Скачать 114.47 Kb.
|
МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Яковлева Дистанционный элективный курс «Эссе как вид творческой работы»
2007 год
^ МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева является самой крупной школой района, имеющей все возможности для того, чтобы стать центром проведения дистанционных элективных курсов в предпрофильной подготовке. На базе школы в 2006 году создан дистанционный класс предпрофильной подготовки, который представляет собой динамическую группу учащихся сельских основных школ района. Составной частью образовательной программы дистанционного класса является элективный курс «Эссе как вид творческой работы», разработанный и апробированный мною. В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. Важно разбудить творческое начало в каждом, и оно послужит импульсом к более многогранному развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Я не ставлю перед собой цели сделать учеников писателями. Я просто учу образному видению и логическому осмыслению виденного, учу стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей. Последнее, моему мнению, очень актуально для учащихся 9 класса, осуществляющих выбор профиля обучения, своего жизненного пути. Программа элективного курса «Эссе как вид творческой работы» рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Современный подход к изучению литературы предполагает выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»). На это ориентируют темы выпускных сочинений последних лет, что требует овладения новыми жанрами сочинения, среди которых чаще упоминается эссе. Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для того, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов, в том числе и единого государственного экзамена. Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить новый жанр сочинения, проверить свои способности в этой области. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку и литературе. Поэтому данный элективный курс способствует совершенствованию и развитию важных языковедческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, помогает учащимся оценить свои возможности по русскому языку и литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Курс рассчитан на 11 часов. ^ : освоение нового жанра сочинения; развитие умения свободно пользоваться словом, его художественными возможностями; воспитание интереса к предмету «русский язык». ^
Основной педагогической технологией, используемой в обучении, является кейс и модульная технология. Дистанционный элективный курс «Эссе как вид творческой работы» разработан на основе модулей. Каждый модуль является стандартным учебным продуктом, в котором включается четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени и зачетная работа, позволяющая фиксировать качество усвоения материала каждого модуля. В каждом модуле информация оформлена в виде мультимедийных презентаций. Модули содержат дополнительные справочные материалы, список литературы, творческие задания. Курс содержат итоговый контрольный модуль. К курсу прилагаются рекомендации для кураторов (тьюторов) по проведению курса и организации работы над выполнением заданий. Тьютор должен пред каждым занятием напомнить, что изучалось на прошлом занятии, что они должны были запомнить, для чего это нужно. Затем объяснить, что нужно сделать сегодня. В конце занятия – подведение итогов занятия, выполнение тестовых, проверочных заданий, анализ итогов, что получилось, почему что–то не получилось. Тьютор может помочь (используя техники педагогической поддержки) учащемуся при выполнении самостоятельной работы, оформлении результатов. В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии девятого класса. ^
^ Тема 1. Осмысление жанра эссе (1 час). Повторение понятия жанра. Вводятся понятия «авторская проза», «эссе». Статья М. И Цветаевой «Два слова о театре». ^ Рассматривается история зарождения жанра эссе, распространение его на Западе. Даются сведения об импрессионизме, о русской эссеистике (А.Радищев, А.Пушкин, А.Герцен и т.д.), об обращении к эссе писателей последних десятилетий ХХ века (М. Пришвин, В. Солоухин, Д, Гранин и другие художники слова). ^ . Повторение сведений о тексте как о единице речи. Повторение типов речи и их композиционных особенностей. Знакомство с особенностями композиции эссе и законами жанра. Даются сведения об особенностях японской поэзии, основанной, как правило, на необычных ассоциациях. ^ Проводится работа с текстом (публицистическим) В.Розанова «Возврат к Пушкину»: а) работа с памяткой «особенности жанра эссе»; б) лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста; в) определение характерных для эссе особенностей стиля. Проводится работа с текстом (публицистическим) Ю.Айхенвальда «Силуэты русских писателей»: а) возвращение к памятке «особенности жанра эссе»; б) лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста; в) определение характерных для жанра эссе особенностей стиля; г) выявление общего в оценках творчества А. Пушкина, В.Розанова и Ю.Айхенвальда. ^ Работа со справочным материалом. Самостоятельная работа. Тема 6. Написание творческой работы. (3 часа). Зачётная работа: эссе на свободную тему (тему определяет сам учащийся). Учитывая особенности дистанционного обучения, учебный материал каждой темы представлен «по шагам». В качестве примера приведу фрагмент занятия по теме «Законы жанра»:
По окончании работы курса учащиеся должны представить папку «Результаты работы», в которую войдут:
Результаты могут быть представлены как в печатном, так и в электронном виде. По окончании курса учащимся выдается сертификат, который пополнит портфолио учащихся. Лучшие работы представляются в сборнике творческих работ, на районной научной конференции, в местной прессе. В заключении приведу примеры творческих работ участников элективного курса «Эссе как вид творческой работы». Счастье Лес… Осенний лес.… Как давно я не испытывал этих чувств! Меня захлестывает волна восторга, восхищения, счастья… и спокойствия. Я един с лесом, я - это он, он - это я… Я ощущаю тепло земли и ласковую любовь, совсем как материнские. Я слышу легкое дыхание свежего ветра. Он, будто заигрывая, колышет пожелтевшую траву, кружит осенние листья в медленном вальсе и подгоняет серые комочки ваты по далекому, словно мечта, небу. А как прекрасны деревья, окружающие меня!.. Нет, это не ветви, это руки вздымаются ввысь, бессознательно ищут солнечного тепла, это не листва - это многоцветное одеяние! Я вижу, как одни краски сменяют другие, и голова идет кругом! Словно волшебная кисть неведомого художника небрежно прошлась по холсту и подарила всему вокруг то бледно-коричневый, то глубокий изумрудный, то сияющий золотистый, то бархатно-красный оттенки… Я набираю полные легкие прохладного воздуха, насыщенного запахом озона, земли и листьев - запахом осени, а откуда-то издали мой слух ласкает редкое щебетание птиц. И все поет бесконечную, магическую, неземную песню! Лес дышит жизнью, блаженством. Окутав меня своими нежными объятиями, он дарит мне уют, заботу и понимание, ограждает от всего земного… Защищает от всего земного. Мы с ним говорим на одном языке, непонятном для людей. Мы открываем друг другу свои самые сокровенные тайны. … И все вокруг поет бесконечную магическую песню. И моя душа поёт. И больше нет ни боли, ни тревог, ни обид. Только счастье! И это не я. И это не лес. Нет больше леса, нет меня! Мы - одно целое. Мы - единое! В. Понамарчук, 9 класс МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Яковлева Капелька Всё в жизни с чего-то начинается. Капельки дождя сливаются и превращаются в ручеёк, ручеёк сливается с другим – и вот уже поток. Так и в жизни всё начинается с маленькой капельки. Чему-то начинаешь учиться, по крохам собираешь знания, опыт. Встретятся два человека, улыбнутся друг другу – вот и дружба, а потом любовь. Есть в человеке маленькая капелька доброты, она растёт и превращается в человечность, отзывчивость, самопожертвование. Только этой капельке нельзя дать растечься или испариться, нужно сберечь и наполнить её. А. Шемелинец, 9 класс МОУ Вигская средняя общеобразовательная школа. Литература:
МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Яковлева Чухломского муниципального района Костромской области. |
![]() | ... | ![]() | «Стремление обнажить самого себя, понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой» вот основа «авторской» прозы, утверждает... |
![]() | Элективный курс «Поём на французском!» для общеобразовательной школы предназначен для девятиклассников | ![]() | Элективный курс «Литературное наследие малой родины» непосредственно связан с культурой и историей родного края. Специфика его –... |
![]() | Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для учащихся 9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным... | ![]() | Элективный курс предназначен для учащихся девятых классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана на 12 учебных часов |
![]() | Википедия). «Жанр философской, эстетической, художественно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто... | ![]() | Развивать и обогащать лексический состав речи учащихся в процессе творческой работы |
![]() | Занятия проводятся как факультатив по одному уроку в неделю, и включает в себя 17 уроков с темами. Этот курс предполагает ознакомить... | ![]() | Элективный курс «Химия и оборона страны». Предназначен для учащихся 9 классов в пред профильной подготовке |