Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №87
Утверждена
Приказ по школе № 87
от «__» ______________ 2008 г.
Рабочая программа
по предмету «Русский язык» для 1 класса
(обучение грамоте)
по программе «Школа России»
Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Составители:
Офицерова Л. В., Нечаева Н.А.
(учителя начальных классов сош №87)
г. Ярославль 2008 г.
Пояснительная записка.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
^ - открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе. Это предполагает:
освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом о синтаксическом строе, особенностях словообразования;
знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком, осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
развитие способности моделировать факты языка;
овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения ∙и сравнения; развитие фонематического слуха.
Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную и письменную речь, уметь аргументировано объяснять решение поставленной проблемы.
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.
^
9 недель∙5ч.=45ч.
№
| Тема
| Всего часов
| Контрольные работы
| Развитие речи
| Чистописание
| 1.
| Предложение.
| 10
|
| 3
| В процессе
| 2.
| Слово.
| 11
| 1 списывание
| 2
| изучения
| 3.
| Звуки и буквы.
| 27
| 1 списывание 1 диктант
| 1
| всего программного
|
| Итог:
| 48ч.
| 3
| 6
| материала (10-15 минут на
|
^
Синтаксис и пунктуация (10ч).
Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Слово (11 ч).
Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные. ^ (27ч).
Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, к>, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
^
Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, ит.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
Учебно-методический комплект:
программа.
учебник «Русский язык» 1 класс 2007 (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).
книга для учителя «Русский язык в начальной школе» (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).
Тематическое планирование
№ I Тема. | По | По учебному | Контрольные [ Развитие
|
|
|
|
|
|
|
| программе
| плану
| работы
| речи
| 1
| Фонетика и графика
| 27
| 26
| 1 (адм.) списывание
| 1
| 2
| Слово
| И
| 11
| 1 (диктант)
| 2
| 3
| Синтаксис и пунктуация
| 10
| И
| 1 (списывание)
| 2
|
^
№
разд
| Тематическое планирование
| Часы
| Деятельность учащихся
| Формирование УУД
| 1.
| ^
|
| Деление слов на слоги, перенос слов. Ударение. Произношения и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Произношение и обозначение на письме парных согласных на конце слова и перед гласными.
| У П логические Д: Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Диалогическая и монологическая контекстная речь.
| 2.
| Слово
|
| Различать понятия предмет и слово, действие и слово, признак и слово. Лексическое значение слов.
| У П логические Д: Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
| 3.
| Синтаксис и пунктуация
|
| Оформление предложения в устной речи и на письме.
| У П логические Д: Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Диалогическая и монологическая контекстная речь.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция
Оценка;
| Поурочное планирование
№
| Тема
| Часы
| Дата
| 1
| ^
Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.
| 11
|
| 2
| Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Р.р. Составление текста по рисунку. Текст-повествование.
|
|
| 3
| Интонация. Знаки препинания в конце предложения.
|
|
| 4
| Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.
|
|
| 5
| Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Предупредительный диктант.
|
|
| 6
| Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.
|
|
| 7
| Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Зрительно-слуховой диктант.
|
|
| 8
| Прописная буква в начале предложения. Зрительный диктант.
|
|
| 9
| Прописная буква в начале предложения. Р.р. Составление текста по рисунку.
|
|
| 10
| Прописная буква в начале предложения.
|
|
| И
| Контрольное списывание по теме: «Синтаксис и пунктуация».
|
|
| 1
| Слово
Анализ контрольного списывания. Предмет и слово.
| И
|
| 2
| Предмет и слово. Предупредительный диктант.
|
|
| 3
| Действие и слово.
|
|
| 4
| Действие и слово. Выборочный диктант.
|
|
| 5
| Признак и слово.
|
|
| 6
| Признак и слово. Р.р. Составление текста по рисунку.
|
|
| 7
| Слово-имя собственное. Предупредительный диктант.
|
|
| 8
| Слово-имя собственное.
|
|
| 9
| Слово-имя собственное.
|
|
|
|
|
|
| 10
| Слово-имя собственное. Р.р. Составление текста по рисунку пб опорным словам.
|
|
| И
| Контрольный диктант по теме: «Слово».
|
|
| 1
| ^
Звуки и буквы.
| 26
|
| 2
| Гласные и согласные звуки. Предупредительный диктант.
|
|
| 3
| Гласные и согласные звуки.
|
|
| , 4
| Гласные и согласные звуки.
|
|
| 5
| Звук и буква и.
|
|
| > 6
| Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.
|
|
| 7
| Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.
|
|
| 8
| Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.
|
|
| 9
| Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.
|
|
| 10
| Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши.
|
|
| И
| Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща.
|
|
| 12
| Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Словарный диктант (картинный).
|
|
| 13
| Количество звуков и букв в слове. Р.р. Составление текста на заданную тему.
|
|
| 14
| Деление слов на слоги.
|
|
| 15
| Деление слов на слоги.
|
|
| 16
| Перенос слов. Словарный диктант (картинный).
|
|
| 17
| Перенос слов.
|
|
| 18
| Перенос слов.
|
|
| 19
| Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.
|
|
| 20
| Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.
|
|
| 21
| Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.
|
|
| 22
| Согласные парные и непарные.
|
|
| 23
| Согласные парные и непарные.
|
|
| 24
| Согласные парные и непарные.
|
|
| 25
| Согласные парные и непарные.
|
|
| 26
| Контрольное списывание (адм.)
|
|
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса.
Обучающиеся должны знать и понимать:
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
оформление предложений на письме;
смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
звук и буква и;
слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
согласные, парные по звонкости и глухости;
• соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
оформление на письме предложений;
деление слов на слоги и для переноса;
определение ударного слога в слове;
использование прописной буквы в именах собственных;
написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
^
оканчивающих 1 класс.
ЗУН
| ^
| Универсальные учебные действия
| К концу первого класса обучающиеся должны знать:
Виды предложений по цели высказывания;
Оформление предложения на письме;
Слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
Различия между буквами и звуками;
Слогообразующую роль гласного звука в слове;
Гласные ударные и безударные;
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
Соотношение количества звуков и букв в таких словах как мел, мель.
| Оформление на письме предложений. Деление слов на слоги. Передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации. Письмо под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания. Устное составление текста из 3-5 предложений на определенную тему.
| Познавательные Общеучебные действия
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Смысловое чтение;
У П логические Д
Анализ объектов
Синтез как составление частей целого;
Доказательство;
Установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Диалогическая и монологическая контекстная речь.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция
Прогнозирование уровня усвоения
Оценка;
Коррекция
Личностные УУД
| |