Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль




Скачать 472.78 Kb.
НазваниеИспользование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль
страница1/3
Дата публикации28.08.2013
Размер472.78 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования Московской области

Московский государственный областной гуманитарный институт

Центр повышения квалификации «Московский областной центр Интернет-образования»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения

квалификации педагогических и руководящих работников


Использование электронных образовательных ресурсов

в процессе обучения русскому языку в основной школе
Кафедральный вариативный модуль

72 часа

Учебно-методические документы:

учебный план, учебно-тематический план, учебная программа.


Составитель:

Астафьева О.А., кандидат филологических наук, доцент.


Орехово-Зуево

2012

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования Московской области

^ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Центр повышения квалификации «Московский областной центр Интернет-образования»






УТВЕРЖДАЮ

Ректор _____________Н.Г. Юсупова

«___»______________ 20_____г.

^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы
Использование электронных образовательных ресурсов

в процессе обучения русскому языку в основной школе

^ Вариативный модуль

72 часа

Цель курса: формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения ЭОР в образовательной деятельности как средства реализации ФГОС.
^ Категория слушателей: учителя русского языка и литературы
Срок обучения: 72 учебных часа
Формы обучения: очное обучение с полным отрывом от работы.
Режим занятий: 4-8 часов в день, 10 дней
^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

Лекции

Практиче-

ские занятия

Самост. внеаудиторная

работа

Формы

контроля




Использование ЭОР в процессе

обучения русскому языку в основной школе.

72

24

24

24




1

Типология и дидактический потенциал ЭОР по русскому языку, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения

24

8

8

8

1.Карточка «Электронного тренажёра по русскому языку»

2. Аннотированный список ресурсов по избранной теме с методическим комментарием.

3.Комплексная оценка образовательного потенциала ЭОР

2

Подготовка и проведение уроков различного типа по русскому языку в основной школе с использованием ЭОР

24

8

8

8

Технологические карты двух уроков с использованием ЭОР.

1) урок введение нового материала;

2) урок обобщения и систематизации знаний или урок контроля с использованием ЭОР (на выбор)


3

Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку


12

4

4

4

Методика формирования УУД (по выбору) на основе ЭОР при изучении выбранной темы

4

Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку в основной школе на основе ЭОР

12

4

4

4

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся




Итого:

72

24

24

24







Итоговый контроль

6










Проект

(технологическая карта урока)


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московской области

^ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Центр повышения квалификации «Московский областной центр Интернет-образования»




УТВЕРЖДАЮ

Ректор _____________Н.Г. Юсупова

«___»______ 20____г.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы
Использование электронных образовательных ресурсов

в процессе обучения русскому языку в основной школе

^ Вариативный модуль

72 часа

Цель курса: формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения ЭОР в образовательной деятельности как средства реализации ФГОС.
^ Категория слушателей: учителя русского языка и литературы
Срок обучения: 72 учебных часа
Формы обучения: очное обучение с полным отрывом от работы.
Режим занятий: 4-8 часов в день, 10 дней

^ Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самост. внеаудиторная работа

^ Формы контроля




Использование ЭОР в процессе

обучения русскому языку в основной школе.

72

24

24

24




1

Типология и дидактический потенциал ЭОР по русскому языку, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения

24

8

8

8




1.1.

Общая характеристика ЭОР по русскому языку, их адекватность целям и задачам образования в свете реализации ФГОС второго поколения

6

2

2

2

Карточка «Электронного тренажёра по русскому языку»

1.2

Типы и особенности электронных образовательных ресурсов

6

2

2

2

Аннотированный список ресурсов по избранной теме с методическим комментарием.


1.3

Дидактический потенциал разных типов ЭОР

12

4

4

4

Комплексная оценка образовательного потенциала ЭОР

2

Подготовка и проведение уроков различного типа по русскому языку в основной школе с использованием ЭОР


24

8

8

8




2.1

Подготовка и проведение урока объяснения нового материала с использованием ЭОР

9

3

3

3

Технологическая карта урока введения нового материала с использованием ЭОР

2.2

Подготовка уроков обобщения и систематизации знаний с использованием ЭОР

9

3

3

3


Технологическая карта урока обобщения и систематизации или урока контроля с использованием ЭОР (на выбор)

2.3.

Организация контроля усвоения материала с использованием ЭОР

6

2

2

2

3

Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку

12

4

4

4




3.1

Формирование универсальных учебных действий учащихся на основе использования ресурсов ИУМК

12

4

4

4

Методика формирования УУД (по выбору) на основе ЭОР при изучении выбранной темы

4

Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку в основной школе на основе ЭОР

12

4

4

4




4.1

Общие проблемы организации самостоятельной работы учащихся с помощью ЭОР. Самостоятельная работа на уроке.

6

2

2

2


Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся

4.2.

Самостоятельная работа во внеурочной деятельности с использованием ЭОР и её роль в индивидуализации обучения.

6

2

2

2




Итого:

72

24

24

24







Итоговый контроль

6










Проект

(технологическая карта

урока)


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как одного из способов совершенствования методов и технологий образования становится одним из важнейших направлений инновационной деятельности на современном этапе. Достаточно обратиться к ФГОС ООО, где формирование ИКТ-компетентности обучающихся признано одним из важных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. А это, в свою очередь, требует «педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ» (там же).

Поэтому использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), информационных образовательных (ИОМ) и учебных материалов (ИУМ), ресурсов (ИОР), электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в том числе ЭОР нового поколения, представленных на федеральных (региональных) сайтах и образующих единую национальную коллекцию, при организации образовательного процесса чрезвычайно актуально.

Актуальность освоения ИКТ, применения на уроках ЭОР определяется также изменением образовательной среды школы, необходимостью формирования информационно-образовательной среды (ИОС), обеспечивающей решение новых образовательных задач, поставленных ФГОС второго поколения для основной школы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

Актуальность предлагаемой программы повышения квалификации связана и с очевидным противоречием между имеющимися в открытом доступе электронными образовательными ресурсами (ЭОР), охватывающими большую часть содержательного образовательного поля, характеризующихся высоким образовательным потенциалом, - и недостаточными темпами их внедрения в реальный педагогический процесс. Это, очевидно, связано с недостаточной профессиональной компетентностью учителей в области применения ИКТ и требует специальных программ, направленных на формирование указанных компетентностей. Исходя из вышесказанного, формулируется и цель программы повышения квалификации.

Цель – формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения ЭОР в образовательной деятельности как средства реализации ФГОС.

Задачи:

1) сформировать систему знаний о ЭОР по русскому языку и литературе как элементе ИОС;

2) сформировать систему умений по анализу и отбору ЭОР по русскому языку и литературе для достижения различных образовательных целей, а также их применению на уроках различных типов;

3) сформировать готовность к применению ЭОР по русскому языку и литературе в процессе педагогической деятельности;

4) способствовать формированию мотивации применения ЭОР по русскому языку и литературе в процессе педагогической деятельности.

Таким образом, программа разработана в русле компетентностного подхода – одного из ведущих направлений модернизации образования на современном этапе.

Исходя из поставленных целей и задач определяются и принципы отбора содержания. Основным принципом отбора содержания курса является его практическая ориентированность. Теоретические сведения, сообщаемые слушателям, должны сформировать модели и образцы, в соответствии с которыми будет организована их практическая работа на занятиях и самостоятельная работа.

Вторым важным принципом организации материала становится учет его мотивационного потенциала. Важно не только сформировать у учителей систему знаний о современных ЭОР и умений применять их в своей профессиональной деятельности, но и развивать мотивацию к использованию новых технологий, готовности применять их для решения образовательных задач, т.е. формировать профессиональную компетентность учителя в данной области.

Третьим принципом является активность слушателей в процессе обучения. Содержание курса ограничивается областью применения ЭОР в процессе обучения русскому языку и литературе, а основой для овладения этим материалом становится вся профессиональная компетентность учителей в области дидактики и методики обучения русскому языку и литературе. Таким образом, именно активная деятельность слушателей по интегрированию новых знаний в имеющуюся систему становится условием успешности обучения.

Программа повышения квалификации предназначена для методической подготовки учителей русского языка и литературы к применению ЭОР в урочной и внеурочной образовательной деятельности, что связано с задачами обеспечения нового качества образования, повышения его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Программа соответствует новым задачам модернизации и развития российского образования, продиктована изменившимся государственным и социальным заказом, составлена с учётом современных требований к качеству образования (концепция модернизации российского образования до 2010 года, национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., ФГОС основного общего образования).
^ Формы организации занятий

Теоретические занятия организуются в форме лекций. Лекции можно проводить как в традиционной монологической форме с опорой на презентации, так и в проблемной форме, предполагающей элементы диалогического взаимодействия методиста и слушателей.

Практические умения формируются в ходе практических занятий. Формы проведения практических занятий разнообразны: лабораторная работа, семинар, коллективная работа, практикум, проблемный семинар, дискуссия, групповая работа с последующим обсуждением.
^ Формы организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа слушателей организуется в формах работы слушателей с методическими рекомендациями, самостоятельной работы с Интернет-ресурсами, разработки слушателями собственных методических продуктов, групповой работы с последующим представлением результатов работы группы и обсуждением этих результатов, в форме коллективной проектной деятельности. Руководство самостоятельной работой осуществляется в формах группового и индивидуального консультирования.
^ Формы организации контроля

Текущий контроль предполагает проверку самостоятельной работы слушателей по изучаемым темам курса, проверку и оценку контрольных работ.

Итоговый контроль проводится в форме зачета, на котором слушатели защищают технологическую карту изучения темы.

Для успешного выполнения итоговой контрольной работы темы итоговых работ распределяются в самом начале обучения. Все контрольные работы выполняются слушателями на материале выбранной темы и в своей совокупности фактически являются этапами разработки технологической карты изучения темы.

При определении формы оценивания достигнутых результатов можно выбрать как традиционную 5-балльную форму оценки, так и балльно-рейтинговую. В последнем случае оценка результатов освоения программы предполагает суммирование баллов, полученных при текущем контроле, с баллами за итоговую работу (примерное соотношение – 60 баллов текущий контроль / 40 баллов итоговая работа).

Учебный план включает в себя четыре основных компонента: «Типология и дидактический потенциал ЭОР по русскому языку, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения», «Подготовка и проведение уроков различного типа по русскому языку в основной школе с использованием ЭОР», «Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку», «Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку в основной школе на основе ЭОР».

Общая продолжительность курса – 72 учебных часа.
^ Требования к результатам освоения программы

В результате освоения программы повышения квалификации слушатели должны:

Знать:

  • содержание коллекций существующих ЭОР по русскому языку;

  • основные характеристики современных ЭОР по русскому языку, их типологию;

  • основные модели использования современных ЭОР при организации учебной урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • основные возможности использования современных ЭОР для формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся.


Уметь:

  • анализировать образовательный потенциал современных ЭОР по русскому языку для достижения различных образовательных целей;

  • на основе анализа образовательного потенциала ЭОР по русскому языку отбирать необходимые ресурсы для использования в педагогическом процессе;

  • проектировать образовательный процесс с использованием ЭОР по русскому языку в урочной и внеурочной деятельности;

  • разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР при обучении русскому языку;

  • организовывать деятельность учащихся на уроках русского языка с применением ЭОР;

  • организовывать самостоятельную работу учащихся по русскому языку с применением ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности;

  • анализировать эффективность применения современных ЭОР по русскому языку для достижения различных образовательных целей.

Понимать:

  • адекватность современных ЭОР как средств обучения целям и задачам образования на современном этапе;

  • необходимость использования современных ЭОР в процессе обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС;

  • специфику современных ЭОР по русскому языку и их инновационный потенциал, обучающие, развивающие и воспитательные возможности;

  • специфику урока русского языка с использованием современных ЭОР;

  • специфику организации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку с использованием современных ЭОР.


Владеть:

  • базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами;

  • основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Типология и дидактический потенциал ЭОР по русскому языку, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения (24 часа)

^ Лекция 1. Общая характеристика ЭОР по русскому языку, их адекватность целям и задачам образования в свете реализации ФГОС второго поколения (2 часа).

Понятия «электронные образовательные ресурсы» (ЭОР). Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) на портале www.fcior.edu.ru . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) на портале www.school-collection.edu.ru . Принципы размещения и содержательный анализ ЭОР в данных коллекциях. Основные характеристики ЭОР: мультимедийность, интерактивность, вариативность, доступность. Психолого-педагогические и методические особенности подготовки учителя русского языка и литературы к использованию ЭОР. Анализ возможных проблем и рисков использования ЭОР и ЦОР при обучении русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС.

^ Практическая работа (2 часа) «Знакомство с каталогами электронных образовательных ресурсов, выявление принципов их организации, определение охвата содержательных областей курса русского языка».

^ Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели создают карточку «Электронного тренажёра по русскому языку», дают методическую характеристику программы, оценивают содержательное наполнение программы, ее методические решения, уровень интерактивности и мультимедийности, делают методические выводы о возможности использования данного ресурса при обучении русскому языку, оформляют свои выводы в виде карточки ресурса.

^ Формы контроля: Контрольная работа в форме составления карточки «Электронного тренажера по русскому языку».
Лекция 2. Типы и особенности электронных образовательных ресурсов (2 часа).

Типология ЭОР:

1) демонстрационные материалы, выполняющие иллюстративную функцию (рисунки, фотографии, схемы, в том числе интерактивные; анимации);

2) демонстрационно-опорные материалы, выполняющие моделирующую функцию (интерактивные правила, интерактивные тесты);

3) обобщающие материалы (интерактивные таблицы);

4) тренировочно-контролирующие материалы (электронные упражнения и тесты);

5) учебно-справочные материалы (определения и правила в виде гипертекста; электронные словари). Характеристика ЭОР в разделах «Среднее (полное) общее образование» и «Основное общее образование». Функционально-жанровая типология ЭОР по русскому языку и литературе. Локальные автономные ЭОР. Электронные пособия открытой структуры. Электронные пособия закрытой структуры.

^ Практическая работа (2 часа) «Знакомство с типами ЭОР по русскому языку в сети Интернет и их анализ».

Примерные вопросы для анализа ЭОР:

  1. В чем заключается особенность ОМС по сравнению с ЦОР ЕК? Прокомментируйте это определение.

  2. Что такое электронный учебный модуль? Перечислите его существенные признаки и проиллюстрируйте на примере ЭОР выбранной темы.

  3. Какие виды ресурсов интегрированы в ЭОР по выбранной теме?

  4. Что такое сценарий ЭОР? Какие элементы включает в себя сцена?

  5. В чем характерные особенности информационных, практических и контрольных ЭОР?

  6. В чем заключается вариативность ЭОР? Опишите различия вариантов для базового и углубленного уровня изучения, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

  7. Дайте общую методическую оценку качества проанализированных ЭОР и их дидактического потенциала.

^ Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели создают аннотированный список ресурсов по избранной теме с подробным методическим комментарием.

Формы контроля: Контрольная работа в виде составления аннотированного списка ресурсов по избранной теме с методическим комментарием.

Контрольная работа выполняется как самостоятельная внеаудиторная работа слушателей. Для успешного выполнения работы слушателям необходимо:

  1. Выбрать тему из курса русского языка основной школы.

  2. Осуществить поиск ЭОР по данной теме. Составить каталог ресурсов.

  3. Разработать план аннотации ресурса, включающий как формальные (название, автор-разработчик, тип, сетевой адрес ресурса, для какого класса и на базе какого УМК разработан), так и содержательные компоненты (целевое назначение и тип ресурса, интерактивность, мультимедийность; количественные характеристики материала; качественные характеристики материала; наличие ошибок на содержательном или технологическом уровне; дидактические возможности ресурса).

  4. Составить аннотации выбранных ресурсов по разработанному плану.

  5. Проанализировать аннотированный список ресурсов и дать методический комментарий их использования на уроках и/или во внеурочной деятельности.


^ Лекция 3. Дидактический потенциал разных типов ЭОР (4 часа).

«Виртуальный класс (урок)» как тип ЭОР, его специфика: наличие педагогических агентов, сюжетная организации, проблемное обучение, самодостаточность. Описание ЭОР «Виртуальный класс (урок)» в ЕК. (ИУМК «Русский язык. 5-7 класс»; «Речевой этикет в ситуациях и заданиях»). Содержание ЭОР. Компоненты ЭОР: мультимедиа урок, конспект, лекция. Типы мультимедиа уроков. Роль педагогических агентов. Средства визуализации языковых явлений. Методика использования компонентов ЭОР: на уроке под руководством учителя, при самостоятельной работе; в условиях самообучения.

Локальные автономные образовательные ресурсы по русскому языку. Статичные и интерактивные ЭОР, их специфика. Виды интерактивных ЭОР, общая характеристика: интерактивные иллюстрации, анимации, видео фрагменты и др. Интерактивная мультимедийная таблица как объект сложной структуры, типы, дидактические возможности. Интерактивные тексты: определения, правила, учебные тексты, учебные словари. Тренировочно-контрольные ЭОР.

Тренировочно-контролирующие ЭОР, их разновидности. Локальные электронные задания и тесты. Сравнительная характеристика электронных тренировочных заданий и традиционных («бумажных»). Электронные обучающие и контролирующие системы закрытой и открытой структуры. Коллекция диктантов по русскому языку. Практические и контрольные модули ФЦИОР. Адаптивный контроль в модулях для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

^ Практическая работа (2 часа) «Формы и способы учебной деятельности при использовании «Виртуального класса (урока)» на уроках русского языка».

Вопросы для проблемного обсуждения:

  1. В чем особенность данного типа ресурсов?

  2. Какие педагогические роли смоделированы в виртуальном уроке? В чем их функции?

  3. Какие средства визуализации языковых явлений используются?

  4. Как можно организовать урок с использованием данного ресурса?

  5. Как можно использовать данный ресурс для организации самостоятельной внеурочной работы учащихся?

  6. Оцените образовательный потенциал данного вида ресурсов.


^ Практическая работа (2 часа) «Формы и способы учебной деятельности при использовании локальных автономных ЭОР по русскому языку и тренировочно-контролирующих ЭОР по русскому языку».

^ Самостоятельная работа (4 часа). Слушатели дают комплексную оценку образовательного потенциала выбранного ЭОР по одному из разделов курса русского языка.

^ Формы контроля: разработка комплексной оценки образовательного потенциала выбранного ЭОР по одному из разделов курса русского языка.

При оценке контрольной работы имеет смысл обращать внимание на:

- полноту представления материала;

- логичность предложенного плана аннотации и соответствие конкретных описаний предложенному плану;

- глубину анализа дидактических возможностей ресурса;

- критичность в оценке качества ресурса;

- обоснованность выводов о возможностях и целесообразности использования избранных ресурсов на уроках и/или во внеурочной деятельности.
^ Раздел 2. Подготовка и проведение уроков различного типа по русскому языку в основной школе с использованием ЭОР (24 часа)

Лекция 1. Подготовка и проведение урока объяснения нового материала с использованием ЭОР (3 часа)

Учитель и ученик в современной образовательной парадигме. Традиции и новации при введении нового материала. Роль интерактивных мультимедийных ЭОР при реализации проблемного деятельностного обучения русскому языку на этапе объяснения: виртуальные уроки, таблицы, тексты-примеры, иллюстрации и анимации.

^ Практическая работа (3 часа) «Отбор и анализ презентационных ЭОР по русскому языку». На практическом занятии слушатели получают задание познакомиться с ЭОР, определить логику введения нового материала по теме и оценить дидактический потенциал ресурса.

^ Самостоятельная работа (3 часа). Слушатели составляют технологическую карту урока введения нового материала с использованием ЭОР.

Необходимо ответить на вопросы:

1. Как стимулируется активность учащихся при организации урока – введения нового материала при ведущей роли учителя?

2. Как изменится организация урока при ведущей роли ученика?
Лекция 2. Подготовка уроков обобщения и систематизации знаний с использованием ЭОР (3 часа)

Традиции и новации на этапах закрепления, обобщения. Роль интерактивных, мультимедийных ЭОР при реализации проблемного, деятельностного обучения русскому языку на этапах закрепления и обобщения: виртуальные уроки, конспекты, таблицы, тексты-примеры, иллюстрации и анимации.

^ Практическая работа (3 часа) «Отбор и анализ ЭОР по русскому языку, обеспечивающих закрепление и обобщение знаний».

Задания к занятию

  1. Охарактеризуйте с методической точки зрения этапы закрепления, применения, обобщения и систематизации знаний. Составьте по аналогии технологические карты уроков данных типов.

  2. Какие типы ЭОР можно использовать на уроках указанных типов? Проанализируйте составленный Вами ранее аннотированный каталог ресурсов по избранной теме и отметьте те ЭОР, которые целесообразно использовать в данных случаях.

^ Самостоятельная работа (3 часа). Слушатели составляют технологическую карту урока обобщения и систематизации с использованием ЭОР.
Лекция 3. Организация контроля усвоения материала с использованием ЭОР (2 часа)

Использование ЭОР при контроле усвоения учебного материала; традиции и новации: электронные задания, тесты, диктанты в качестве традиционного контролирующего средства; формы оценки учебной проектной деятельности, портфолио – инновационные средства контроля качества знаний.

^ Практическая работа (2 часа) «Отбор и анализ ЭОР по русскому языку, обеспечивающих контроль знаний».

Вопросы для дискуссии

  1. Какие формы контроля можно обеспечить с помощью ЭОР?

  2. Как вы оцениваете тестовые формы контроля? В чем их преимущества и недостатки?

  3. Какие формы контроля, кроме тестовых, предусмотрены в коллекциях ЭОР по русскому языку? Достаточно ли таких материалов?

  4. Как вы оцениваете контрольные ЭОР по теме «Особенности склонения и употребления в речи собирательных числительных»?

  5. Как можно использовать коллекции ЭОР для подготовки к ГИА и ЕГЭ? Предложите методические решения.

^ Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели составляют технологическую карту урока контроля с использованием ЭОР.

Формы контроля: Контрольная работа в форме представления технологической карты двух уроков с использованием ЭОР.

При оценке контрольной работы учитывается обоснованность отбора ЭОР для достижения поставленных целей, их образовательный потенциал, оптимальность способов организации деятельности учащихся с ЭОР и в целом эффективность предложенного способа овладения предложенным материалом.
^ Раздел 3. Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку (12 часов)

Лекция. Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку (4 часа)

Гипермедиа технологии как основа создания учебников нового поколения по русскому языку. Роль комплексных учебных средств в решении задачи формирования и развития современной языковой личности. Технологии мультимедиа и гипертекста как основа создания гибкой многокомпонентной интегрированной учебной среды. Учебно-методическая среда ИУМК ЕК «Русский язык. 5-7», «Речевой этикет в ситуациях и заданиях»: обучающие и поддерживающие компоненты. Организация учебного процесса в полимедийной среде ИУМК.

Проектная деятельность и электронная образовательная среда. Роль электронной среды в формировании современной личности. ЭОР ЕК для учителя-организатора проекта. Средства мотивации творческой проектной деятельности в ЭОР: мультимедиа уроки. Творческие задания ИУМК «Русский язык. 5-7» как основа для обучения проектной деятельности учеников 5-6 классов: минипроект на уроке русского языка. Межпредметные связи при организации проектной деятельности учителями-словесниками.

^ Практическая работа (2 часа) «Формы и способы учебной деятельности в полимедийной учебно-методической среде».

Практическая работа (2 часа) «Формы и способы организации учебной проектной деятельности на стыке дисциплин».

На практических занятиях следует уделить внимание рассмотрению инновационного потенциала ЭОР по русскому языку в свете реализации ФГОС 2 поколения.

Задания для занятия

1. Проанализируйте выдержку из ФГОС 2 поколения (раздел 1.2.2. «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты»), в котором рассматривается понятие УУД (Приложение 2).

2. Соотнесите задачи формирования УУД с возможностями ЭОР по русскому языку.

Самостоятельная работа (4 часа). Слушатели разрабатывают методику формирования УУД (по выбору) на основе ЭОР при изучении выбранной темы.

^ Формы контроля: Контрольная работа в форме разработки методики формирования УУД (по выбору) на основе ЭОР при изучении выбранной темы
Раздел 4. Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку в основной школе на основе ЭОР (12 часов)

Лекция 1. Общие проблемы организации самостоятельной работы учащихся с помощью ЭОР. Самостоятельная работа на уроке (2 часа).

Возможности комплексов ЭОР для организации самостоятельной работы учащихся. Целесообразность использования ЭОР для организации самостоятельной работы. Использование информационно-справочных материалов ЭОР. Методические особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Использование ЭОР для организации внеурочной работы учащихся. Самостоятельная работа и индивидуальный образовательный маршрут. ЭОР как средство ликвидации пробелов в знаниях. ЭОР как средство углубления знаний, развития познавательных интересов и подготовки к профильному обучению. Роль учителя в организации самостоятельной работы учащихся: подготовка и мотивирование, сопровождение и консультирование, контроль и оценка. Обсуждение результатов самостоятельной деятельности учащихся на основе ЭОР

^ Практическая работа (2 часа) «Отбор и анализ ЭОР по русскому языку, обеспечивающих самостоятельную работу и дистанционное обучение».

Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели создают технологическую карту организации самостоятельной деятельности учащихся.



Лекция 2. Самостоятельная работа во внеурочной деятельности с использованием ЭОР и её роль в индивидуализации обучения (2 часа).

Возможности ЭОР для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий учащихся. Организация и самоорганизация учебной деятельности учащихся с помощью ЭОР. Оценка и самооценка учебной деятельности учащихся с помощью ЭОР. Роль рефлексии в учебном процессе. Планирование образовательного маршрута учителем и учащимися с помощью ЭОР. Поиск необходимой информации. Обучение в сотрудничестве. Коллективные формы работы и развитие навыков социального взаимодействия при использовании ЭОР.

^ Практическая работа (2 часа) «Виды и формы организации самостоятельной работы учащихся и возможности ЭОР в организации такой работы».

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Как соотносятся понятия самостоятельной работы и индивидуального образовательного маршрута учащихся? Какие средства ЭОР можно использовать для формирования индивидуального образовательного маршрута?

  2. Как в ходе самостоятельной работы формируются навыки самоорганизации деятельности учащихся, их рефлексивное поведение? Как нужно организовать работу с ЭОР для развития этих навыков?

  3. Как самостоятельная работа способствует формированию интереса к учению, достижению личностно значимых результатов учения? Каковы возможности ЭОР для решения этих задач?

  4. Как самостоятельная работа способствует развитию социальной компетентности учащихся, формированию их коммуникативной компетентности? Какие формы организации учебной и внеучебной деятельности способствуют достижению этих результатов?

^ Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели готовят презентации на тему «Проектная деятельность с применением ЭОР», создают технологическую карту организации самостоятельной деятельности учащихся.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:

  1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003.

  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с. - URL:: http://bookfi.org/book/597607

  3. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007.

  4. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 31 с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2

  5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. к. пед. наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.

  6. Информационные технологии дистанционного обучения: учебное пособие / В.А.Чистяков, Е.Е.Пущенко, И.И.Задиран, В.А.Дорохов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 238 с.

  7. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 32 c.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-1-0-38; http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279

  8. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство ”Издательский сервис”, 2010. – 328 с. .- URL: http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279

  9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007.


Дополнительная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

  2. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк, Мультимедиа в образовании. – М.: Дрофа, 2007

  3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: ООО «Ритм», 2005. URL: http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?id_res=6209 (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

  4. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL: http://catalog.iot.ru/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

  5. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к иноформационному обществу: проект «Информатизация системы образования».- URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/01/12/1214866663/03avd0.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

  6. 4. 60. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с. URL: http://www.iteach.ru/met/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

  7. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова– М. : ИПИ РАН, 2008. – 73 с.

  8. Рубашкин Д.Д., Дмитриева Н.В. Способы использования ИИСС в учебном процессе. - URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005808/iso_project-9.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

Ресурсы Интернет

  1. Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа: <standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360>

  2. Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль iconИспользование электронных образовательных ресурсов при обучении младших...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль iconВариативный кафедральный модуль 72 часа Учебно-методические документы:...
Центр Интернет-образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль iconРазработка и использование образовательных электронных изданий и интернет-ресурсов
По дисциплине Разработка и использование образовательных электронных изданий и интернет-ресурсов

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль iconИспользование электронных образовательных ресурсов (эор) в образовательном процессе
Справочно-информационный портал «Русский язык для всех» в разделе «Класс» представлены интерактивные диктанты, онлайн – репетитор,...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль iconПеречень лицензионных электронных образовательных ресурсов по русскому...
Издательство «Планета»: Уроки литературы. 6 – 10 классы. Мультимедийное приложение к урокам

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль iconПеречень электронных образовательных и научно-популярных ресурсов,...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль icon2 класс
Перечень учебно- методических средств обучения, эор (электронных образовательных ресурсов)

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку в основной школе Кафедральный вариативный модуль icon2006г районная олимпиада по татарскому языку Климова М. 3 место,диплом
Использование информационно-коммуникационных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница