Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка




Скачать 259.98 Kb.
НазваниеДуховное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка
страница1/3
Дата публикации17.06.2013
Размер259.98 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3

ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


g:\журнал 2011\овсова и.с.--039-а.jpg

И.С.Овсова, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

муниципального образовательного учреждения

«Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей»

Хочу начать свою статью не совсем традиционно. Тема эта не нова в современном преподавании русского языка, но я считаю, что она будет актуальна всегда, пока существует человеческий род, система образования.

Животрепещущие вопросы: как учить, в какой форме давать знания (и только ли знания), как совместить воспитание и обучение – это и многое другое волновали передовых представителей педагогической науки, учёных и мудрецов во все времена. Об истории развития данной темы пусть расскажет кто – то другой, а меня интересует другая сторона аспекта.

Едва ли не самая драматическая утрата нашей современной школы в том, что из нее исчез учитель словесности. Есть преподаватели литературы, русского языка, истории, биологии и других предметов, но словесник ныне – явление редчайшее, и не потому ли так заметно стало распространяться в школе духовное и нравственное оскудение, что словесность как некое единство, всегда бывшее, по словам, Ф. И. Буслаева, «мерилом того духовного развития, которого в данную эпоху достиг народ на пути общечеловеческого совершенствования», словесность как открытие в слове и через слово существенного и необходимого «для нравственного бытия и отдельного человека и целого народа» - распалась на практически плохо соединенные друг с другом предметы. (Русская речь. – 1990 г.№6)

Для меня стремление сделать свои уроки русского языка уроками открытий в духовной жизни подростка, его нравственного становления стало главным в профессиональной сфере. Знания, которые ученики получают через общение с учителем на уроках, помогают им вдумчиво относиться к жизни, находить «в слове и через слово существенное и необходимое» для духовного и нравственного роста, потому что «есть сила благодатная в созвучье слов живых…».

Хочется развить у ребят «внутреннее зрение», чтобы сквозь уютные интерьеры современных квартир, мониторы компьютеров, бездуховность и безнравственность многих телевизионных передач, нежелание читать лучшие образцы нашей литературы постучались в молодые сердца раритеты, вещи , имеющие не материальную ценность, а высокий нравственный эквивалент, связывающий их с родным домом и школой, местом, где родился, с природой и значимыми для их душ людьми.

Именно поэтому, выбирая тему написания статьи, я остановилась на «Духовном и нравственном воспитании учащихся на уроках русского языка».

Много сказано в методической литературе о воспитании духовности и нравственности на уроках литературы. Я и сама в 2003 - 2004 учебном году выступала на педагогических чтениях с этой темой, так как она волновала, волнует и будет волновать меня всегда не только как учителя - филолога, но и как человека, как гражданина.

Подбирая материал к выбранной мною теме, я столкнулась с обилием его в области уроков литературы, но заметила, что меньше источников в интернете, в журналах «Русский язык в школе» в области родного языка. Мне очень хочется поделиться с коллегами своим опытом в исследовании данного вопроса.

  1. Цели и задачи, лежащие в основе разрабатываемой проблематики.

Основная задача школы – воспитание гармонической личности, способной к социализации. «В настоящее время большое значении в педагогической практике придаётся современным педагогическим технологиям, основной целью которых является развитие у школьников потребности в приобретении знаний и умения использовать полученные знания на практике и в повседневной жизни1». А цель уроков по русскому языку с точки зрения духовности и нравственности – формировать ученика как субъекта возрождения духовной культуры.

  1. Возможные пути решения проблемы.

Возможные пути решения проблемы разнообразны: влияние семьи на воспитание высоконравственных свойств личности; роль общества, его социальных институтов, в том числе, и школы, велика, сложна и решаема. Но все эти составляющие должны функционировать и взаимодействовать в системе. В связи с этим передо мной и моими учениками стоит самая главная задача в области изучения русского языка – свободное владение родным языком – надежной основой каждого российского и приднестровского гражданина в его жизни, труде, творческой деятельности. Для ребят русский язык должен стать ценностью русской культуры и образования.

  1. Практическая значимость темы.

Практическая ценность этой работы состоит в том, что некоторые структурные элементы в основной части можно применять на уроках русского языка в старших классах, на внеклассных мероприятиях и классных часах, беседах на нравственную тему. Вступление и заключение можно использовать в статьях и выступлениях на методических советах и педагогических советах, так как данная тема злободневна и актуальна, требует разрешения.

^ Теоретическая основа темы.

Что такое нравственность?

У каждого человека есть своё начало, как есть начало у больших и малых рек, у дорог и тропинок. А.С.Пушкин, вспоминая Царскосельский лицей, писал: «В начале жизни школу помню я …». Не будем гадать, состоялся бы Пушкин без лицея или нет, хотя знаем, какое благотворное влияние оказала духовная атмосфера на формирование будущего поэта.

И я, как преподаватель лицея, убеждена в том, что каждое время, общество, учебное заведение должны быть готовы встретить своего гения и дать гуманное направление его таланту. И здесь, бесспорно, особая роль принадлежит учителю словесности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка»,- писал К. Д. Ушинский.

Русский язык – особый предмет. Он формирует мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, происходит интеллектуальное развитие ребёнка, с помощью языка закладывается духовное и нравственное начало личности.

К. Д. Ушинский писал: «…мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями 1». Я согласна с высказыванием этого великого педагога и методиста, поэтому каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. А учитель, реализуя программную тему на каждом уроке русского языка, может использовать разнообразные технологии педагогического мастерства, так как сам процесс воспитания нравственности и духовности очень длительный и сложный, требующий не только профессиональных знаний, но и душевных сил педагога.

Основная цель учителя русского языка – обучая, развивать, воспитывать. Грамотное воспитание способно предотвратить формирование отрицательных свойств личности и стимулировать формирование положительных, обеспечить устойчивость ребёнка к неблагоприятному влиянию среды.

Изучение языка даёт нам возможность приобщиться к духовной культуре человечества. Ведь общение с текстами литературных произведений требует не только работы разума, но и работы души.

Говорят, что культура начинается с уважения к культуре. Не менее верно и то, что наука начинается с интереса к науке. Если нет охоты учиться – учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создаст то напряжение духовных сил, которое ведёт к развитию способностей1.

Так что же такое нравственность? Открываю словарь С. И. Ожегова и нахожу там: «Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения».

«Духовность – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Духовность рассматривается как определённая позиция ценностного сознания – нравственного, политического, религиозного, эстетического», - гласит словарь.

Я убеждена, что духовность – это основание культуры, проявление человеческого в человеке. А. С. Макаренко утверждал, что «для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности 2».

А наши ученики переживают самую трудную пору в духовном становлении – пору самоопределения. Это время мучительных раздумий над многими вопросами бытия. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем учитель. Вследствие этого каждый урок несёт в себе крупицы нравственности и духовности, хотя он и подчинён определённой теме лингвистики.

На уроке в языковедческих заданиях должны быть представлены все разделы: от фонетики и орфоэпии до синтаксиса и анализа текста. Кроме традиционных разборов, необходимы нестандартные формы работы: загадки, игры, сочинение сказок на лингвистическую тему и многое другое. А также необходима связь с литературой и наличие заданий по характеристике изобразительно – выразительных средств языка.

^ Практические аспекты изучаемой проблематики:

1) воспитание нравственности и духовности на уроках русского языка.

Начать мне бы хотелось с известных слов Н. В. Гоголя: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Именно с этого высказывания великого классика мы с ребятами начали урок – лекцию в 10-м классе ТОТЛ на тему «Слово о русском языке. Язык как знаковая система и общественное явление».

Мы определили ключевые слова: громада, русский язык, наслажденье, зовет, погрузиться, неизмеримость, изловить, чудные законы. Ведь только научившись погружаться в язык, ученики придут к пониманию его законов и правил.

Я совершенно согласна с методистами, которые считают, что ошибки, допускаемые учениками, к примеру, в фонетическом разборе, не идут ни в какое сравнение с тем, что ученик не любит «русский язык». Конечно, нашим урокам трудно соперничать с уроками истории (мифы Древней Греции!), географии (путешествия, открытия!), биологии особенно с применением мультимедийных средств обучения. Значит, мы должны противопоставить им что – то более интересное, более постоянное – способность получать радость открытия, радость ежедневного удивления «громадой», название которой «русский язык, способность интеллектуально, нравственно, духовно развиваться через язык, речь».

Итак, «погрузиться» в язык, как в океан. Таким неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики. В духовном воспитании на уроках огромную роль играют художественные тексты, они служат моделью, образцом высказывания, обогащают речь учащихся словами с культурными компонентами, искусствоведческими терминами и лексикой, используемой в социально – культурной сфере. Ведущими в уроке, я в этом глубоко убеждена, должна быть работа больших художников слова. В такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твёрдый зрительный образ» (Л. В. Щерба) слова, предложения, но главное, «твёрдая лингвистическая подготовка» учащихся.

Значит, очень важное на уроке – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения или текста. Ясно, что прикосновение к таким примерам должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким.

Возвращаюсь к собственному уроку. Определяем по толковому словарю значение слов: громада, язык, завет, законы. Эта работа выполняется одним учеником, другой по словарю синонимов выясняет, есть ли у слова «громада» синонимы. Затем думаем над тем, можно ли заменить в предложенном тексте слово «громада» на «громадину» или «махину». Убеждаемся, что - нет. Отвечаем на некоторые вопросы анализа текста:

- Как можно озаглавить текст?

- О чём он?

- К какому стилю речи он принадлежит?

- В чём его нравственное значение?

В процессе полилога у ребят возникает чувство гордости за то, что они могут изучать русский язык.

На этом уроке мы воспитываем любовь и уважение к родному языку, вспоминаем высказывания и пословицы о «великом, могучем, правдивом, свободном». Наиболее понравившееся записываем, разбираем в нём орфограммы, пунктограммы, выясняем тип предложения, выписываем слова для морфемного разбора.

На определённом этапе я спрашиваю учеников о том, какое слово появилось раньше: русский или Россия? Они размышляют вслух, вспоминая историю, и приходят к выводу: слово «русский» появилось раньше. Подкрепляю их рассуждения проверенным источником. Сопоставляем это слово с английским «Russia», убеждаемся, что и там есть удвоенная согласная в корне. Связываем со словообразованием, и думаю, что написание удвоенной согласной в корне слова после проделанной работы никогда не вызовет затруднений.

Далее урок строится в виде лекции, но в конце мы вновь возвращаемся к работе с другим текстом, уже К. Г. Паустовского. Он говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему своего народа.

Мы приняли в дар блистательно и неслыханно богатый язык наших классиков».

Вспоминаем вместе с ребятами имена великих русских поэтов и писателей, размышляем над высказыванием, отстаиваем свою точку зрения, доказываем её, приводим примеры из текстов художественной литературы.

Весь урок наполнен духовностью, уважением и любовью, гордостью за родной язык. Кроме этого, он выполняет и задачи, поставленные его формой с учётом тематики. Он целостный, интересный, актуальный. А закончили мы свой первый урок в 10-а и 10-б классах стихотворением Н. А. Пузова, преподавателя нашего ПГУ:


Любите русское слово.

Великий Пушкин с укором

Сегодня смотрит на нас:

Где тот язык, на котором

Стихи он слагал не раз?
Народом созданный русским,

Поэтом отточен был он,

Тревожил мысли и чувства,

Как колокольный звон.
И в звоне этом звучали

Надежда, вера, любовь…

Где, братья, мы их потеряли?

Когда обретём их вновь?
Что можем поэту ответить,

Потомки гордых славян?

Надеюсь, что строки эти

Коснуться душевных ран.
Всех тех, кто мыслит по – русски,

Кто любит родной язык,

Кто предаваться грусти,

Отчаянью не привык.
Язык наших с вами предков

Давайте вместе беречь!

Такое богатство редко,

Как наша родная речь.
Любите русское слово,

Учите язык родной:

Ведь без него – как без крова

Над грешною головой.
Пусть нить времён не порвётся,

Пусть вечно живёт язык,

Что русским, родным зовётся,

Как тот Божественный лик.


2) Разнообразные виды материала на уроках, используемые в духовно – нравственном воспитании.

Цель материалов, предложенных далее, такова – обратить внимание учителя на то направление речевого развития учащихся, которое обогащает словарь молодого человека именами существительными и именами прилагательными нравственной тематики. Выбор этой группы слов интересен для каждого учителя, который сознаёт, как велика потребность школьников в познании своего характера, характера других людей и стремление выразить познанное в слове.

Известно, что овладение эстетическими понятиями невозможно без языка, его лексики. Следующие слова могут быть предложены как для словарной работы, так и для морфемного разбора. Слова, обозначающие черты характера: бессердечность, благодарность, вежливость, верность, грубость, доброта, жадность, жестокость, измена, искренность, лживость, мужество, отвага, отзывчивость, правдивость, преданность, равнодушие, сердечность, скромность, справедливость, милосердие, чуткость, щедрость и другие, по выбору учителя или учеников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка iconНа уроках русского языка
Одним из приоритетных направлений современного российского образования является духовно-нравственное воспитание школьника

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка iconУчителя русского языка и литературы моу «Артинский лицей» Пономарёвой Натальи Владимировны
Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является духовно-нравственноё воспитание подрастающего поколения,...

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка icon1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного...
Нравственное воспитание целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка iconУрок русского языка в 9 классе «Виды сложных предложений»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему «Почувствуй в себе Человека!»
Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе Вечер-конкурс "О великий, могучий…"
Цель: воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову, развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках,...

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка iconАнализ работы кафедры гуманитарных наук за 2011-2012 уч год
Методическая тема кафедры: новые образовательные технологии как средство повышения мотивации, качества знаний учащихся; нравственное...

Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка iconКурьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа»...
Опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы, которая функционирует с 1979 года. Работаю учителем русского языка...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница