Методические рекомендации по организации изучения дисциплины




Скачать 47.13 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дата публикации31.07.2013
Размер47.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Методические указания для преподавателей
Программа курса «Коррекционная и специальная педагогика» реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий и семинаров, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, созданием тематических портфолио и творческих проектов, докладов для научно-методических студенческих конференций.

Лекции – монолог лектора, при котором аудитория воспринимает материал на слух. Но в преподавании данного курса используются видео-лекции (с использованием компьютерных презентаций). Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей. При подготовке лекционного курса и конкретной лекции педагогу необходимо опираться на литературу последних лет: учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и т.д. лекция должна отражать новейшие достижения теории и практики по проблеме. Полезно рисовать перед студентами общую картину курса, его логическую структуру, взаимосвязь отдельных вопросов и вытекающую отсюда схему их изучения. Начиная каждый модуль курса, необходимо охарактеризовать его место в общем плане дисциплины, взаимосвязь с предыдущими разделами и значение для будущих разделов. В начале курса необходимо осветить его роль в системе наук, его значение для будущей практической деятельности специалиста. Излагаемый на лекции материал должен соответствовать программным требованиям относительно объема необходимых знаний по дисциплине. Важнейшие качества лекции – это логичность, ясность, понятность, научность, системность, наглядность и т. д. При изложении лекционного материала необходимо четко давать определения, делать выводы, разъяснять наиболее трудные места, приводить примеры, ставить проблемные вопросы. При этом предпочтительнее использование отдельных элементов инновационных педагогических технологий – лекции – диалог, лекции - полилог.

На семинарских занятиях задачами преподавателя являются создание доброжелательной рабочей атмосферы в группе, организация дискуссии по проблемным вопросам, текущий контроль освоенности студентами материала. Преподаватель оценивает как выступления студентов, так и их оппонентов. При этом учитывается глубина знаний, умение излагать свои мысли, способность к обобщениям и выводам. Студенты должны учиться отстаивать свою точку зрения.

На практических занятиях рекомендуется использовать психодиагностические методики в целях самопознания и самосовершенствования студентов. Методики должны быть валидными, надежными, стандартизированными. При проведении методик необходимо учитывать требования к процедуре проведения тестирования, к обработке полученных материалов.
^ Методические указания для студентов
1. Рекомендации по планированию, организации, контролю и самоконтролю в процессе изучения дисциплины. В первую очередь студентам необходимо ознакомиться с целью и задачами дисциплины «коррекционная и специальная педагогика», технологической картой дисциплины, основной и дополнительной литературой. Для успешного освоения курса обязательно посещение лекций, во время которых рекомендуется вести записи: выделять основные понятия, факты, выводы, и семинарских занятий, выполнение заданий для самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов по курсу «коррекционная и специальная педагогика» заключается в самостоятельном изучении вопросов программы, не рассмотренных в лекциях, также в подготовке к практическим занятиям, а также конспектировании либо аннотировании первоисточников. При подготовке к занятиям студенту необходимо:

- тщательно изучить содержание программы и теоретический материал, изложенный в лекции;

- изучить основные термины и понятия по теме, при необходимости дополнить новыми определениями;

- изучить и законспектировать материал, не рассмотренный на лекциях и практических занятиях, и предложенный преподавателем для самостоятельного изучения, ориентируясь на вопросы к практическому занятию;

- прочитать и законспектировать литературу для самостоятельного изучения, выделив на полях основные идеи и взгляды автора, касающиеся рассматриваемых на занятии вопросов.

Контроль за самостоятельной работой осуществляется преподавателем, как на занятиях, так и в дополнительное время, представленное для индивидуальной работы со студентами.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен тщательно подготовить свое выступление. Сообщение по отдельному вопросу должно быть полным, понятным, логичным, проблемным. В конце сообщения необходимо подвести итог и сделать выводы. Желательно, чтобы студент отразил авторскую позицию с опорой на свой практический опыт по данному вопросу. Студенты анализирует выступление, выделяя в ходе дискуссии структуру выделяемого материала, логику, убедительность, аргументированность и доказательность, задают вопросы уточняющего проблемного характера. На семинарском занятии студентам рекомендуется активно участвовать в дискуссиях по проблемным вопросам, в решении ситуационных задач по теме, заниматься самодиагностикой и самоанализом.

При подготовке к промежуточному контролю желательно повторить весь пройденный материал на лекциях и семинарских занятиях, просмотреть литературу по данной теме, ответить на вопросы для самоконтроля.
2. ^ Рекомендации по работе с учебной, научной, справочной литературой. При подготовке к семинарским занятиям необходимо опираться на литературу последних лет: учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, словари, справочники и т.д. желательно пользоваться литературой, предложенной преподавателем. Особое внимание следует обратить на учебник для вузов «Специальная педагогика» Назаровой Н.М., который написан с учетом современных достижений науки, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. В предложенной учебной литературе рассматриваются общие вопросы педагогики. При подготовке к занятиям полезно пользоваться источниками: Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии/ под ред. Т.А. Власовой. 1983., Кащенко В. П. Педагогическая коррекция.–– М. 1994, Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие./ под ред. Б.П.Пузанова.– М.1998.

Большую часть данных пособий составляют иллюстрированные материалы, позволяющие создать наглядные представления о содержании курса по общей психологии. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями.

Прежде чем искать ответы на вопрос в книгах следует попытаться выработать собственную позицию по данной теме. Для понимания сложного текста необходимо прочитать его несколько раз, сделать выписки, выводы из прочитанного и критически осмыслить. Для углубленного понимания специальной литературы важно систематически использовать справочники и словари. При подготовке сообщения необходимо конспектировать проработанную литературу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены...
Федосеев А. И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Методические рекомендации по изучению дисциплины...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины зарубежная литература...
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры раннего изучения иностранных языков...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины зарубежная литература...
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры раннего изучения иностранных языков...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Список литературы
...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины теория организации для студентов
Лазутина А. Л. Теория организации: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов – вгипу, 2011

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины история философии
Именно в этом качестве она была впервые использована выдающимся учёным-историком и педагогом В. Н. Герье в Московском университете...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации защиты контингентов, профессионально связанных с лесом
Методические рекомендации предназначены для организации профилактики и борьбы с клещевым энцефалитом и другими природно-очаговыми...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы» для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теплотехника» подготовлены...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной форме обучения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница