Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый




НазваниеПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
страница1/6
Дата публикации11.01.2015
Размер0.7 Mb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
7 класс

Пояснительная записка
Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009).
Структура рабочей программы

Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса , календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих

ц е л е й:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен
Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;



уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.
^ Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса

Учащиеся должны знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

^ Учащиеся должны уметь:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою
^ Учебно-тематический план

Курс рассчитан на 70 часов ( 2 часа в неделю).


п/п

Название раздела

Коли-

чество

часов

Количество контроль-

ных работ

Количество уроков

внеклассно-

го чтения

Количество

сочинений

Аудито-

рных

Домаш-

них

1

Введение

1













2

Русский фольклор

4




1







3

Героический эпос в мировой литературе

1













4

Древнерусская литература

1










1

5

Русская литература 19 века

32

1

5

2




6

Русская литература 20 века

21




4

1




7

Литература народов России

1













8

Зарубежная литература

6




1







9

Часы систематизации знаний

1

1




1




Итого




68

2

11

4

1


Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования
^ СЕДЬМОЙ КЛАСС

(70 ч)

Количество аудиторных сочинений - 4, домашних сочинений – 1, внеклассных чтений -11
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, пози­ция и отношение к героям. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
^ Русский фольклор (4ч.)

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера. Народное представление о героическом.

Предания как поэтическая автобиография народа Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Собирание былин. Выражение в фольклоре национальных черт характера.

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные основы в былине, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств.

Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера.

^ Пословицы и поговорки. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
Героический эпос в мировой литературе (1 час)

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.
^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1ч.)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозно-духовные корни дравнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок) Поучение как жанр древнерусской литературы. Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения»


^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (32ч).

Проблематика произведений 19 века: человек и мир, человек и общество, человек и история. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов

^ Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта (обзор). «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…» Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка

Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Образ «маленького человека» Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести «Станционный смотритель» Дуня и Минский. Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы

^ Михаил Юрьевич Лермонтов.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Картины быта России 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Сюжет поэмы, его историческая основа. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Особенности языка поэмы, её связь с устным народным творчеством Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Образы гусляров и автора

^ Николай Васильевич Гоголь.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Замысел автора. История создания повести Тарас Бульба и его сыновья Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание эпохи и атмосферы детства героев. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Роль художественной детали в раскрытии характера. Описание степи. Особенности изображения человека и природы в повести Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий в бою. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Героизм и самоотверженность. Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Запоржцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса

^ Иван Сергеевич Тургенев.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. История создания и тематика сборника «Записки охотника. Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. Художественные достоинства рассказа.

И.С. Тургенев. ^ Стихотворения в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык» История создания цикла. Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программе по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка к рабочей программе по географии России 8 класс...
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности,...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы. Базовый уровень» М., «Просвещение»,...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка рабочая программа для 11класса составлена на...
Примерной программы среднего полного общего образовании по русскому языку (базовый уровень), на основе Программы курса русского языка...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница