Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы»




Скачать 414.42 Kb.
НазваниеРабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы»
страница1/3
Дата публикации10.01.2015
Размер414.42 Kb.
ТипОбразовательная программа
lit-yaz.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В


СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

«Ребенок в мире художественной литературы»

Объем программы: НОД - 1540 мин.

режимные моменты – 1960 мин.

Разработчик: Штокало Татьяна Николаевна

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета

«_________»______________2012 г.

Председатель педагогического совета

ДОУ: Рыжко Тамара Александровна

Г. Калининград

1. Пояснительная записка.

В основу настоящей программы положен соответствующий раздел обновленного варианта комплексной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаевой, приведенной в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы и методическими рекомендациями О.С. Ушаковой «Знакомство с литературой детей 5 – 7 лет».

«Чтение художественной литературы» - отдельная образовательная область программы «Детство».

Содержание программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественной литературе, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.

^ Основными методами литературного развития детей 5 – 6 лет являются следующие:

  • Чтение (рассказывание) взрослого, который охотно и заинтересованно знакомит дошкольников с литературным текстом.

  • Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы, артисты исполняют тексты, участвуют в постановках.

  • Беседа после чтения, способствующая углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа.

  • ^ Чтение с продолжением развивает у детей устойчивый интерес к книге, вызывает радость от встречи с полюбившимся героем, мотивирует на запоминание прослушанного содержания, предоставляет возможность пофантазировать о том, «что будет дальше».

  • ^ Беседы о книгах, в которых с детьми обсуждается внешний вид издания, деятельность писателя и художника-иллюстратора, художника-оформителя, процесс изготовления и печатания книг, правила обращения с ними.

  • ^ Метод проектов. Различные темы проектной деятельности могут объединяться вокруг трех крупных идей: «Детское книгоиздательство», «Детская библиотека», «Выставки книг».

  • Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театральные представления.

  • Тематические выставки в книжном уголке и в центре художественно- творческой деятельности.

^ Дополнительные методы:

Наглядные: наблюдение, использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.), дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, моделирование, схематизация, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Основная форма реализации данной программы – в части НОД – 15 минут 1 раз в неделю, в части режимных моментов – по 3 минуты.

^ 2. Цель и задачи программы, ее место

в образовательном процессе.

2.1. Цель освоения программы: способствовать развитию у детей 5 – 6 лет интереса к художественной литературе.

^ 2.2. Задачи воспитания и развития детей:

1. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

2. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки).

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.

4. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

5. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках(композиция, средства языковой выразительности).

6. Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами.

7. Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии

^ 2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе.

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в рисунке, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.

^ 3. Требования к уровню освоения содержания программы.

В результате освоения программы достижения ребенка 5 – 6 лет выражается в следующем:

1. Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений.

2. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.

3. Знает фамилии трех-четырех писателей и двух-трех художников-иллюстраторов, названия некоторых произведений, отдельные факты биографии авторов, особенности творчества.

4. Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представление о некоторых их особенностях.

5. Способен устанавливать связи по содержанию произведения, проникать в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст.

6. Проявляет внимание к языку литературного произведения, использует средства языковой выразительности литературной речи а процессе пересказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности.

7. Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).

^ 4. Объем программы и виды образовательной работы.

Объем программы составляет часов минут и включает в себя три образовательных компонента:

  • Теоретическая часть;

  • Практическая часть;

  • Диагностическая часть.

Теоретическая часть – это общие сведения по определенной тематике, то, о чем узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. Активно используется при этом наглядность и применяется ИКТ.

^ Практическая часть – это то, что осваивают дети в форме художественно-продуктивной деятельности, моделирования, игровый действий, игр-драматизаций, просмотра и организации театрализованных постановок, сюжетно-ролевых игр, физминуток и динамических пауз, других совместных дел.

^ Диагностическая частьподведение итогов освоения содержания определенных тем с помощью вопросов, наблюдений, бесед и пр. При этом выявляются достижения ребенка или недостаточность освоения программы.

Таблица 1

Наименования и №№ разделов

Объем (час., мин.)

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

Диагностическая часть

Раздел № 1. «О чем узнают дети»

4 темы, 18 подтем

540 мин.

1080 мин.

70 мин.

Раздел № 2. «Что осваивают дети»

3 темы

510 мин.

1260 мин.

40 мин.

Раздел № 3. «Диагностика»













Итого:

3500 мин.

1050 мин.

2340 мин.

110 мин.


^ 5. Содержание программы

5.1. Объем программы по темам

Таблица 2

№ раздела


№ темы, тема


Общий объем программы (час., мин.)

Из него время, отведенное на:

Теоретичес- кая часть

Практичес- кая часть

Диагности-ческая часть

Раздел №1 «О чем узнают дети»


Тема №1. «Русское народное творчество»

563 мин.

180 мин.

360 мин.

23 мин.

Тема № 2. «Фольклор народов мира»

188 мин.

60 мин.

120 мин.

8 мин.

Тема №3. «Поэтические произведения»

657 мин.

210 мин.

420 мин.

27 мин

Тема № 4. «Прозаические произведения русской и зарубежной литературы»

282 мин.


90 мин

180 мин.

12 мин.

Раздел №2 «Что осваивают дети»

Тема № 1. «Расширение читательского интереса детей»

460 мин.


130 мин

320 мин.

10 мин.

Тема № 2. Правильное восприятие литературного текста»

639 мин

.

180 мин

445 мин.

14 мин.

Тема № 3. «Организация творческой деятельности на основе литературного текста»

711 мин.

.

200 мин.

495 мин.

16 мин.

Раздел №3 «Диагностика»
















Итого:




3500 мин.

1050 мин.

2340 мин.

110 мин.

^ 5.2. Содержание разделов образовательной программы.

Раздел 1. «О чем узнают дети» (1690 мин.: 540 мин. – т., 1080 мин. – пр.).

Тема 1. Русское народное творчество.

Подтема 1. Малые формы фольклора. «Вдоль по реченьке лебедушка плывет», «Грачи - киричи..», «Дождик, дождик, веселей», «Зеленейся, зеленейся…», «Иван, Иван…», «Идет матушка –весна…», «Как на тоненький ледок…», «Как у нашего кота», «Курочка по сенечкам», «Ласточка, ласточка…», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», «Пошла Маня на базар…», «Пчелки, пчелки», «Ранним - рано по утру…», «Свинка Ненила», «Ты мороз, мороз, мороз…», «Ты рябинушка, ты кудрявая», «Ходит конь по бережку», «Уж ты пташечка, ты залетная…».

Подтема 2. Сказки о животных. «Заяц – хваста», «Вежливый Кот – воркот», «Котофей Котофеевич».

Подтема 3. Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил Мороз, солнце, ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему велению», «Семь Симеонов – семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка – бурка», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка».

Подтема 4. Бытовые сказки. «Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка».

Подтема 5. Докучные сказки. «Жил был старик…», «Жил был царь…», «Жили были два братца…», «Рассказать ли тебе…».

Подтема 6. Былины. «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря».

Т ема 2. Фольклор народов мира.

Подтема 1. Малые формы фольклора. «Веснянка» (укр.), «Гречку мыли» (лит.), «Дом, который построил Джек» (англ., пер. С.Маршака), «Друг за дружкой…» (укр.), «Енот и опоссум» (амер.), «Косари» (молдав.), «Ласточка» (арм.), «Молчаливые тролли» (норв.), «Ой, зачем ты, жаворонок…» (укр.), «Ослик мой, быстрей шагай» (фр.), «Приди, приди, солнышко…» (укр.), «Слон и сверчок» (амер.), «Спляшем» (шотл.), «Старушка» (англ., пер. С.Маршака), «Улитка» (молд.), «Я колышки тешу…», «Ястреб» (груз.).

Подтема 2. Сказки. «Айога» (нан.), «Видеку рубашку» (славен.), «Голубая птица» (туркм.), «Гора смешливая, справедливая» (вьет.), «Дерево – краса, живая вода и правдивая птица» (слов.), «Добрый крестьянин» (яп.), «Золотая ладья» (слов.), «Златовласка» (чеш., пер. К.Паустовского), «Каждый свое получил» (эст.), «Как барсук и куница судились» (кор.), «Как братья отцовский клад нашли» (молд.), «Кролик» (мек.), «Кто умнее – тот сильнее» (кит.), «Кукушка» (нен.), «Легкий хлеб» (белор.), «Лесная дева» (чеш.), «От краденого не растолстеешь» (белор.), «Почему у месяца нет платья» (серб.), «Про жар – птицу и морскую царевну», «Соль дороже золота», «Счастья тебе, мосток» (чеш., пер.Б.Немцова), «Храбрый мальчик» (даг.).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconРабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Пояснительная записка к образовательной области «Художественная литература» по программе 1

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconРабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Пояснительная записка к образовательной области «Художественная литература» по программе

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconЗадачи: Познание: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях...
Чтение художественной литературы: Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Воспитывать чуткость к художественному...

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconКонспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема
...

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconКонспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Журавли»
Прдварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание научно – популярных журналов о птицах; изготовление совместно...

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconКонспект нод в старшей логопедической группе По познанию Тема: «Покормите...
...

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconКонспект нод в старшей группе детского сада Тема: «День рождение у гномика»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,...

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconКонспект организованной образовательной деятельности по формированию...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconКонспект нод по разделу «Приобщаем к изобразительному искусству и...
Интеграция образовательных областей: «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»

Рабочая образовательная программа «чтение художественной литературы в старшей группе доу» «Ребенок в мире художественной литературы» iconПутешествие в мир стихов
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница