            
Интегрированный урок географии, русского языка, литературы и ТРИЗ. 6 класс.
Тема урока: «Наводнение на реках».
Пархоменко Елена Андреевна,
учитель географии,
1 квалификационная категория;
Денисюк Лариса Серафимовна,
учитель русского языка, литера-
туры, ТРИЗ,
1 квалификационная категория.
МОУ «СОШ № 5»
г. Усть-Илимск
2011 г.
Интегрированный урок географии, русского языка, литературы и ТРИЗ. 6 класс.
Тема урока: «Наводнение на реках».
^ – комбинированный.
Форма проведения – работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; мультимедийная презентация, физическая карта полушарий, схема «Строение речной долины», магнитофон, аудиозапись «Наводнение», рисунки детей на тему «Наводнение», карточки-задания.
^ познакомить учащихся с понятием «наводнение», его причинами, особенностями и наиболее памятными наводнениями.
Образовательные задачи урока:
Дать определение понятию «наводнение»
Познакомить школьников с наиболее памятными и катастрофическими наводнениями в Санкт – Петербурге, Китае.
Объяснить причины и особенности наводнений.
Учить детей видеть образные средства выразительности литературного языка.
^ воспитание любознательности, любви к своей Родине, расширение кругозора, воспитывать потребность в личностном саморазвитии, уверенность в своих возможностях, способность открыто выражать свои чувства, осознание ответственности за свои действия, воспитывать бережное отношение к природе, сохранению ресурсов земли.
^ продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи диалектического мышления учащихся, правильной и выразительной устной речи учащихся, внимания; продолжить формирование умений работы с раздаточным материалом; продолжить развитие творческого мышления, способного принимать нестандартные решения в критических ситуациях.
Опорные понятия, термины
| Новые понятия, термины
| Река, речная долина, русло, меандры, старица, пойма, надпойменные террасы.
| Наводнение.
| ^ сделать проект защиты городов от наводнений без угрозы для окружающей среды; проект представить в виде схемы или рисунка с описанием.
^
| Деятельность учителя
| Деят.
уч - ся
| Дидак.
обесп.
| Формирование
УУД
| Организацион-ный
момент
Мотивация и целе-
полага-ние
Организация работы в группах
Выполнение заданий в группах (работа по созданию проектов) Отчёты о работе групп
Рефлексия.
| ^
1) Мотивация на работу по теме урока.
2) Определение темы на основе анализа отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»:
(^ читает отрывок из поэмы)
Над омрачённым Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В краю своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной;
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
- В какое время года происходит описание событий? (осенью).
- О каком же грозном явлении природы пишет автор? (о наводнении).
-Какими средствами выразительности А.С.Пушкин изобразил это грозное явление?(сравнение, олицетворение, инверсия)
-Откройте тетради и запишите тему урока: «Наводнение на реках».
3) Формулирование учебной цели урока.
^ Разберите слово «наводнение» по составу.
- Какой корень в этом слове?
-Значит с чем это явление связано? (с водой)
Учитель географии:
-А как вы представляете наводнение?
Поможет представить вам наводнение, силу природы, могущество и зависимость человека от неё. Послушайте звуки стихии. Во время звучания музыки вывешиваем рисунки детей с изображением разбушевавшейся водной стихии.
-Что происходит при наводнении? Попробуйте сами дать определение наводнению (ответы учеников обобщаются учителем, и определение записывают в тетрадь): НАВОДНЕНИЕ - это грозное явление природы, при котором река выходит из берегов из-за резкого подъёма уровня воды, при этом затапливает прибрежное пространство.
- Руководствуясь схемой «Строение речной долины», вспомните и дайте определение всех её составных частей (река, речная долина, русло, межень, меандры, старица, пойма, надпойменные террасы) 
Река, естественный водный поток, текущий в выработанном им русле и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока вод.
Река течёт в пределах речной долины – линейно – вытянутого понижения.
Речная долина включает русло – самую низкую часть, в пределах которой река течёт в период межени - самый низкий уровень воды в реке. Русло часто имеет причудливую форму, образуя множество крупных излучин – меандр. Иногда река спрямляет своё русло и образует отчленившийся от русла водоём – старицу. Заливаемая во время половодий и паводков часть речной долины называется поймой. Река переоткладывает твёрдый материал и постоянно формирует свою пойму, меняет очертания излучин – меандр. Постоянно углубляя свою долину, река формирует надпойменные террасы – остатки бывших пойм, расположенных на разной высоте, подобные огромным ступеням.
- В каких случаях происходит наводнение? (при выпадении сильных дождей, усилении таяния снега или ледников).
^
А бывают наводнения, которые не зависят от количества выпавших осадков или таяния снегов. Примером могут быть наводнения, случающиеся часто на реке Неве. Самым разрушительным и грозным было наводнение 1824 года, которое А. С. Пушкин отразил в поэме «Медный всадник»:
^
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клочка, и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решёткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружён.
-Какие средства выразительности помогают нам представить разбушевавшуюся Неву?(олицетворение, сравнение) С чем сравнил Александр Сергеевич Неву? Почему?
^
- Прослушайте сообщение о том, как произошло наводнение на реке Неве, и определите причины его возникновения (1 группа):
День 6 ноября, предшествовавший наводнению, был дождливым; с самого утра дул юго-западный ветер, сырой и пронзительный. К ночи ветер усилился. К 8-9 часам утра 7 ноября вода поднялась на 130 см выше обычного уровня. Ветер всё усиливался и вскоре перешёл в бурю. В 10 часов утра вода вышла из берегов, а к 12 часам утра уже было затоплено 2/3 города. В полдень по улицам города неслись бурлящие потоки воды; по Неве, каналам и улицам носились баржи, плоты, крыши домов, вырванные с корнем деревья. К 2-3 часам дня вода достигла наибольшей высоты-4,1 м выше обычного и затем стала быстро спадать, гораздо быстрее, чем поднималась. В 7-8 часов вечера вода уже вошла в берега. Следующий день, 8 ноября, выдался ясным, солнечным.
(2 группа)
Наводнение в 1824 году произвело огромное опустошение, после которого потребовалось многие годы на восстановление хозяйства города. «Галерная гавань представляла вид ужаснейших развалин: большие суда лежали во множестве по улицам и дворам; в некоторых местах, где были ряда домов, сделались площади, поперёк улиц стояли и лежали снесённые дома и крыши; разными обломками и домашней утварью была общая часть улиц так завалена, что почти не было возможности пройти, со всех сторон под грудами развалин видны были трупы людей и домашнего скота».
Погибло около 500 человек, разрушено 462 дома, и 3681 повреждён; стихия унесла 3609 лошадей, быков, коров, коз и свиней; испорчено 900тыс. пудов муки, 300тыс. пудов сахара. Общий убыток от наводнения составил около 20 млн. рублей.
^
-Итак, каковы же причины наводнения на реке Неве? (отчёт групп):
Причины наводнений на реке Неве:
Воздушные вихри, поднимающие воду в Балтийском море и способствующие возникновению длинной волны.
Продолжительно дующий в сторону Финского залива юго-западный ветер.
Учитель географии обобщает и дополняет ответы учащихся:
Одна из причин данного наводнения – это непрерывно дующий в сторону Финского залива юго-западный ветер. Второй причиной наводнения является воздушные вихри, которые засасывают воду с поверхности Балтийского моря, проходя над ним. В каком-то участке моря вода поднимается выше среднего уровня. В результате образуется «ступень» в уровне воды Балтийского моря, что приводит к возникновению длинной волны. Её длина достигает сотен километров, но высота небольшая -40-60 см. В открытом море они почти незаметны, но, приближаясь к берегу, высота волны резко увеличивается, т. к. залив становится мельче, так возникает наводнение. Волна пробегает Финский залив за 7-8 часов со скоростью до 100км/час.
Столь же грозными и губительными бывают ежегодные наводнения на реках Дальнего Востока и Китая.
- Прослушайте сообщение о наводнениях на реках Дальнего Востока и Китая и определите причины их возникновения (3 группа):
Дальневосточные реки преимущественно горные, со значительными скоростями течения и быстрыми подъёмами уровней во время муссонных дождей и, особенно во время ливней, связанных с тайфунами. Основная масса осадков выпадает летом в виде ливневых дождей, которые могут, продолжаться 2-3 суток. Эти дожди часто становятся причинами губительных наводнений на реке Зее и её притоках. Лишь сооружение Зейской ГЭС уменьшило их опасность.
К числу самых больших наводнений в мире относят наводнение в китайской провинции Хэйнань. Это была настоящая катастрофа. Вышедшая из берегов река Хуанхэ прорвала огромную плотину близ города Кайфын, и всё, что возвышалось над землёй, было безжалостно смыто. Большая территория, по площади равная Голландии, на время превратилась в озеро. Погибло 900человек. Китайцы называют Хуанхэ жёлтым зверем, рекой бедствий. И действительно, она нередко совершает опустошительные набеги на землю. Там, где бесновались её грязно-жёлтые воды, остаются лишь руины.
-Итак, каковы же причины наводнений на реках Дальнего Востока и Китая?
Причины, вызвавшие наводнения:
1. Длительные дожди, вызванные муссонами и тайфунами;
2. Тропический ливень.
Учитель географии:
В нашем районе крупное наводнение было 47 лет назад, в районе п. Невон. Старожилы помнят это наводнение, которое произошло до того времени, как были построены Братская и Усть - Илимская плотины. 
-Что вызвало наводнение в п. Невон? (обилие снега, выпавшего за зиму и отсутствие ГЭС).
^
Учитель ТРИЗ:
- Итак, ребята, мы с вами уже знаем, что представляет собой наводнение, знаем и причины этого грозного явления, а теперь, используя карточки с заданием, попробуйте решить проблемы:
1. Как защитить себя от наводнений?
2. Что можно бы было сделать до начала наводнения? Используйте приём «Обратить вред в пользу» и приём «Сделай заранее», « Гирлянда ассоциаций».
(ученики работают в группах, обсуждают и выступают со своими решениями).
Проекты защиты от наводнений:






^ Наводнения не могли не вызвать к жизни проекта защиты от них. Первый такой проект начал осуществляться при Петре Великом на реке Неве. В некоторых местах вдоль берегов приступили к строительству дамбы. Но грунт оказался тонким, болотистым и работы пришлось прекратить. Инженер и учёный П. П. Базен выдвинул свой проект, по которому сооружается земляная дамба длиной 20-25км. Высота дамбы около 5м. В дамбе было предусмотрено устройство специальных водопропускных отверстий, а также ворот для прохода судов. Этот проект не нашёл поддержки у царских властей. В наше время (21век) этот проект уточнили и дополнили. Для защиты от волн со стороны Финского залива была построена дамба высотой 6-7м над уровнем моря. В теле дамбы устраиваются специальные водопропускные отверстия и ворота, которые будут закрываться. Дамба прекратит доступ водам Финского залива, а чаша, образовавшаяся к востоку от дамбы, станет заполняться невской водой.
Д/З: сделать проект защиты городов от наводнений без угрозы для окружающей среды; проект представить в виде схемы или рисунка с описанием.
-Итак, давайте подведем итог нашему занятию.
-Что, по-вашему, сегодня на уроке было главным?
-Что нового Вы узнали?
-Чему Вы научились?
^
Главное, что сегодня мы с вами сделали, узнали, что представляет собой такое грозное явление природы, как наводнение, выяснили причины образования наводнений и предложили некоторые варианты решений защиты от них.
-У каждой группы на столе есть оценочный лист, поставьте себе оценку за работу на уроке и оценку работе своей группе.
^
Фамилия, имя
| Само-оценка
| Оценка груп-пы
| Оценка учителя
| Итогова Д/З слайд 15
я оценка
| 1. Абдулоева Н.
2. Афанасьев М.
3. Буравцов С.
4. Бурнашёва Н.
5. Володина У.
|
|
|
|
| Учитель географии: Мы сегодня удовлетворены вашей работой. Посмотрите на последний слайд и улыбнитесь друг другу. Спасибо вам за урок!
| Приветствуют учителя, провер-ка наличия средств обуче-ния
Формулируется УЗ вместе с учащимися
Беседа, отвечают устно.
Запись темы урока в тетрадях. Устно формируют цель урока.
Разбор слова «навод-нение» по составу
слушают звуки
Формулируют опреде-ление «на-воднение» и записы-вают его в тетрадь
Представители групп по выбору учителя устно дают определение понятий по схеме «Строение речной долины».
Беседа
Слушают отрывок из поэмы «Медный всадник»
Учащиеся в группах получают задание, готовят выступление.
Работа в группах: определение причин наводнения на реке Неве и запись причин в тетрадь.
Учащийся рассказывает подготовленное сообще-ние
Работа в группах: составление отчётных проектов Защита проектов
Слушают дополнительную информацию.
Записывают д/з
| Тетради, учебники, дневники
Отрывок из поэмы слайд 2
Тема урока: «Наводнение на реках» слайд 3.
Цель урока слайд 4.
УЗ, слайд 5
УЗ
слайд 6
схема «Строение речной долины» слайд 7.
отрывок из поэмы слайд 8.
Фотография наводнения на реке Неве слайд 9
Причины наводнений на реке Неве слайд 10
Наводнение на реках Дальне-го Востока слайд 11
Фотография п.Невон слайд 12.
Приёмы ТРИЗ слайд 13.
Слайд 14-20
Д/З слайд 21
Рефлексия слайд 22
|
Познав.
Исслед.
УУД на основе анализа отрывка из поэмы
Языковые
УУД
Познав.интелл., регулят. УУД -умение ставить учебную цель.
Языковые
УУД
Познават. УУД
Познав., интелл.УУД
Личност.УУД
Познав.УУД
Языковые УУД
Познав., коммуникат., личност. УУД
Познав., коммуни-кат., исслед.
личност. УУД
Познавт.УУД
Познав., исслед., личност. УУД
Личност.
УУД
Рефлексивные УУД
| |