Проекта




Скачать 164.56 Kb.
НазваниеПроекта
Дата публикации13.08.2013
Размер164.56 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Министерство образования Московской области ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

Итоговая проектная работа по вариативному модулю « Инновационная

деятельность педагога» 72 часа

ТЕМА ПРОЕКТА: «Гражданин отечества- к 300-летию М.В. Ломоносова»

Автор-составитель ОборотоваТ.А. преподаватель общетехнических дисциплин

Москва, 2011 г.
Придавая большое значение оформлению аудитории, мы поместили в ней большой портрет М. В. Ломоносова, художественные иллюстрации о жизни великого ученого, транспаранты с вы­сказываниями о нем. Среди них:

^ В. Г. Белинский

На берегах Ледовитого моря, подобно север­ному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказывало собою, что человек есть человек во всяком сос­тоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному.

^ А.С. Пушкин

...Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

В.Г. Белинский

С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим.

^ Н. Г. Чернышевский

Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага Родины. Он хотел служить не чистой науке, а только Отечеству.

^ А. Н. Радищев

Прославиться всяк может подвигами, но ты был первый. Самому всесильному нельзя отьять от тебя того, что дал. Родил он тебя прежде других, родил тебя в вожди, и слава твоя есть слава вождя.

(Звучит музыка В. Баснера «С чего начинается Родина»?)

^ Вступительное слово

Его имя известно всему миру. Он пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым вопло­щением его дерзновенной мощи.

Гениальный сын русской земли, ставший ее любовью и гордостью, посвятил всю свою жизнь прогрессу науки и процветанию истины во имя чести и блага России.

(Звучит музыка «Концертный марш» И. Ду­наевского — начало; или «С чего начинается Родина?»— 1 куплет-муз. Баснера, стихи М. Матусовского).

В это время возлагаются цветы к портрету М. В. Ломоносова.

Чтец

Я памятник себе воздвиг Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику честь мою, как жизнь скончаю.

Ведущий

Эти слова из последнего ломоносовского перевода Горация полностью относятся к самому М. В. Ломоносову. Ему — великому гражданину, ученому, прославившему Россию,— мы и посвя­щаем наш вечер.

Чтец

В здании Академии наук в Санкт-Петербурге на противоположной от входа стене находится большая мозаичная картина. На ее переднем плане — Петр Первый с поднятой шпагой, верхом на коне. Эта картина, изображающая Полтавскую битву,— работа Михайло Ломоносова.

Ведущий

Ученый и поэт, художник и гражданин, он вместил в себя всю историю русского государства, радости и горести, силу и щедрость народа рус­ского. Он был борцом за честь и славу его, за чистоту и бескомпромиссность науки.

Чтец

Диапазон исследований ученого необычайно широк: химия и физика, навигация и морепла­вание, астрономия и филология, история и право. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же извес­тны его заслуги на почве народного просвещения. По его инициативе был открыт в 1755 г. Мос­ковский университет.

Ведущий

Целью жизни Ломоносова до самого послед­него дня было «утверждение наук в Отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины. Он относится к числу тех, кто сердцем и умом укреплял дух народа, будил его к новым свершениям.

Чтец

М. В. Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) в 1711 г. близ Холмогор, в 80 км от г. Архангельска, в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.

Во время далеких и трудных путешествий с отцом на парусном судне «Чайка» Михаил зна­комился не только с могучей северной природой, но и с производствами, например, соляными варницами Белого моря и Вавчужской нефтью. Глубокий интерес возбуждали в нем нарожда­ющиеся в послепетровскую эпоху промышлен­ность, торговля и техника.

Первыми учителями Михайло Ломоносова были могучая северная природа и неустанный труд человеческий.

(Музыка Римского-Корсакова «Песня варяж­ского гостя»).

Ведущий

Грозная морская стихия, отважная охота на тюленей и китов, опасные встречи с айсбергами выработали с отроческих лет в Ломоносове упор­ство и находчивость. Величие же и загадочность

окружающей природы с ее северными сияниями рано пробудили в нем любознательность и поэтическое чувство.

Чтец

Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Юноша раздобыл лучшие по тем вре­менам книги: «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, включавших в себя, кроме курса начальной математики, сведения по физике, географии, астрономии, навигации. Книги эти Ломоносов называл «вратами своей учености». С ними он никогда не расставался, носил везде с собой и, непрестанно читая, «вы­твердил их наизусть».

Страстная жажда знаний побудила Михайлу Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 г. с попутным рыбным обозом и отправиться в Москву «за наукой».

^ Ведущий

Обращаясь к босоногому крестьянину — мальчишке — школьнику,— Некрасов ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами:

Чтец

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай, да не трусь. Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Сколько славных-то и знай — Столько добрых, благородных, Сильных, любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

(«Школьник»)

(Демонстрируется кадр из документального фильма о Ломоносове).

Чтец

В начале января 1731 г. Михайло Ломоносов прибыл в Москву, где поступил в единственное высшее учебное заведение того времени — Славяно-греко-латинскую академию.

^ Ведущий

На русском севере крестьяне не знали крепос­тного права. Однако доступ в академию и некре­постным крестьянам был заказан. В силу этого Ломоносов вынужден был выдать себя за сына священнослужителя. Из-за незнания латыни он был зачислен в первый класс (ему 19 лет) этого восьмиклассного учебного заведения.

Чтец

Жить и учиться было очень трудно. Он писал о несказанной бедности: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку квасу, на денежку хлеба, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

Чтец

Родные Холмогоры вспомнил, Со ставнями резными дом, Церковку с белой колокольней И тучи с моря над селом. Сейчас там топят жарко печи, И мачеха уху варит. Отец, всегда скупой на речи, Угрюмо что-то мастерит... И умывается примерно С мурлыканьем довольный кот. Отец следит за ним, наверно, Чтоб знать, откуда гость придет. Живи себе, забот не зная! А лососины сколько там! К тому ж (ухмылка озорная Скользнула по его 1убам), К тому ж красивая невеста, Царевне сказочной под стать. Так нет же, в Холмогорах тесно, Пришел в Москву поголодать...

(А. Марков «Михайло Ломоносов)

Ведущий

Ломоносов был высокого роста и намного старше одноклассников. «Школьники, малые ребята,— вспоминал он впоследствии,— кричат и перстами указывают: смотри, де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!»

Но ни бедность, ни насмешки не отбили у него охоты к знаниям. На удивление всем, Ломо­носов прошел за один год программу трех классов и настолько овладел латинским языком, что на­ряду с русскими стал сочинять и латинские стихи.

Чтец

В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук, учрежденную Петром I. Здесь он начал обучаться немецкому языку, латыни, математике, риторике,

географии, истории и танцам. Занятия по мате­матике включали и физику.

Чтец

Петра Великого Россия Из атласа предстала вдруг. На карте вехи заводские И рудников значки вокруг. И радостно Михайле стало: «Авось не будем на поклон Ходить, как сотни лет бывало, К соседям нашим за кордон». Кому другому, а помору Известно с детства, что леса — Земли могучая краса — Шли под топор, да без разбору. Потом грузились корабли Добротным ароматным тесом. Взамен — отсталым, диким россам Гребенки дамские везли.

(А. Марков «Михайло Ломоносов»)

Чтец

Через год в числе трех наиболее способных студентов он направляется в Германию для изучения химии, металлургии и горного дела.

Чтец

Философ Христиан Вольф, у которого Ломо­носов изучал физико-математические науки, так аттестовал его:

«Молодой человек с прекрасными способ­ностями. Нисколько не сомневаюсь, что со вре­менем..., по возвращении в отечество, он может принести пользу государству».

В 1741 г. Михаил Васильевич возвращается в Петербург. В 1742 г. его зачисляют в штат сот­рудников Петербургской академии, а в 1745 г. он получает кафедру профессора химии.

Ведущий

Молодой ученый стремился приобщить к науке возможно большее число русских юношей с тем, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство. Он первый из русских ученых прочитал курс лекций по физике для широкой публики.

Чтец

Где приходилось горше россам, Чем здесь, (в столице — и вовек) Здесь не привыкли, чтоб ученым Вдруг стал бы русский человек. «Живет мужик непросвещенным И будет жить из века в век... Да и зачем ему науки? С него довольно «Отче наш». Привыкшие к оглобле руки Не сдержат тонкий карандаш»,— Так рассуждали иностранцы...

Чтец

И, может быть, в веках впервые Пришел он и воскликнул:— Нет! Иной мне видится Россия, Над нею близится рассвет. ...Народ мой в силах доказать. Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!

(Музыка Чайковского «Времена года»).

Чтец

Ломоносова можно со всей справедливостью назвать не только первым русским физико- химиком, но и первым физико-химиком вообще.

До него химия в противоположность физике многими считалась даже не наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые опре­делил химию как науку о превращении веществ.

В 1748 г. после ожесточенных столкновений с академическим начальством он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.

(Кадр из документального фильма «Ломо­носов»).

Чтец

В 1748 г. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения.

«Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько что у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому. Сей всеобщий закон природы простирается в самые правила движения».

(Демонстрируется художественно оформлен­ная запись закона).

Чтец

В 1758 г. он возглавил географический депар­тамент Академии наук, в которой готовили русских картографов и геодезистов. Ломоносов сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и сам присутствовал при опытных плавках состава для получения большого зеркала в реф­лекторе, изобрел ночезрительную трубу для видения в темноте.

В 1761 г., производя астрономические наблю­дения, установил наличие атмосферы на Венере. Он предложил забрасывать в верхние слои атмос­феры самопишущие приборы с помощью особой «аэродромной машины», совершенствовал водя­ные двигатели и насосы.

Чтец

Открыть бы все земные клады, Достать железо, уголь, нефть, Что наполняет гор громады В российской нашей стороне. Был изменен бы нищий облик От моря к морю всей земли. Там, где вчера в болотах тогии,

Могучие б сады цвели. Вот карта, сделанная мною, Какие где богатства есть, Что подарит ядро земное! Подарков всех не перечесть, Ведь, где уронишь каплю пота. Гам серебро взойдет сейчас. В земных слоях, как в дивных сотах, Янтарь сияньем встретит нас...

Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов пос­вятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных сте­кол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина «Полтавская баталия».

(Чтение отрывков из «Письма о пользе стек­ла», демонстрируются документальный фильм «Силикатная промышленность», открытки «Рус­ское стекло и фарфор XVITI — XIX веков»).

Чтецы

а) Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Не меньше пользы в нем,

Не меньше в нем краса.

б) По долговременном теченьи наших дней Тупеет зрение ослабленных очей. Померкшее того не представляет чувство. Что кажет в тонкостях натура и искусство Велика сердцу скорбь лишиться

чтенья книг.

Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг! Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.

Оно способствием искусныя руки Подать нам зрение умеет чрез очки! Во зрительных трубах Стекло являет нам, Калико дал творцу пространство небесам.

в) Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, не злату,

но Стеклу.

Мы должны здравия и жизни часть Стеклу. Какую надлежит ему принесть хвалу!

г) Далече до конца Стеклу достойных хвал, На кои целый год едва бы мне достал, Затем уже слова похвальны оставляю

И что об нем писал, то делом начинаю.

Чтец

С именем Ломоносова связано развитие гор­нозаводского делай металлургии. В созданной им книге «Первые основания металлургии разных дел» он не только перечислил различные рецепты в области металлургии, но и научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. На этой книге воспитывались сотни замечательных русских металлургов и гор­ных инженеров.

Ведущий

М. В. Ломоносов явился зачинателем русской научной поэзии. Выражая стихами свои научные и общественные мысли, идеалы, он излагал с их помощью и научные истины. Тем самым делал их доступными всем и каждому. «Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне — дна».

Так он изображает, например, вечернее небо.

Чтец

Как в астрономии, механике, химии, так и в области родного языка и поэзии М. В. Ломоносов открыл новые пути, много сделал для преобразо­вания русского языка, первый глубоко оценил богатство, мошь, выразительность и красоту великого русского языка. Он писал:

«Языка нашего небесна красота. I! нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языка».

Ученый создаст ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подго­товки деятелей русской культуры. Первым пособием была «Риторика» — первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.

Ведущий

Став настольной книгой для нескольких поко­лений русских людей, «Риторика» Ломоносова воспитывала в них чувство долга, справедливости и любви к Отечеству.

Еще большую роль в истории русской куль­туры сыграла составленная Ломоносовым «Российская грамматика», выдержавшая 14 изданий и не потерявшая научного значения до нашего времени.

В. Г. Белинский назвал Ломоносова отцом русской поэзии. П. В. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впе­реди книг».

Чтец

Красивы и звучны оды Ломоносова.

Вдохновенными строками из них восхищают­ся многие поколения:

Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствиях не помеха. Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покос сладки и в труде...

(Ода «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 г.»)

Ведущий

В своих одах — торжественных стихо­творениях — он воспевал и науку, и мужество, и отвагу русских солдат. Он славил и те посулы российских самодержцев, которые, как ему пред­ставлялось, могли облегчить участь народа и спо­собствовать укреплению мира — непременного условия для процветания науки и искусства.

Чтец

М. В. Ломоносов высоко ценил в людях чув­ство собственного достоинства и не терпел ни высокомерия, ни заискивания. «Сами свой разум употребляйте»,— говорил он.

О необходимости «самим свой разум употреб­лять», уметь самостоятельно мыслить говорится в его притче о старике и осле.

Чтец

Послушайте, прошу, что старому случилось, Когда ему гулять за благо рассудилось. Он ехал на осле, а следом парень шел, И только лишь с горы они спустились в дол. Прохожий осудил тотчас его на встрече:

  1. Ах, как ты малому даешь бресть столь далече. Старик сошел с осла и сына посадил.

И только лишь за ним десяток раз ступил, То люди начали указывать перстами:

  1. Такими вот весь свет наполнен дураками: Не можно ль на осле им ехать обоим? Старик к ребенку сел и едет вместе с ним. Однако чуть минул местечка половину,

Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?» Тогда старик домой осла поворотил И, скуки не стерня, себе проговорил:

  1. Как стану я смотреть на все людские речи, То будет и осла взвалить себе на плечи.

Чтец

Чем бы ни занимался Ломоносов, физи­ческими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями,— всегда движущей силой его творчества было пат­риотическое стремление работать на благо Родины. Наиболее ярко это проявилось в написанном им в 1761 г. замечательном сочинении «О размножении и сохранении российского народа». Большое внимание уделил Ломоносов в этой работе борьбе с детской смер­тностью и расширению медицинской помощи населению.

Чтец

В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределами Родины.

В 1760 г. он был избран почетным членом шведской Академии наук.

В 1763 г. Ломоносов в торжественной обста­новке был избран почетным членом Петербургс­кой Академии художеств.

В 1764 г. Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.

Чтец

Будучи больным, Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти он с грустью сказал своему другу — академику Штелину, неотлучно находившемуся при нем: «Друг, я вижу, что до­лжен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии. И теперь, в конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной».

Чтец

Он, обнимавшийся с волною, Как с яростным гривастым львом, Палимый холодом, что зноем, Сквозь ветер шедший напролом. Простой, земной, обыкновенный, Он самый рядовой в ряду, Сбивавший об утес колена, Отлично цену знал труду!

Чтец

Он, помышлявший о высотах, Чтобы в гостях побыть у звезд, Мечтавший о воздухолетах Поймавший молнию за хвост. Он, услыхавший рокот гулкий Подземных благоносных сил, Где злато, словно бы в шкатулке, Которое весь мир копил, Где, приложив умело руки, Получишь уголь, нефть, руду. Он, съевший соли пуд в науке, Отлично цену знал труду!

Чтец

Он, распознавший атом — чудо, Вперед взглянув на сотни лет, Защитник крепостного люда, Свидетель всенародных бед, Был страшен тем, кого, бывало, С поличным за руку ловил, Хлопот им доставлял немало, За что и был всегда немил. И как не может побрататься С врагами честный прокурор,

Так многим, многим тунеядцам Не мог быть другом «злой» помор.

Чтец

Больной откинул одеяло, Прохладой осушило рот, Едва минута миновала, Опять озноб, опять озноб. И снова пульса перебои, 13 глазах рябит от темноты. Я знаю, сердце, что с тобою, Я знаю, как устало ты... Ты словно раненая птица, И тяжело поднять крыло. И как еще ты можешь биться? Ведь ты давно сгореть могло! Чредой проходит год за годом Недавной, длительной борьбы Во славу русского народа, За торжество его судьбы.

Ведущий

4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М. В. Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петер­бурге на кладбище Александро-Невской лавры.

(Музыка П. И. Чайковского «Времена года»).

Наш народ чтит память о М. В. Ломоносове. Многим учебным заведениям и предприятиям присвоено его имя.

В городе на Неве, где прошла вся научная и общественная деятельность ученого, его имя уве­ковечено памятниками, в названиях улиц, пло­щадей.

В 1925 г. первому в России фарфоровому заводу присвоено имя Ломоносов

В 1948 г. Ораниенбаум Ленинградской области был переименован в город Ломоносов.

В 1949 г. был открыт музей М. В. Ломоносова, станция метро Ломоносовская.

Чтец

Сверкают мраморные грани, Купаясь в утренних лучах. Возвысилось, как сказка, здание, На тихих Ленинских горах. Л горы издали — подкова, Что опоясала Москву. Гордится дом красой суровой, Звездой прорезав синеву. Сюда вошли якут и ненец, И для француза путь открыт. Для парня с Одера, что пенясь, Обняться с Волгой норовит. Как всенародной дружбы слиток, Сияет университет. И в даль, что сумраком покрыта, Он посылает мирный свет.

Ведущий

Московский университет имени Ломоносова присуждает ученым Ломоносовские премии за выдающиеся успехи в разных отраслях естествен­ных наук.

Благодарные потомки отдают дань уважения и восхищения Ломоносову сподвижнику просве­щения, гению науки, гражданину Отечества.

Литература:

    1. Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге.— Лениздат, 1981.

    2. Ченакал В. Л. Музей М. В. Ломоносова,— Лениздат, 1970.

    3. Западов А. В. Отец русской поэзии,— М.: Советский писатель, 1961.

    4. Вавилов С. И. Ломоносов и русская наука. - М.: Молодая гвардия, 1945.

    5. Гаврилов Е. И. Ломоносов и основание Академии художеств. В кн: Русское искусство XVIII века,- М.: Наука, 1973.

    6. А. Марков. Михайло Ломоносов. Поэма.

    7. Каплан-Ингель Р. И. Здание Кунсткамеры — колыбель русской науки и музей М. В. Ломо­носова,— «Природа», 1949, № 7.

    8. Данилевский В. В. Ломоносов и художест­венное стекло,— М-Л.: Наука, 1964.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проекта iconМетодические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»
Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников...

Проекта iconЗадачи проекта Проектная гипотеза Участники проекта Характеристика...
Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением...

Проекта iconАвтор проекта: Мурашова Н. В., старший воспитатель. Участники проекта:...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

Проекта iconКраткое описание проекта Авторы проекта, руководители
Авторы проекта, руководители: Никишина Светлана Викторовна, учитель музыки, Рогозникова Ольга Владимировна, учитель русского языка...

Проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Проекта iconИсследовательская работа класса Тема проекта: Наш «Пчелиный» город в спектре разных наук
«пчела». Участники проекта знакомятся информацией, анализируют ее и обобщают факты. Конечным результатом работы являются субъективно...

Проекта iconПодводя промежуточные итоги проекта «Хочу кино на русском»
В ходе общественных обсуждений с речью перед собравшимися выступил куратор проекта «Хочу на русском» Даниил Павленко. Активист Движения...

Проекта iconПроекта
...

Проекта iconТемы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках вашего предмета/предметов, описание основных учебных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница