Скачать 92.19 Kb.
|
З.Т. Веселова, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Интегрированный урок речевого развития для 10-11 классов (2 часа). Любовь в представлении русского языка и культуры: «Страна любви – великая страна» (В.С. Высоцкий). Создание эссеистического текста нравственного содержания. I. Творческая мотивация. - И.С.Тургенев писал: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Определите, какие слова в этом высказывании являются ключевыми (любовь-движение-жизнь). - Да. Любовь «движет солнце и планеты» (Данте), но чем может она стать для человека? На какие дела и поступки толкнуть? Как повлиять на его жизнь? Это чувство, которое неслучайно называют монархом среди чувств, «чудом цивилизации» (Стендаль), «печатью образа Божия в человеке» (С.Н. Булгаков), «самой естественной для человека страстью» (Паскаль), сложно и многогранно. Современный поэт И. Губерман так определяет «всеохватность» любви: ^ и как ты что ни назови, все виды наших отношений – лишь разновидности любви. В системе нравственных ценностей человечества чувство любви стоит в одном ряду с верой, надеждой, счастьем. Любовь – это дань ценностному содержанию человека. Это очень личное, очень интимное чувство, и вместе с тем понимание любви зависит и от времени, и от религии, и от особенностей национального менталитета. Вот сегодня мы и попытаемся разобраться, какой смысл вкладывается в это понятие, как связана с ним жизнь человека. ^ 1. Моделирование словарного портрета концепта «любовь». 1). Начнем с тех ассоциаций, которые вызывает у вас слово «любовь». Любовь- ……………………………………………………………………………… Каких ассоциаций возникло больше - положительных или отрицательных? Почему? ^ Положительные ассоциации, как правило, связаны с семантическими признаками «взаимопонимание», «влечение», «доверие», «гармония», «готовность прощать» и др; отрицательные - с семантическими признаками «несвобода», «обман», «страдание», «болезнь» и др. 2). А теперь попытаемся осмыслить это понятие, для чего обратимся к словарным статьям. Любовь-1) чувство глубокой привязанности к кому-л., чему-л.; 2) чувство расположения, симпатии к кому-л. 3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола; 4) внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-л.; (Словарь русского языка в 4-х томах) Любовь-1) чувство самоотверженной, сердечной привязанности; 2) склонность, пристрастие к чему-л. (Словарь Ожегова) - Выпишите из данных определений ключевые слова: любовь- привязанность, расположение, симпатия, склонность, влечение, стремление, тяготение, пристрастие. - Уже этот ряд показывает, как «велика страна любви». Но каждое из определений можно расширить. Возьмем, например, «чувство горячей сердечной привязанности». Любовь - увлечение, влюбленность, страсть. (Словарь синонимов) - Чем же различаются эти понятия? (Силой чувства). Подберите эпитеты к каждому из синонимов. - Познакомьтесь с формулой любви, которую предложил один из древних восточных философов. Принимаете ли вы ее? ^ 2. Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта «любовь». 1). Объектов любви великое множество. Мы убедимся в этом, составив словосочетание с этим словом. Любовь к близким, любовь к родине…………………………………………………… Продолжите этот ряд. Учитель. Не случайно, наверное, почти на всех языках мира называют одинаково «любовью» чувства, в сущности, разные. Любят женщину и какое-то время года, ребенка и природу, музыку и лес, родину и антоновские яблоки. Любовь – это абсолют, это смыслообразующая ценность. Человек, говорящий «люблю тебя», объясняется в любви всему миру. Но в этом духовном единстве существует и определенная иерархия. О ней повествует библейская легенда об Иове. 2). Легенда об Иове. Иов был добродетельным человеком, но Бог, чтобы испытать его силу любви, разрешил сатане отобрать у него и стада, и дочерей, и сыновей, и покрыть его тело язвами. Безмерность утрат не ослабила любви Иова к истине, веры в ее торжество. За эту любовь вернулись к нему и дети, и стада. И когда вернулось все утраченное, испытал печаль. Почему? - Любовь утратила сосредоточенность на высшем - на любви к Богу. Что может быть высшим в иерархии любви? - Родина, человечество, природа, истина, искусство (Рембрандт), Бог (Иов)….. И если высшее в этой иерархии разнообразно, то основанием, фундаментом может быть только одно - любовь к себе. Но какой должна быть эта любовь к себе? Ответить на этот вопрос поможет одна аллегорическая история. 3) Аллегория- иносказание. Закончите иносказание. В Канаде стаи перелетных птиц все время разбивались ночью об ослепительно освещенную и высоченную телебашню. Тогда погасили огни, чтобы они не манили, не убивали птиц… 4) - О духовном единстве всеобъемлющего чувства любви свидетельствует и то, что говорят о нем на одном метафорическом языке. а) Прочитайте текст. Вставьте вместо пропусков подходящие глаголы. Почему «могучий огонь» в очах Данко испугал людей? (Можно гореть и ненавистью, и любовью). Много людей стояло вокруг него (Данко), но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце …негодование, но от жалости к людям оно … Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце … огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах … лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и … очи, и они насторожились, как волки. (М. Горький) Слова для справок: вскипеть, погаснуть, вспыхнуть, засверкать, разгореться. Комментарий для учителя. Решение этой задачи помогает ученикам реконструировать важные детали наивной картины мира эмоций, отражающие концептуализацию положительных эмоций (любовь) в языке как светлых и отрицательных (злость, ярость) – как тёмных. Поэтому нельзя, например, светиться злостью. Однако глаголы, в которых идея света сочетается с идеей блеска или огня вполне нейтральны к противопоставлению светлых и тёмных эмоций. б) - Прочитайте текст. Подчеркните в нем однокоренные слова, объясните их употребление. На какой развернутой метафоре строится текст? ^ Как из надвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор свершающегося) молнии скрытого разгорающегося огня. Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был погружен в созерцание этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе. … … … ^ в) Постройте из данных предложений текст. Определите его тему (тема любви) и основную мысль (Чтобы твоё чувство было понятно не только тебе, но и другим, учись «языку» любви). Выпишите метафоры любви из последнего монолога Снегурочки («сладкий дар любви», «огонь любви», «таять от любви»), а также контекстуальные синонимы к слову «любовь» («блаженство», «восторг», «истома», «радость», «нега»). Проверьте по словарю их значение. Какой из синонимов является устаревшим? (Нега). Что же побеждает в «весенней сказке» А.Н. Островского: любовь или смерть?
Но что со мной: блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! О, мать-Весна, благодарю тебя за радость, За сладкий дар любви! Какая нега, Томящая, течёт во мне! О Лель, В ушах твои чарующие песни; В очах огонь… и в сердце… и в крови Во всей огонь… Люблю и таю, таю…
Ключ: порядок расположения предложений – 3, 1, 4, 2. - Подведем некоторые итоги. О какой любви говорится в каждом их текстов? Какая метафора объединяет эти тексты? (Любовь: огонь- пожар- пламя). ^ Огненная метафора любви (отождествление любви и огня) – одна из самых частотных среди образных составляющих концепта «любовь»: «О вы, которые любовью не горели,\ Взгляните на нее – узнаете любовь» (Пушкин): «Кто-то кричал: «Пожар!... Пожар!..» /А это любовь была» (Р.Рождественский). - С огнем не шутят. А с любовью? Как может повлиять она на человеческую жизнь? 3. Концепт «любовь» в художественной картине мира русских писателей. 1). Прочитайте текст. Какие моменты своей жизни вспоминает Андрей Болконский? Как связаны они с тем чувством, которое он испытывает? Определите характер этого чувства. (Возрождение к жизни). И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывал те неразумные, невыразимые слова, тайные, как преступление, мысли, связанные с Пьером, со славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. 2). Прочитайте текст. Подчеркните ключевые слова, раскрывающие характер чувства, которое испытывал Павел Петрович к княгине Р. Объясните их употребление. Как повлияло это чувство на жизнь героя? Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещевания начальников, и отправился вслед за княгиней, года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало(…) В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. (…) Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю клею. Как отравленный бродил он с места на место. (…) он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. - Какой вывод мы делаем? - С любовью не шутят. Это чувство способно возродить человека к жизни, но оно может и вычеркнуть его из жизни. III. Творческая работа (по выбору учеников).
1. Нельзя человеку прожить без любви, потому что она дана нам от Бога и от природы… 2. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни, великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им… 3. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека… 4. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу… 5. Без любви мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение. |
![]() | Интегрированный урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) | ![]() | Садитесь. Ребята, сегодня у нас интегрированный урок чтения и музыки. А это значит, что мы с вами будем не только читать, но и слушать... |
![]() | Оборудование: принадлежности для сервировки стола; инструкция для сервировки стола; опорные карточки для индивидуальной работы | ![]() | Аннотация к уроку: Интегрированный урок( трудовое обучение+изо+музыка+ окружающий мир) для начальных классов по теме |
![]() | Учитель истории – Сегодня мы проводим необычный урок. Урок, который в практике носит название интегрированный или бинарный. Вы уже... | ![]() | ... |
![]() | В последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения... | ![]() | Интегрированный урок литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, 1класс |
![]() | Анализ разработанности теоретических основ методики развития детского речевого творчества | ![]() | Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и... |