает, что…)

  3. Проблема. Задача или вопрос, требующий разрешения.



  1. Самостоятельная работа по статье Д.С.Лихачева «О воспитанности» (выводится на экран с помощью проектора и компьютера). Задание: сформулируйте по плану проблему статьи, определите авторскую позицию.

^ О ВОСПИТАННОСТИ

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Ответ: Проблема текста Д.С.Лихачева: «Что значит быть воспитанным?» Автор считает, что в жизни всегда следует соблюдать одно главное правило: не мешать окружающим, быть вежливым в равной степени и со старшим и с младшим годами и по положению, чтобы им было удобно и приятно с тобой.

  1. Карточки для индивидуальной работы. Предоставление ученику возможности выбора одного из заданий, а также типа и характера ответа

Карточка №1.

Прочитайте текст. Определите проблему, поставленную автором. Выразите свое отношение к ней. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу позицию.

Научный труд требует общей интеллигентности человека. И эта общая интеллигентность дается главным образом гуманитарными науками. Почему? Потому что искусство, искусство слова, живописи, какое угодно искусство, основано на интуиции и воспитывает интуицию, а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, и математика.

^ Интуиция – в основе всего, это то, что не может быть заменено никакой компьютерной машиной, а художественное творчество больше всего воспитывает интуицию.

Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. А Роман Осипович Якобсон перед написанием какой-либо филологической работы любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой…

(Д.С.Лихачев)

Ответ. В тексте Д.С.Лихачева поднята проблема о необходимости гуманитарного знания в развитии каждого человека, вне зависимости от его увлечений. Я согласен с автором высказывания в том, что общая интеллигентность человека дается главным образом гуманитарными науками. Действительно, в биографии всемирно известных людей (например, М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, В.В.Маяковского) можно подчеркнуть разностороннюю увлеченность, знание отечественной и мировой истории, культуры, литературы. Я считаю, что без точных наук не было бы никакого прогресса. Но ведь все идеи рождает искусство. К примеру, в фантастической литературе такие слова как «лазер», «робот» появились значительно раньше, чем их материальное воплощение. Сыграла роль именно интуиция автора. Он задумался над тем, что будет нужно человеку будущего, поставил цели.

Карточка №2

Определите стиль и тип речи текста. Выделите ключевые слова. Приготовьте комментарий текста.

Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел в голову десяткам публицистов. Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

Дом наш! Но ведь Земля – дом миллиардов людей, живших до нас! Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!)…

И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! Это можно легко доказать математически. Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

(Д.С.Лихачев)

Ответ. Отталкиваясь от привычного понятия, Д.С.Лихачев создает свое – более емкое и значительное. Он открывает глубокий подтекст «избитого» выражения: Земля – наш дом. Ученый отождествляет планету, затерянную в космосе, с затерянными талантами на ней. Автор утверждает, что существование жизни на Земле уникально и неповторимо во Вселенной. Время осознается им как единый бесконечный поток. Содержание текста привлекает своей образностью, ярким, выразительным языком. Значимость центрального образа в тексте возрастает постепенно (прием градации): дом – дом людей, живших до нас, - музей. Он соединяет космическое и земное, общее и частное, временное и вневременное.

Стиль текста – публицистический (воздействие на читателя, логичность, эмоциональность, образность, оценочность языка).

Тип речи – рассуждение (убедительность, употребление сложных синтаксических конструкций, отвлеченная лексика, последовательность изложения).

  1. Анализ публицистического текста.

Учащиеся работают в группах, выполняя данные задания.

Группа I.

Упр. 395.

Озаглавьте текст. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Определите авторскую позицию.

Ответ. От группы выступают 2 человека (по желанию)

- Заголовок – «Защитник памятников культуры»

Проблема текста Д.Гранина: почему Д.С.Лихачев заботился о сохранении культурной среды? Эта проблема, проблема сохранения культурных ценностей, на мой взгляд, очень актуальна. Мы должны знать и помнить свою историю, свои корни. Нам необходимо хранить и беречь памятники культуры. Ведь, по мнению академика, человек «губит часть своей личности», если не хранит «в себе самом память прошлого». Уничтожая памятники культуры, мы уничтожаем историческую память своего народа, частичку самих себя.

Д.Гранин уверен, что причина общественной деятельности Д.С.Лихачева по сохранению памятников культуры кроется не в личном интересе ученого, а в служении на благо Отечества. Академик считает, что культурные ценности нужны для «духовной оседлости» человека, для его нравственной самодисциплины.

^ Группа II.

Упр. 407

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Определите авторскую позицию. Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором.

Ответ.

В тексте Д.С.Лихачева поднята проблема исторической памяти. (Почему «запас» памятников культуры крайне ограничен в мире и почему он истощается со все прогрессирующей скоростью?)

Автор текста считает, что на земле остается все меньше места для памятников культуры не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что у современной молодежи с раннего детства недостаточно воспитано чувство патриотизма, чувство любви и уважения к родному краю, к родной культуре. Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, в последнее время стало модным осуждать недавнее прошлое нашей страны, низвергать памятники культуры. Мне кажется, что отрицать ценность культурного наследия, - это все равно, что предавать анафеме своих родных. Ведь добро начинается с малого – с желания добра своим близким. Об этом и в песне поется:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

  1. Подведение итогов урока.

  • Слово учителя.

Сегодня на уроке вы знакомились с текстами Д.С.Лихачева и Д.Гранина, учились анализировать их, развивали навыки общения друг с другом, углубляли знания о строении текста-рассуждения. Итогом нашей работы будет домашнее сочинение. Для его написания рекомендую использовать план (план выводится на экран с помощью проектора и компьютера):

  1. Вступление. (I вариант: проблема текста в ряду других проблем. II вариант: ключевое слово.)

  2. Основная часть.

  1. Проблема представленного текста.

  2. Комментарий проблемы:

а) актуальная ли проблема, поднятая автором?

б) сталкивались ли вы с этой проблемой?

в) интересна ли это проблема молодым людям?

г) что зависит от решения проблемы?

  1. Авторская позиция.

  2. Мое отношение к проблеме. Аргументы (2 примера).

  1. Заключение. (I вариант: вывод по проблеме. II вариант: впечатление от работы над текстом).

Итак, подведем итоги урока:

- Что нового вы узнали о Д.С.Лихачеве?

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?

- Подтвердите свое мнение конкретными примерами из изученных текстов.

- Каковы ваши впечатления от урока?

Обсуждение выступлений учащихся на уроке, оценка их работы, выставление отметок в журнал.

  1. Домашнее задание: упр. 315 или 407 (на выбор). Написать сочинение-рассуждение по тексту Д.С.Лихачева «Письмо шестое. Цель и самооценка» (из книги «Письма о добром и прекрасном») или по тексту Д.С.Лихачева «Любовь, уважение, знание».

Используемая литература

  1. Ветчинова Т.С. Способы выражения значения причины в медитативном тексте (XI класс).//Русский язык в школе. 2008. №2. – С. 34-36.

  2. Егорова Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Единый государственный экзамен по русскому языку в Новосибирской области в 2007 году – Новосибирск: «Экор-книга», 2007. – С.46-48.

  4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 кл. – М.: ВАКО, 2005. – С.205-209.

  5. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.:ВАКО, 2006. – С.74-80.

  6. 6. Карнаух Н. Формула успеха, или сочинение в системе ЕГЭ по русскому языку.// Русский язык и литература для школьников. 2007. №4. – С.17-25.

  7. 7. Мамона Т.Н. Русский язык. Типовые тестовые задания: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

  8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская АН.; - М.: АЗЪ, 1995.

  9. Полиенко Н.Н. Урок в классе выравнивания.// Русский язык в школе. 2003. №6. – С.38-42.

  10. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – М: Просвещение, 2006

  11. Середа Н.А. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту// Русский язык в школе. 2008. №4. – С.22-23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconТипы и стили речи Типы речи
Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего...

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconКонспект открытого урока по английскому языку Пономаревой Елены Николаевны...
Цели: совершенствование навыков диалогической и монологической речи; активизация навыков устной речи по теме «Распорядок дня»; закрепление...

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconУрок по теме Draußen ist Blätterfall
Учебные: расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; развитие навыков диалогической речи и навыков изучающего чтения;...

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconУрока на районном методическом объединении по теме: «Типы соединения костей»
Впервые на суд коллег свой опыт я вынесла при показе урока на районном методическом объединении по теме: «Типы соединения костей»....

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconМетодическая разработка урока экономики по теме «мир денег»
Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденной теме; в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, навыки...

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconОсновная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение
Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconУрока обогащение и систематизация знания по теме «Времена года»,...
Цель урока – обогащение и систематизация знания по теме «Времена года», закрепление умений и навыков по употреблению будущего простого...

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» iconКлассный час Тема: «Поговорим о вежливости»
Закрепление и углубление знаний учащихся о вежливости, обучение употреблению различных форм словесной вежливости



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница