Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку,




НазваниеРабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку,
страница1/5
Дата публикации25.01.2015
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе

образовательной программы)

ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480

2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3.Учебного плана МБОУ «СОШ №11 им. П. М. Камозина» г. Брянска на 2014-2015 учебный год.

3. Авторской программы среднего (полного) общего образования для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.П.Полухина,,2011). – М.: Просвещение, 2008 г.
^ Цели, решаемые при реализации программы:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ Данные цели обуславливают решение следующих задач:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия - и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике
^ Программа призвана обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

  • формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • воспитание речевой культуры учащихся.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


^ Технологии обучения, формы организации образовательного процесса

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, словарной работы, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная, языковая, информационная и культуроведческая компетенции.

Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Основной формой обучения является классно-урочная, программа предусматривает также проведение уроков-концертов, уроков-путешествий, уроков-экскурсий, уроков комплексного анализа произведений, уроков-экскурсий, уроков развития речи.
^ Виды и формы контроля

Основными видами контроля, проводимыми на уроках разных типов, являются:

Устный пересказ

Развернутый ответ на вопрос

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение

Рассказ-характеристика одного из героев

Создание плана произведения, отдельной главы, ответа

Тестирование

Мини-сочинения

Устное сочинение по картине

Самостоятельный анализ лирического произведения

Чтение наизусть
^ Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс – 5а, б

Количество часов

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

развитие речи – 12
Содержание программы

1 четверть

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.(1)




^ УНТ, из древнерусской литературы и литературы 18 в. (7)

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.




Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна – лягушка».




Художественный мир сказки «Царевна – лягушка». Сказочные формулы. Фантастика.




«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.




«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.




Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».




Из русской литературы ХУ111 века. М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.




^ Из литературы 19 в. (32)

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХУ111 века).




И.А. Крылов. Слово о баснописце. Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»




И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков – жадности, неблагодарности, хитрости. Понятие об аллегории и морали.




Выразительное чтение басен наизусть.




В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки.




В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Благородство и жестокость. Герои баллады.




А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» - поэтизация образа няни.




Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.




Выразительное чтение наизусть.




2 четверть




А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета.




Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль – победа добра над злом, гармоничность положительных героев.




Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.




Сочинение – развёрнутый ответ на вопрос по изучаемой сказке.




М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.




Изобразительно-выразительные средства стихотворения «Бородино».




Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.




Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».




Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.




Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.




И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.




Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим.




Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.




3 четверть




А.А. Фет. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения.




Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.




Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.




Сочинение – сравнительная характеристика героев.




А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.




Рассказы Антоши Чехонте.




Русские поэты Х1Х века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева.




Обучение анализу лирического произведения. Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.




^ Из литературы 20 в. (19)

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.




В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.




Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Портрет как средство изображения героя.




Классное сочинение по повети В.Г. Короленко. «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»




С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях.




П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера




К.Г. Паустовский. Герои и поступки в сказке «Теплый хлеб».




К.Г. Паустовский. Роль пейзажа в сказке.




К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского.




С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.




А.П. Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя рассказа.




4 четверть




В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.




«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.




А.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.




К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.




Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»




Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.




Образы и сюжеты литературной классики в юмористических рассказах Саши Черного




Из зарубежной литературы (9)




Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.




Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека и силе человеческого духа.




Х.К.Андерсен. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева.




В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.




Ж.Санд. «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном.




М.Твен «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев.




Нравственное взросление героя в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише»




Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconРабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconРабочая программа по немецкому языку в 6 классе составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2004)

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 5 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе 8 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 4 класс...
Федерального компонента государственного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана на...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, М., «Просвещение»...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05....

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05....

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница