Скачать 0.95 Mb.
|
Пояснительная записка Уровень рабочей программы – базовый. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009). Структура рабочей программы Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса , календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе. Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
^ В результате изучения литературы ученик должен Знать/понимать
уметь
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения. ^ Учащиеся должны знать: - образную природу словесного искусства; - общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); - авторов и содержание изученных художественных произведений; -основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление); романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы(начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма. Учащиеся должны уметь: - прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях; - определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; - определять идейную и эстетическую позицию писателя; - анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики; - оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого; - анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей; - различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; - осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него; - сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них; - использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации. ^ Курс рассчитан на 105 часов ( 3 часа в неделю).
Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования ^ (102 ч) ВВЕДЕНИЕ (1ч.) Литература как искусство слова. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. ^ Богатство и разнообразие жанров древнерусской литературы. (летопись, слово, житие, поучение). Истоки и начало древнерусской литературы. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения. «Слово о полку Игореве». Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция. Переводы и переложения произведения. «Слово...» и фольклорная традиция. Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. Система образов «Слово о полку Игореве». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава Образ Русской земли Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Значение памятника для русской культуры. ^ Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. ^ Слово о поэте. М.В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве…», «Ода на день восшествия…» Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности творчества. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения ^ Г.Р.Державин – поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник». Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворениях представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений. Идеи просвещения и гуманизма. Поэт и поэзия. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворении «Памятник». Обличение несправедливости. ^ Слово о писателе. Н.М.Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру. Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. ^ (обзор). Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы .Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической России в книге Радищева, её гражданский антикрепостничес- кий пафос. Черты классицизма. Быт и нравы крепостнической Руси в главе «Любани», гражданский пафос автора «Путешествия…» Обличительный пафос произведения. ^ Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX века. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоночальник новой русской литературы. Проблема личности и общества. Образ «героя времени». Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Роль литературы в формировании русского языка. Мировое значение русской литературы. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века. ^ Очерк жизни и творчества. Баллада «Светлана». Стихотворения «Вечер», «Сельское кладбище». Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Романтический пейзаж. Конфликт романтического героя с миром. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народ- ного духа и христианской веры. Пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам |
![]() | Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под... | ![]() | Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под... |
![]() | Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под... | ![]() | Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под... |
![]() | Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под... | ![]() | Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под... |
![]() | Программе по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под... | ![]() | Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности,... |
![]() | Данная программа составлена на основе авторской программы В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы. Базовый уровень» М., «Просвещение»,... | ![]() | Примерной программы среднего полного общего образовании по русскому языку (базовый уровень), на основе Программы курса русского языка... |