Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3)




НазваниеРабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3)
страница1/4
Дата публикации25.01.2015
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая учебная программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Алькеевская ООШ

объединения учителей предметников

Протокол №1

__________Э.И.Салахова

___________И.М.Гиниятуллин

от «28» августа 2014г.

«28» августа 2014 г.

Приказ № 46 от 28.08. 2014.








Рабочая программа

Наименование учебного предмета литература

Класс 7

Учебный год 2014 - 2015

Количество часов по учебному плану всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.
Рабочую программу составил (а)________________________ / Сабируллина Роза Нурисламовна /

подпись расшифровка подписи


^ Пояснительная записка
Кому адресована программа:

Рабочая программа предназначена для обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы, базовый уровень.

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:

- Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004 года №1089) (с действующими изменениями);

-Учебного плана МБОУ « Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» на 2014-2015 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от28.08.2014 года) и утвержденного приказом № 46 от 28.08.2014г.;

- Образовательной программы МБОУ «Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского района РТ»;

- Программы для 5 – 11 классов татарской средней общеобразовательной школы, авторы-составители Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова, «Магариф», 2003г.

- Учебника: Русский язык для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы, авторы Г.Х.Ахбарова, Ф.С.Камалова, Т.О.Скиргайло, Н.Н.Фаттаховой, «Магариф», 2007 год.

- Регионального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год;

- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993).

Концепция программы:

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Рабочая программа конкретизирует содержание образовательного стандарта. Программа учитывает возрастные особенности учащихся, специфику предмета, особенности его освоения учащимися, для которых русская литература не является родной; параллельное изучение русской и родной (национальной) литературы; определяет минимальный набор сочинений; дает распределение учебных часов по разделам.

Обоснованность:

Предмет литературы ставит перед собой задачи развития способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. Она построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал курса литературы в 8 классе располагается следующим образом: русская литература XIX века, русская литература XX века, литература народов России, зарубежная литература

^ Образовательная область, в которую входит данный учебный предмет:

Предмет литература входит в образовательную область филологии.

Цели учебного предмета:

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель изучения русской литературы в татарской школе - приобщение учащихся-татар к искусству русского слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

^ Место и роль курса в обучении:

Учебный предмет «Литература» является составной частью социально-гуманитарного цикла учебных дисциплин и изучается в 5 – 11 классах.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся школы с татарским языком обучения воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в школе с родным (нерусским) языком обучения реализуется принцип «диалога культур».

Цели:

-Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

-Воспитание духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-Развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;

-Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;

-Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Задачи:

Познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

^ Сроки реализации программы:

Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 70 часов; (2 урока в неделю).

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра и зла, жестокости и сострадания, прекрасного в природе и жизни человека. Произведения соответствуют федеральному компоненту Госстандарта. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев; высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования и вариативную часть, включающую региональный компонент. Региональный компонент обеспечивается включением в программу литературы народов России.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.


^ Общая характеристика учебного процесса:

Методы:

В процессе обучения используются объяснительно - иллюстративный (беседа, сообщение); репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.); проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации); эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ); исследовательский.

^ Формы обучения:

Основной формой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь нерусских учащихся.

Также применяются следующие формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, урок-дебаты, урок-защита творческих работ учащихся.

^ Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:

Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществознания, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.

В программе также прослеживаются межпредметные связи с татарской литературой, русским и иностранным языками.

^ Предполагаемые результаты:

Современное школьное литературное образование приобретает все большую практическую направленность. Формируемые знания становятся все более действенными, способствуют созданию у школьников «фундамента» опыта практической деятельности (умений и навыков) для выполнения работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями. Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на личностно-ориентированный подход в деятельности учителя. Его реализация в учебном процессе обеспечивает развитие личности школьников, овладение ими комплекса умений, формирование способностей использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной для адаптации к условиям проживания на определенной территории.

Предметными результатами освоения учащимися программы по литературы являются:

-знание авторов и содержание изученных художественных произведений, основных теоретических понятий, предусмотренных программой, и их соотношения: родов литературы (эпос, лирика и драма) и жанров всех трёх родов.

-представление богатства и многообразия жанров и знание наиболее распространенных жанров.

-умение характеризовать и оценивать главных героев произведений по их поступкам, объяснение значения деталей портрета;

-выразительное чтение художественных произведений, умение сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

^ Система оценки достижений обучающихся:

Оценка обучающихся при устном или письменном опросе проводится по пятибалльной шкале. Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий. Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.

СОДЕРЖАНИе тем учебного КУРСА

Введение (1 час)

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характеров и обстоятельств.

Личность автора и авторское отношение к героям.

^ Устное народное творчество

Народные песни (4 часа+ 1 часа р.р.)

«Пугачев в темнице», «Пугачев казнена». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.

Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная..», «Вдоль по улице метелица метет..» .

Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близости к природе, мужества,

верности слову и долгу.

Лирические и исторические песни татарского народа.

^ Древнерусская литература (2 часа + 1 час р.р. + 1 час вн.чт.)

Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

Теория литературы. Житие.

^ Для внеклассного чтения: Ю. М. Нагибин. «Огненный протопоп».

Русская литература XIX века.

В.А. Жуковский ( 2 часа+ 1 час вн.чт.)

Василий Андреевич Жуковский. Слово о поэте. Личность поэта. Баллада «Светлана» Русский национальный быт и обычаи, поэтические страдания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).

^ Для внеклассного чтения:

Баллады «Рыбак», «Перчатка».

Е.А. Баратынский ( 2 часа)

Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Весна, весна! Как воздух чист....» . «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза». Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта.

^ А.В.Кольцов ( 1 час)

Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика.«Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука».Самобытность дарования поэта. Стихи поэта — рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

^ А.С.Пушкин ( 5 часов+ 1 час на р.р.)

Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта.«Полтавский бой» («Горит восток зарею новой...»). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I . Прославление отваги русских солдат. Карл ХII. Авторское отношение к героям.

«И. И. Пущину», «Зимняя дорога», «Бесы». «Тучи». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.

Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

«Дубровский» (в сокращении). Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.

Роман Пушкина «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кинофильм «Дубровский»

^ М. Ю. Лермонтов (4 часа)

Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. «Парус», «Желанье» («Нет не тебя так пылко я люблю»).

Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Историческое прошлое в поэме. Картины быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с устным народным творчеством.

^ Н. В. Гоголь (2 часа + 1 час вн.чт. + 1 час р.р)

Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. «Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. Сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев. Романтическая приподнятость повествования.

Повесть Н. В. Гоголя в иллюстрациях художников.

Теория литературы. Жанр повести.

Для внеклассного чтения.

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

^ Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. (1 час)

Человек и природа в творчестве русских поэтов ХIХ века. Красота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость

и выразительность стиха.

Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «С поляны коршун поднялся», «Есть в осени первоначальной»,«Весенние Воды», «В небе тают облака....»

Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. «Боже мой! Вчера ненастье...», «Поле зыблется цветами...»

Алексей Константинович Толстой. Биография поэта. «Звонче жаворонка пенье...», «То было раннею весной...».

Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта. «Вечер», «Учись у них – у дуба, у берёзы», «Это утро, радость эта..»., «Заря прощается с землею...».

^ И. С. Тургенев (2 часа)

Иван Сергеевич Тургенев. «Бирюк». Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказе. Художественные особенности произведения.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Иллюстрации к произведениям Тургенева (П. Соколов, К. Лебедев, В. Маковский и др.). Портреты И. С. Тургенева.

Теория литературы. Композиция произведения.

Для внеклассного чтения:

И. С. Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и др. рассказы.

^ Н. А. Некрасов (2 часа + 1 час вн.чт)

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений. Теория литературы. Антитеза.

^ Для внеклассного чтения:

Н. А. Некрасов. «Вчерашний день в часу шестом..», «В дороге» и др.

Н. С. Лесков (1 час)

Николай Семенович Лесков. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Кузьмина, И. Глазунова к произведениям Лескова.

^ М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования в произведения.

Портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова к произведениям Салтыкова-Щедрина.

^ Л. Н. Толстой (1 час+ 1 час вн.чт.)

Лев Николаевич Толстой. Толстой на Кавказе. «Детство» (главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др.). Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.

Для внеклассного чтения.

Л. Н. Толстой. «Отрочество» (главы).

^ А. П. Чехов. (2 часа + 1 час к.р)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Высмеивание нравов общества, в котором человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон — художественный образ обобщающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе.

«Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.

Теория литературы. Юмор. Сатира.

Контрольная работа (тестирование)

^ Русская литература XX века.

А. А. Ахматова ( 1 час)

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. «Я научилась просто, мудро жить...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Сероглазый король», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст..», «Песенка».

Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.

^ С. А. Есенин ( 1 час)

Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые...», «Мелколесье. Степь и дали...».

Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.

^ В. В. Маяковский. ( 1 час)

Владимир Владимирович Маяковский. Биография поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Автор о роли поэзии в жизни человека и общества.

^ А. П. Платонов . (2 часа)

Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя.

Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключённой в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за всё сущее на земле.

^ К. Г. Паустовский ( 1 час + 1 час вн.чт.)

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.

Для внеклассного чтения:

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».

А. С. Грин ( 1 час)

Александр Степанович Грин. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Алые паруса»(в сокращении). Герои повести, их душевная чистота. Романтическая мечта героини о счастье. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.

^ А.Т. Твардовский ( 1 час)

Александр Трифонович Твардовский. Автобиография. «Есть обрыв, где я , играя…», «Спасибо, моя родная…», «Памяти матери».

Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. своеобразие языка стихотворений.

^ Н.А.Заболоцкий. ( 1 час)

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок», «Ещё заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».

Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.

^ Ю. П. Казаков ( 1 час)

Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя.

Для обсуждения:

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.

^ Ю. М. Нагибин ( 1 час)

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Мой первый друг, мой друг бесценный».Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.

^ Ф. А. Абрамов ( 1 час)

Фёдор Абрамович Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

^ Е. И. Носов (2 часа + 1 час вн.чт.)

Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.

«Живое пламя».

Для внеклассного чтения:

Е. И. Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы».

^ Н. М. Рубцов ( 1 час)

Н. М. Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя Родина»

Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.

^ В. П. Астафьев ( 1 час)

Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой». Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.

^ В. И. Белов ( 1 час + 1 час р.р.)

Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.

Урок развития речи. С. А. Есенин «Отговорила роща золотая», Н.А. Заболоцкий «В этой роще березовой», Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге»

^ Из литературы народов России ( 1 час)

Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине»

Зарубежная литература ( 3 часа + 1 час вн.чт.+ 1 к.р.)

Джек Лондон. Слово о писателе. «Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.

^ Урок внеклассного чтения. Дж. Байрон . Слова о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой».

Эдгар Алан По. Биография писателя. «Падение дома Ашер». Приключенческий рассказ американского писателя .

Контрольная работа (тестирование)

О. Генри «Дары волхвов»

Чтобы чтение стало интересным, для этого необходимо:

  • Развить эмоциональное восприятие ребёнка;

  • Научить его грамотному анализу прочитанного произведения;

  • Развить потребность в чтении книги;

  • Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающие высокие нравственные чувства;

  • Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, - трудная задача;

  • Содержание литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра(5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы(5-6,7-8,9 классы) первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Вторая группа - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому с первой группой нужно больше внимания уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, а со второй – активному чтению вслух и углублению истолкования художественного произведения. В 9 классе изучение литературы идёт на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателей, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература;

  • В 10 -11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко- литературной основе, монографическое изучение творчества классиков литературы. Объектом изучения являются произведения искусства слова.

В старших классах изучение литературы происходит на базовом уровне, который сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В 7-8 классах на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Главная идея программы:

От мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе от неё к русской литературе 19 и 20 веков.

Соблюдена системная направленность : от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме « Фольклор и литература» в старших классах, от сказок, стихотворных и прозаических произведений А.С.Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в старших классах (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Это и помогает подвести учащихся к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики литературных направлений, течений.

Программа включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие и т.д)

В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 5 класс- внимание к книге, 6 – художественное произведение и автор, 7 класс – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема в литературе, 8 класс - взаимосвязь литературы и истории, 9 класс- литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы, в 10 и 11 классах - линейный курс на историко – литературной основе.

ВАЖНО:

Предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного) Только тогда школьники придут к самостоятельному чтению, смогут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе. В решении этой важной задачи особую роль играют ^ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ – обращение к другим видам искусства, к традициям внутри литературы.

Принцип концентризма предполагает последовательное возвращение к одним и тем же произведениям. При этом на каждом этапе изучения перед учащимися ставятся различные задачи: познакомиться с писателем и его лучшими произведениями, углубить первоначальное впечатление, раскрыть контекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

Данная программа сохраняет преемственность с программой начальной школы, готовит школьников к восприятию линейного историко – литературного курса 10-11 классов. Подобный подход помогает учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - это живое поступательное движение.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение.

Поэтому формирование навыков чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке, к конкурсному чтению.

Особое внимание стоит уделить совершенствованию речи учащихся, систематически проводя работу по составлению рецензии, написанию сочинения, исследовательской работы.

УРОКИ внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности.

^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

В год

Внеклассное чтение

2

2

3

1

8

Творческие работы

1

2

1

1

5

Контрольные работы

-

-

1

1

2
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconРабочая программа по литературе составлена на основе: Федерального...
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273 фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconПояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа...
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. Рабочая учебная программа по...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса уровень: базовый
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconРабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29....
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Программы по литературе...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconДанная рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов: Федерального
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена...
Закон РФ №273-фз от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32)

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе: Закона...
Винзилинская начальная общеобразовательная школа Тюменского муниципального района

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconРабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе...
Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии...
По русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе: Федерального Закона РФ «Об образовании в рф» (от 29. 12. 2012 №273-Ф3) iconПояснительная записка статус документа Данная рабочая программа по...
Федерального Закона от 29. 12. 2012 г №276- фз «Об образовании в Российской Федерации»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница