Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр.




Скачать 137.74 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр.
Дата публикации24.01.2015
Размер137.74 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом МЬОУ СОШ №1 2014-2015 г пр. № 104 от 30.08.14 г. , типовой программы по литературному чтению автор О. В. Кубасова.

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

^ Общая характеристика предмета

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  • внимание к личности писателя;

  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

Учебный материал подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:

• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников.

В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно-ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит к правильному осмыслению прочитанного. Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностныхи метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами.

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки (вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета); основной блок вопросов и заданий расположен после текста) – таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;

• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и увеличение самостоятельности детей при их выполнении;

• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).

^ Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения грамоте, в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 448 часов. 1 класс 4 часа в неделю, 40 часов.

^ Ценностные ориентиры учебного предмета

Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом:

^ Планируемые результаты обучения

Личностные: формирование положительного отношения к обучению, к урокам чтения, к чтению формирование нравственной позиции, личностных качеств, понятий «друг», «дружба», «помощь», «ложь», «правда», «трудолюбие», «смелость», «трусость», Формирование умения высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Метапредметные:

отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр». Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Осуществлять выбор книги по заданному параметру. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию, правильно называть книги (автор, заглавие).

Предметные

Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

1 класс (40 часов)

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Чтение

Чтение вслух

Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Понимание читаемого при помощи вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения.
Чтение по ролям небольших произведений.

Чтение «про себя»

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным чело­веком), т. е. преодоление «наивного реа­лизма» в восприятии литературы.

Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.

Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев1.

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка

из предложенных. ^ Схема, модель текста. Составление картинного плана.

Ключевые (опорные) слова.

Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура.

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.

Умение ориентироваться в характере книги
по ее обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

^ Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.

Круг чтения

Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом параллельно с фольклорным произведением дается его литературный аналог. Кроме того в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и лите­ратурного разнообразия
^ Материально-техническое обеспечение:

Учебная литература

Для учащихся:

Учебник, тетрадь на печатной основе автор Кубасова О. В.

Для учителя:

Программа, методические рекомендации 1 класс автор Кубасова О. В.

^ Техническое оснащение: компьютер, экран, проектор

Мультимедийное обеспечение:

«Учим буквы»

«Учимся читать»

Наглядные пособия:

Комплект Портреты писателей для кабинета начальных классов

Таблицы демонстрационные «Литературное чтение» 1 класс

^ Календарно-тематическое планирование

(40 часов)




^ Название темы

Кол-во уроков




Звенит звонок – начинается урок 7 ч.

1

А.Л. Барто «Стали грамотными»

1




2

Г. Новицкая «Книжки»

Р.Сеф «Учись читать»

1



3

Л. Пантелеев «Ау»

1




4

С. Погореловский «Ох и непорядки в Мишкиной тетрадке»

1




5

В. Голявкин «Болтуны»,

«Болтуны» (игра – радиотеатр)

1




6

В.Орлов «Оправдался»

Э.Мошковская «Можно всему – всему научиться»

1




7

Обобщающий урок

1




^ Час потехи 9 ч.

8

В. Смит «Потехе час»


1




9

Потешки и колыбельные песни

1




10

Побасенки

1




11

Русские народные загадки. Загадки С.Я. Маршака.

1




12

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки» (Отрывок из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка)

В. Берестов «Искалочка»

1




13

Считалки В. Берестов «За игрой»

1




14

Игры со словами. Скороговорки.


1




15

С. Я. Маршак «Я видел»

А. Босев «С нами смех!»;

1




16

С. Маршак «Пудель».


1




^ Что такое хорошо и что такое плохо 11 ч.

17

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

1




18

Э. Мошковская «Не надо больше ссориться»

Л.Н.Толстой «Кто прав?»

1




19

В. Осеева «Все вместе»

1




20

Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

Эзоп «Собрался старик помирать»

1




21

Л.Н.Толстой «Два раза не умирать»

«Два товарища»

1




22

В. Росин «Друзья познаются в беде»

1




23

24

С. Михалков «Ошибка», «Прививка»

2




25

Л. Яхнин «Силачи»

1




26

М. Пляцковский «Добрая лошадь»


1




27

Обобщающий урок по теме

1


«Там чудеса …» 13 ч.

28

А. Шибаев «Сказки просят…»;

1




29


русская народная сказка «Лиса и рак»;

1




30

31

русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»;

2




32

ингушская сказка «Заяц и черепаха»;


1




33

американская сказка «Вот он, вор!»;

1




34

35

армянская сказка «Заказчик и мастер»;

2




36

А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки)

1




37

Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»;

1




38


В. Орлов «Абрикос в лесу»;

1




39

40

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

2







1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconРабочая учебная программа по русскому языку на 2013 2014 учебный год
...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconРабочая программа Литературное чтение I. Пояснительная записка рабочая...
С рекомендациями Примерной программы («Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» в 2 ч. Ч. – 4-е издание, пере-раб.,...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconПояснительная записка предлагаемая рабочая программа предназначена...
Рабочая программа предназначена для 3 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом мьоу сош №1 2014-2015 г пр. iconРабочая учебная программа по курсу «Музыка» составлена в соответствии...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница