Скачать 171.81 Kb.
|
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов по русской литературе в 2012 году Демонстрационный вариант ЕГЭ по русской литературе предназначен для того, чтобы дать представление участнику ЕГЭ и широкой общественности о структуре контрольно измерительных материалов государственной итоговой аттестации, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Структура работы приведена в спецификации, а полный перечень вопросов – в кодификаторах требований и содержания. Приведенные критерии оценивания позволяют составить представление о требованиях к полноте и правильности решений. Демоверсия, критерии оценивания, спецификация и кодификаторы помогут выработать стратегию подготовки к ЕГЭ по литературе за курс полной (средней школы) ^ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по русской литературе ^ На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более 2 часов, на часть 3 – 2 часа. Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста: фрагмент эпического, лироэпического или драматического произведения, а также лирическое произведение. Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов. Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слóва или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 С2), требующие написания ответа в объёме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3–С4) в объёме 5–10 предложений. За правильный ответ на задания В1–В12 ставится 1 балл, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. С1-С4 по 3 балла, С5-15 баллов. Всего максимальное количество баллов за работу 39. Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Приступая к выполнению задания части 3, выберите один из трёх предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов). За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности задания можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно заданий и набрать наибольшее количество баллов. ^
Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. ^ . Извините, какая чепуха! Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич. Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад... ^ . Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад. ^ . Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает. Гаев. И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад. Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет. ^ . В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало... Гаев. Помолчи, Фирс. Фирс. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали... ^ . А где же теперь этот способ? Фирс. Забыли. Никто не помнит. Пищик (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек? Любовь Андреевна. Крокодилов ела. Пищик. Вы подумайте... Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным... Гаев (возмущаясь). Какая чепуха! (А.П. Чехов, "Вишнёвый сад")
Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и принципы которого нашли своё отражение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Ответ: ___________________
Каково авторское определение жанра «Вишнёвого сада»? Ответ: ___________________
Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении? Ответ: ___________________
Укажите фамилию персонажа, внутренне не подключённого к обсуждаемой героями проблеме и вызывающего соответствующую реакцию Любови Андреевны. Ответ: ___________________
Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)? Ответ: ___________________ .
Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Гаев (возмущаясь) и т. п.)? Ответ: ___________________ .
В основе спора о судьбе имения и сада лежит острое столкновение позиций, предопределяющее финал пьесы. Укажите термин, которым обозначается подобное противоречие, движущее сюжет к развязке. Ответ: ___________________
Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?
В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чём эти произведения можно сопоставить с «Вишнёвым садом»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов) Часть 2
ПОЛДЕНЬ Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. (Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)
Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («…дышит полдень…»). Ответ: ___________________.
К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»? Ответ: ___________________ .
Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении: Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река…? Ответ: ___________________ .
Как называются образные определения, служащие выразительно- изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)? Ответ: ___________________ .
Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп). Ответ: ___________________.
Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевлённости природы?
Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чём стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2-3 примера.) Часть 3
Как показана жизнь народов Приднестровья в легендах?
Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
В чём проявляется сложность, противоречивость внутреннего мира лирической героини М.И. Цветаевой? ^ За правильный ответ на задания В1–В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. ^
Оценка выполнения заданий С1 и С3 Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5–10 предложений). Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме).
Оценка выполнения заданий С2 и С4 Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5–10 предложений). Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме
Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3 Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка № 2 выставляется «0» баллов. При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, за вторую позицию – в колонку 6, за третью – в колонку 7, за четвёртую – в колонку 8, за пятую – в колонку 9. При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов. При объёме работы от 150 до 200 слов и более предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
|
![]() | Чукотского автономного округа для составления контрольных материалов мониторингового исследования качества обучения по литературе... | ![]() | Ким) государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) и регламентирующие структуру и содержание контрольных... |
![]() | Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ![]() | Единый государственный экзамен (егэ) — это форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы... |
![]() | Единый государственный экзамен (егэ) — это форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы... | ![]() | Единый государственный экзамен (егэ) — это форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы... |
![]() | Единый государственный экзамен (егэ) — это форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы... | ![]() | Изменения ким гиа 2013 фипи опубликовал документ с планируемыми изменениями контрольно-измерительных материалов для сдающих гиа в... |
![]() | Организационно-технологическая схема подготовки и проведения в 2012-2013 учебном году обязательных диагностических контрольных работ... | ![]() | Единый государственный экзамен (егэ) — это форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы... |