Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории




Скачать 173.67 Kb.
НазваниеРабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории
Дата публикации28.08.2013
Размер173.67 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АБДРАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор

________Бикчантаева А.М МБОУ Абдрахмановской СОШ МБОУ Абдрахмановской СОШ

Протокол № ____ _______ Габдрахманова А. А. _________ Ханипова Р. М.

от «____» ____2012г. «____ » _____2012г. Приказ № ____ от «____ » 2012г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Элективному курсу «Речеведение»

для 11 класса

учителя I квалификационной категории

Бикчантаевой Альфии Марсовны

село Абдрахманово

2012 год

^ Пояснительная записка
Рабочая программа Элективного курса «Речеведение» составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования, Базисного учебного плана РТ 2012г, Учебного плана МБОУ «Абдрахмановская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год, Положения школы «О рабочей программе педагога»2012г.

Предназначена для углубленного обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) за счёт школьного компонента, в связи с подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов части «С» ЕГЭ предыдущих лет. Продолжительность одного занятия 45 мин.
Используется в качестве программно-методического сопровождения следующий УМК:

*учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи»;

*Г. Т. Егораева. «Русский язык. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части С »;

*Т. А. Ладыженская. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка»;

*Т. А. Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

Программа актуальная на сегодняшний день тем, так как в данную образовательную программу включены все темы в работе над текстом при подготовке к ЕГЭ.

Основная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в формировании коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся - обучение текстовой деятельности. Основной частью курса является развитие навыков анализа, оценка текстов, на основе этого построение самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания, развивать умения исследовать текст.

Ключевая проблема языкового образования учащихся - проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Современное обучение русскому языку должен строиться на основе текста и вокруг текста. Теоретической основой для формирования умений, необходимых для овладения различными видами чтения (изучающим, ознакомительным просмотровым и поисковым),умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности стиля художника слова и умений создавать вторичные тексты должны стать систематизированные речеведческие знания базовых понятий теории текста и знакомство с разными видами анализа.

Одним из средств совершенствования речи учащихся старших классов должно стать овладение умениями комплексного анализа текста.

^ Данный  курс состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели  курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания «С» ЕГЭ;

2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;

3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи курса:

Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

Способствовать развитию письменной речи.

Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

^ Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста -  35 часов.

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 16 часов.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. 19 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:

- указывать средства связи между частями текста;

- определить тему и основную мысль текста;

- определить тип и стиль речи;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы:

- прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

- прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

- определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

- определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

- найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);

- написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

- какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

- какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

^ РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста - 33часа.

Тема 1. Анализ текста. 8часов.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

^ Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 25 часов.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.
Учащиеся должны уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- анализировать форму исходного текста;

- находить характерные для исходного текста языковые средства;

- создавать связное высказывание;

- излагать последовательно собственные мысли;

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы:

- написание сочинений-рассуждений;

- редактирование.

-дискуссии

-презентации

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный,

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

^ Календарно – тематическое планирование ЭК «Речеведение»



Кол-во часов

Тема

Вид урока

вид деятельности


Дата проведения

План.

Факт.







^ Тема 1.Стилистический и типологический анализ текста. (16 часов)










1

1


Сочинение – тоже текст. Подробное знакомство с принципами работы над сочинением.

Работа над теоретическим материалом

06.09




2

1

Тренировочные упражнения

Практическая работа

07.09




3

1

Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте.

Семинар

13.09




4

1

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

14.09




5

1

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

20.09




6

1

Словарное обогащение лексического запаса.

Тестирование

21.09




7

1


Лексические средства организации текста. Работа со словарём

Практическая работа

27.09




8

1

Морфологические средства организации текста.

тестирование

28.09




9

1


Морфологические средства организации текста

Практическая работа

04.10




10

1


Синтаксические средства организации текста


Практическая работа

05.10




11

1


Синтаксические средства организации текста

Практическая работа

11.10




12

1


Стили речи

Практическая работа

12.10




13

1

Комплексный анализ текста

Практическая работа

18.10.




14

1

Функционально-смысловые типы речи

Практическая работа

19.10




15

1

Типы подчинительной связи

Практическая работа

01.11




16

1

Контрольная работа 1




25.10.




17

1

Контрольная работа 1.




26.10










Тема 2. Лингвистический анализ текста (19часов)










18

1


Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Семинар

02.11




19

1

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Практическая работа

15.11




20

1




Цитаты в тексте . Роль цитат в тексте

Дискуссия

16.11




21

1

Многозначные слова –явление историческое. Лексика ограниченного употребления.

Практическая работа

22.11




22

1


Переносное значение слова. Фразеологизмы

Презентация

23.11




23

1

Контекстные синонимы. Пути возникновения синонимов

Практическая работа

29.11




24

1

Контекстные антонимы. Синонимичные пары антонимов

Практическая работа

30.11




25

1


Самостоятельная работа по теме: Средства выразительности

Практическая работа

06.12




26

1

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс


Практическая работа

07.12




27

1

Фонетические средства выразительности: эвфония, диссонанс, звукопись.

Практическая работа

13.12




28

1

Тропы:

метафоры, сравнения, эпитет, олицетворение

Практическая работа

14.12





29

1

Тропы:

ирония, гипербола, метода, аллегория, перифраза.

Практическая работа

20.12




30

1


Тропы: метафоры, сравнения, эпитет,

олицетворение, ирония, гипербола, метода, аллегория, перифраза.

Практическая работа

21.12




31

1

Художественный символ, паронимы.

Практическая работа

27.12




32

1

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора

Практическая работа

28.12




33

1

Стилистические фигуры: параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Практическая работа

24.01




34

1

Контрольная работа 2




17.01




35

1

Контрольная работа 2.




18.01










Тема 3. Анализ текста.(8 часов)










36

1


Содержание исходного текста.

Лекция

25.01




37

1

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

Работа в группах

31.01




38

1

Сочинение - рассуждение на тему: «Смысл жизни»


Презентация

01.02




39

1

Сочинение – рассуждение на тему: «Толерантность»

Презентация

07.02




40

1

Рецензия к тексту

Сообщения

08.02




41

1


Эссе.

Урок комплексного применения знаний

21.02




42

1

Контрольная работа 3.




14.02




43

1

Контрольная работа 3.




15.02










Тема 4. Композиция и языковое оформление. (25 часов)










44


1

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Круглый стол

22.02




45

1

Авторская позиция.

Дискуссия

28.02




46

1

Основная часть сочинения.

Изложение собственного мнения

Дискуссия

01.03




47


1

Основная часть сочинения

Изложение собственного мнения

Дискуссия

07.03




48

1

Заключительная часть сочинения

Практическая работа

08.03




49

1

Способы сжатия текста

Круглый стол

14.03




50

1

Сочинение-рассуждение на тему «Ответственность

Презентация

15.03




51

1

Сочинение на морально-этическую тему: «Благородство».

Презентация

21.03




52

1

« Патриотизм: знак вопроса»

Дискуссия

22.03




53

1

Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Дискуссия

04.04




54

1

по тексту публицистического стиля.

Дискуссия

05.04




55

1

Сочинение-рассуждение по тексту научного стиля.

Дискуссия

11.04




56

1

Рецензирование, редактирование собственной

творческой работы

Презентация

12.04




57

1

Аргументы (читательский опыт)


Дискуссия

18.04




58

1

Аргументы (жизненные наблюдения)

Дискуссия

19.04




59

1

Сочинение-рассуждение на тему «Дружба и насмешки»

Презентация

25.04




60

1

Сочинение-рассуждение на тему «Мир профессий»

Презентация

26.04




61

1

^ Итоговая контрольная работа




02.05




62

1

^ Итоговая контрольная работа.




03.05




63

1

Сочинение-рассуждение на тему: «Зависть»

Практикум

09.05




64

1

Сочинение-рассуждение на тему: «Скромность»

Практикум

10.05




65

1

Сочинение –рассуждение на тему: «Экология речи»

Практикум

16.05




66

1

Защита проектов.

Презентация

17.05




67

1

Без речевых ошибок!

Зачёт

23.05




68

1

Обобщающий урок.

Беседа

24.05






















^ Дополнительная литература:

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

  • М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.

  • И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2012г.

  • Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2012г.

  • Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.

  • Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.:«Тригон», 2009г.

  • С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.

  • Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение».

Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово».

Литература для учащихся:

Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2011;

Егораева Г.Т. ЕГЭ 2010. Практикум по рус. языку: подготовка к выполнению части 3 (С).  М.: Экзамен, 2010. - 94 с.

Корчагина Е.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Издательство: М. : ACT: Астрель Год: 2008

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconБлинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации....
Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Коварные знаки препинания» для 9 класса составлена на основе

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 11 класса учителя I квалификационной категории
Рабочая учебная программа по литературе составлена для учащихся 11 класса на основе

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету “Литературное чтение” для 2 класса...

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа по литературе, 8 класс учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании следующих документов

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа педагога Емельяновой Веры Витальевны, учителя I...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Капельки солнца»...

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 7 класса учителя 1-й квалификационной категории
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа учителя 1 квалификационной категории Рудаковой...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.)

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа учителя 1 квалификационной категории Рудаковой...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.)

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа учителя 1 квалификационной категории Рудаковой...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.)

Рабочая программа по Элективному курсу «Речеведение» для 11 класса учителя I квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 9 класса учителя I квалификационной...
Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утверждённой приказом №35/6 от 31. 08 2012 г



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница