Скачать 345.4 Kb.
|
СодержаниеПояснительная записка……………………………………………………4Содержание программы элективного курса……………………….……..8Учебно-тематический план элективного курса………………….………9Рекомендуемая литература……………………………………………….12Приложение……………………………………………………………….131) Разработки занятий2) Рецензия3) CD-RW дискдля учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии".Пояснительная записка. Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса. Курс является предметно-ориентированным; вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку; курс опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка. И всё же данный элективный курс востребован учащимися 9 класса и актуальность введения в школе данного курса объясняется следующими обстоятельствами: - одной из важных задач филологического образования в школе является формирование навыков грамотного письма, поэтому курс даст учащимся возможность проверить свои знания в области орфографии, будет способствовать совершенствованию и развитию знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет в решении проблемы повышения грамотности учеников; - в основной школе материал по изучению орфограмм включается в программы по русскому языку 5-7 классов, а эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к государственной итоговой аттестации в новой форме и к единому государственному экзамену; - часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к итоговой аттестации недостаточно подготовленными в области орфографии. ^ : - обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов; - закрепить навыки правописания, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, что предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил; - подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку за курс основного общего образования и на более высоком уровне подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. Элективный курс направлен на решение следующих задач: - систематизировать и закрепить знания о фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний); - развить орфографическую зоркость и речевую культуру учащихся; - способствовать формированию навыков работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими) и справочной литературой; - формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала и способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка; - формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения. На занятиях элективного курса "Практикум по орфографии" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: лекции, практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. В освоении данного курса основные формы организации работы учащихсядолжны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.). Методы обучения: - эвристическая беседа; - проблемно-поисковые задания; - наблюдение; - лингвистические игры; - индивидуальные задания; тренировочные упражнения; - работа со словарями; исследовательская и проектная деятельность детей (составление опорных схем, написание сообщений, рефератов и т.д.); - творческие задания; - составление тестовых заданий. В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы: 1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа по опорным конспектам, работа со словарями и справочной литературой); 2. тренировочный (выполнение упражнений, тестовых заданий); 3. игровой (лингвистические игры, кроссворды и т.п.); 4. контролирующий (диктанты, словарные диктанты, тесты). Формы контроля, которые позволят оценить уровень усвоения курса: - самостоятельное выполнение упражнений; - выполнение тестовых заданий; - аргументированный устный ответ; - презентация материала учащимися; - защита собственного проекта по темам данного курса. ^ На текущих занятиях усвоение материала оценивается в пятибалльной системе, а усвоение всего курса оценивается в бинарной системе (зачтено/не зачтено). В результате изучения курса учащийся должензнать: - правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; - условия, от которых зависит написание; - норму, действующую при данных условиях; - последовательность обнаружения изучаемой орфограммы; - приёмы разграничения схожих написаний. должен уметь: - правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания; - правильно писать сложные слова; - правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен; - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных; - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных; - правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов; - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; - правильно писать не с разными частями речи. ^ : курс даст целостное представление о системе русской орфографии; будет способствовать развитию орфографической зоркости и формированию навыков грамотного письма, а также будет развивать интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать и оценивать новую информацию, способствовать поиску информации по новой теме. Элективный курс «Практикум по орфографии» имеет ярко выраженную практическую направленность. Содержание материала определялось в соответствии с дидактическими принципами:
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала. Содержание программы элективного курса отбиралось в соответствии со следующими документами: 1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку. 2. Обобщенный план варианта КИМ 2012 года для ГИА выпускников IX классов по русскому языку. 3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по русскому языку. 4. Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2012 года по русскому языку (обозначение задания в работе, проверяемые элементы содержания). ^ «Практикум по орфографии». 1. Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. (1ч.) Орфография. Орфограмма. Орфографическое правило. Принципы русской орфографии. Условия выбора правильных написаний. 2. Безударные гласные в корне слова. (2 часа). Безударные гласные, проверяемые ударением. Непроверяемые безударные гласные. Чередования гласных в корне. ^ Не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии). Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии); написание приставок, зависящее от значения. ^ Написание Ы в начале корня после приставок на согласный. Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. ^ Одна и две буквы Н в суффиксах. Гласные в суффиксах разных частей речи (правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-/-ева- -ива-/ыва-, существительных -ек, - ик, в суффиксах действительных и страдательных причастий). Согласные в суффиксах существительных и прилагательных (буквы ч, щ в суффиксах существительных, суффиксы прилагательных -к и -ск). ^ Гласные Е и И в окончаниях слов. Падежные и родовые окончания. Правописание личных окончаний глаголов. 7. Гласные О-Е(Ё) после шипящих согласных.(1 час).Правописание о-е(ё) после шипящих в корне слова. Гласные о-е(ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах. ^ Правописание непроизводных и производных предлогов. Раздельное и слитное написание предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи. ^ Сложные слова с соединительной гласной. Сложные слова без соединительной гласной. Слитное и дефисное написание сложных существительных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. 10. Употребление прописных букв.(1 час). 11. Принципы и правила переносов. (1 час). 12. Итоговое занятие.(2 часа).Итоговое занятие курса предполагает обобщение и систематизацию изученного в области орфографии русского языка и закрепление умения учащихся связно излагать лингвистический материал, проводится в форме семинара и письменной проверочной работы в форме тестовых заданий. ^
Рекомендуемая и используемая литература
Методические материалы в Сети. 1.Справочно – информационный портал «Русский язык» (Грамота.Ру – www.gramota.ru/ ). 2. Опорный орфографический компакт – www.yamal.org/ook/ . Автор сайта В.Г. Шелест. На сайте представлена эффективная методика обучения орфографии. Ее суть – правила записываются в краткой форме в виде легко запоминаемых опорных конспектов. 3. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001 ПРИЛОЖЕНИЕ. К данному курсу разработана практическая часть, которая включает в себя разработку занятий, сборник упражнений, заданий, тестов. Фрагменты практической части представлены в приложении. ^ Тема: Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. Цель: Расширить и углубить понятия об орфограмме и орфографическом правиле; рассмотреть принципы русской орфографии, опознавательные признаки орфограмм и условия выбора правильных написаний. Ход занятия. 1. Лекция учителя. Орфография (от греч.ortho – прямой, правильный, grapho- пишу) – это система правил правописания слов, их частей и форм. Она включает пять основных разделов: 1) передача звуков буквами в составе слова; 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила сокращения слов; 5) правила переноса слов. Орфография имеет систему принципов. Принцип традиционного написания распространяется на случаи, в которых выбор буквы не мотивирован в современном русском языке, хотя может существовать его историческое объяснение. По традиции пишутся окончания -ого/-его прилагательных; после шипящих ж, ш принято писать букву и: жить, шить, хотя эта буква произносится как ы. Фонетический принцип касается написания приставок на –з/-с, чередующихся гласных в корне (-гор-/-гар-, -зор-/-зар-), букв и и ы после приставок на согласную. Следуя этому принципу, как слышим, так и пишем. Ведущий принцип русской орфографии – морфологический. Он означает, что морфемы (корни слов, приставки, суффиксы, окончания) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Более частные единицы, чем орфограммы, - опознавательные признаки орфограмм. Более крупные орфографические единицы - орфографические правила. Орфограмма - этотакое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Орфограмма содержится не в каждом слове, не на любой границе слов. Например, в словах дом, шар, лак и между словами красивый цветок, человек читает орфограмм нет. Чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки. Примеры опознавательных признаков орфограмм можно найти в следующей таблице.
После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует указать условие выбора правильных написаний в словах, т.е. определить, что необходимо написать в том или ином случае. ^ – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. Условия выбора - это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые способствуют определению, какие буквы следует писать. В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных О и Е в суффиксе прилагательных -ОВ- (-ЕВ-) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формулируется таким образом «В суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е». Например: ежовый, грошовый, сторожевой, плечевой. Фонетические особенности слов - это позиция и характер фонемы (ударение, безударность, мягкость, озвончение и оглушение), например: далёкий (даль), дружок, деревья, большой, низкий. Словообразовательные особенности - это в какой части слова находится орфограмма или слово является однокоренным, например: прекрасный, жучок, сад - садовый. Морфологические условия указывают на часть речи и ее признаки: долг (сущ., II скл., им.п.), использует (глаг., I спр., 3 л. ед.). Синтаксические условия указывают на связь слов, например: каким? высоким мастерством. Смысловые условия определяют значение слова или значение части слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прибрежный (близость). 2. Работа по вопросам. 1. Что является основной орфографической единицей? 2. Что называется орфограммой? 3. Содержится ли орфограмма в каждом слове? 4. Используя таблицу, охарактеризуйте опознавательные признаки орфограмм. 5. Что называется условием выбора орфограмм? 6. Какие бывают условия выбора, что они включают в себя и на что указывают? 3. Выполнение упражнения. Перепишите текст, подчеркните слова с орфограммами. Назовите тип орфограммы, опознавательный признак и условие выбора. Лесной ручей. Я иду по берегу своего любимого ручья самой ранней весной. На мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и оттого она журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком. Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе. Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук и гудит, будто травы растут под музыку. А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. И под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах. 4. Домашнее задание. Вспомнить по опорным конспектам орфограммы, изученные в 5-7 классах. Занятие №3. Тема: Чередование гласных в корне слова. Цель: Систематизировать корни с чередующейся гласной в корне слова по ведущему признаку в 5 групп:
Отработать навыки грамотного письма. Ход занятия. ^ со словами с непроверяемой гласной в корне (в конспекте предыдущего занятия). II. Повторение и систематизация теоретического курса. Индивидуальные сообщения учащихся. Чередование звуков – замена одних звуков другими в одной и той же части слова. ^ гласные и согласные звуки. Чередование появляется при образовании слов: друг дружный при изменении слова: бегать – бежать Чередование гласных в корне: о // е: носить - несу о // а: предложить – предлагать о // ы: кров – крыть о // е // и: мор – умереть – умирать ы // у // о: высыхать – засуха – сохнуть Иногда гласные е, о чередуются с нулём звука: посол - послать Такие гласные называются беглыми. |
![]() | Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один... | ![]() | Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры |
![]() | Программа элективного курса «Написание эссе» для 10кл составлена на основе программы учителя русского языка и литературы гбоу сош1380... | ![]() | Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта... |
![]() | Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч | ![]() | Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... |
![]() | Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, Н. А. Николиной и сочетает два... | ![]() | А. Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», издательство «Просвещение», 2008 год и включает в себя: пояснительную записку,... |
![]() | Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская... | ![]() | Программа элективного курса «Откровение о человеке» для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей... |