Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый




НазваниеПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
страница1/8
Дата публикации11.01.2015
Размер0.95 Mb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
Пояснительная записка
Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009).
Структура рабочей программы

Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса , календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен
Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;


уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.
^ Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление); романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы(начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма. Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

- анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
^ Учебно-тематический план

Курс рассчитан на 105 часов ( 3 часа в неделю).


п/п

Название раздела

Количес-

тво

часов

Количество контрольных работ

Количес-

тво уроков

внеклас-

сного чтения

Количество

сочинений

Аудитор-

ных

Домаш-

них

1

Введение

1













2

Древнерусская литература

5













3

Русская литература 18 века

7













4

Русская литература 19 века

56

1

4

3

1

5

Русская литература 20 века

25

1

3

1




6

Зарубежная литература

8




2

1




Итого




102

2

9

5

1




Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

^ ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

(102 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Литература как искусство слова.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы.

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 ч.)

Богатство и разнообразие жанров древнерусской литературы. (летопись, слово, житие, поучение).

Истоки и начало древнерусской литературы. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения. «Слово о полку Игореве». Открытие «Сло­ва...», его издание и изучение. Вопрос о времени созда­ния и авторстве. Историческая ос­нова памятника, его сюжет. Жанр и композиция. Пе­реводы и перело­жения произведе­ния. «Слово...» и фольклорная тра­диция. Символика «Сло­ва...», своеобразие авторского стиля. Система образов «Слово о полку Игореве». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава Образ Русской земли Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ русской земли и нравствен­но-патриотическая идея «Слова». Значение памятника для рус­ской культуры.

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (7 ч.)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

^ Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте. М.В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве…», «Ода на день восшествия…»

Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности творчества. Прославление родины, мира, на­уки и просвещения в произведениях Ломоносова. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае ве­ликого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на день восшествия на Всероссий­ский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения

^ Гавриил Романович Державин. Г.Р.Державин – поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник». Традиции и нова­торство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворениях представлений о подлинных жизнен­ных ценностях. Фи­лософская про­блематика произ­ведений. Идеи просвещения и гуманизма. Поэт и поэзия. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворении «Памятник». Обличение несправедливости.

^ Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Н.М.Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Утверждение общечеловеческих ценностей в повес­ти «Бедная Лиза». Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру. Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

^ А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы .Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Жанр путешествия как форма панорамно­го изображения русской жизни. От­ражение в «Путе­шествии...» про­светительских взглядов автора. Быт и нравы кре­постнической Рос­сии в книге Ради­щева, её граждан­ский антикрепостничес-

кий пафос. Черты классицизма. Быт и нравы крепостнической Руси в главе «Любани», гражданский пафос автора «Путешествия…» Обличительный пафос произведения.
^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (56 ч.)

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX века. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоночальник новой русской литературы. Проблема личности и общества. Образ «героя времени». Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Роль литературы в формировании русского языка. Мировое значение русской литературы.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

Романтическая лирика начала XIX века.

^ В. А. Жуковский. Очерк жизни и творчества. Баллада «Светлана». Стихотворения «Вечер», «Сельское кладбище». Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Романтический пейзаж. Конфликт романтического героя с миром. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы. Возможности поэтического языка. Отношение роман­тика к слову. Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана» - при­мер преображения традиционной фан­тастической бал­лады. Нравствен­ный мир героини как средоточие на­род-

ного духа и христианской веры. Пленительный образ рус­ской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддав­шейся губительным чарам
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программе по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка к рабочей программе по географии России 8 класс...
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности,...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы. Базовый уровень» М., «Просвещение»,...

Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый iconПояснительная записка рабочая программа для 11класса составлена на...
Примерной программы среднего полного общего образовании по русскому языку (базовый уровень), на основе Программы курса русского языка...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница