«Скоро сказка сказывается»




Скачать 112.87 Kb.
Название«Скоро сказка сказывается»
Дата публикации30.08.2013
Размер112.87 Kb.
ТипСказка
lit-yaz.ru > Литература > Сказка
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

« СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ»

Жогина Анастасия Сергеевна,

Цивильская СОШ №2, 5 класс

Научный руководитель:

Алексеева Валентина Георгиевна,

Паспорт проекта

Название работы

« Скоро сказка сказывается»

Учебное заведение

МОУ «Цивильская СОШ №2», 5 «а» класс

Авторы проекта

Жогина Анастасия

Научный руководитель

Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Актуальность проекта

Сегодня особенно остро встала проблема межнациональных взаимоотношений не только в России, но и во всем мире. Все чаще мы говорим о толерантности, о добром отношении друг к другу, о терпимости. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Цель проекта

Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки

Задачи проекта

  1. Изучить структуру русских народных сказок

  2. Прочитать и проанализировать русские народные сказки и выписать зачины, повторы, концовки

  3. Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки

Общая стратегия реализации

Выступление на научно-практической конференции, на уроках литературы, литературных вечерах, внеклассных мероприятиях

Полученные результаты

В своем проекте я изучила структуру русских народных сказок, прочитала русские народные сказки и выписала из них зачины, повторы, концовки. Опираясь на собранный материал, сочинила авторскую сказку, стилизованную под русские народные сказки.

Сроки выполнения проекта

3 месяца

Содержание:

Введение 3

Основная часть 4

Заключение 7

Список используемой литературы 8

Приложение 9

Секция ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

^ СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ

Жогина Анастасия Сергеевна, Цивильская СОШ №2, 5 класс

Научный руководитель:

Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Введение

Актуальность проекта:

Сегодня особенно остро встала проблема межнациональных взаимоотношений не только в России, но и во всем мире. Все чаще мы говорим о толерантности, о добром отношении друг к другу, о терпимости. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Цель:

Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки.

Задачи:

  1. Изучить структуру русских народных сказок

  2. Прочитать и проанализировать русские народные сказки и выписать зачины, повторы, концовки

  3. Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки

Методы исследования:

  • аналитический

  • сопоставительный

Основная часть

Работу над проектом я начала с подробного изучения сказки как жанра устного народного творчества.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Предметом повествования в сказке служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия.

Наибольшее же распространение получила классификация сказок при проблемно-тематическом подходе, который выделяет:

- сказки, посвященные животным;

- волшебные сказки (сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки);

- социально-бытовые;

- сказки смешанного типа;

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками.

Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить - поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

Я прочитала русские народные сказки, применив аналитический метод исследования, нашла и выписала зачины, концовки, постоянные эпитеты.

Лисичка сестричка и волк.


Зачин

«Жил себе дед да баба»

Лиса повитуха

Зачин

«Жили-были кум с кумой – волк с лисой»

Концовка

«Вот вам и сказка, а мне кринка масла»

Лиса-исповедница

Концовка

«Ему же и слава, и держава отныне и до веку, и сказке конец»

Постоянные эпитеты

«сахарные уста», «лукавая птица»

Кот, петух и лиса

Зачин

«Жил- был старик»

Постоянные эпитеты

«золотой гребешок», «масляна головка»

Кот и лиса

Зачин

«Жили-были»

Концовка

«стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют»

Постоянные эпитеты

«добрый молодец»

Напуганные медведь и волки

Зачин

«Жили-были»

Волк-дурень

Зачин

«В одной деревне жил-был»

Сказка о козе лупленой

Присказка

«Коза пухлена, половина бока луплена!.. Слушай, послушивай!»

Зачин

«Жил- был мужик»

Журавль и цапля

Присказка

« Это присказка, сказка впереди»

Зачин

«Жили-были на болоте»

Снегурушка и лиса

Зачин

«Жили-были старик со старухой»

Гуси-лебеди

Постоянные эпитеты

«молочная речка», «кисельные берега»

Три царства – медное, серебряное и золотое

Присказка

« В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летели жареные куропатки…»

Зачин

«Жил-был царь по имени»

Концовка

«и стали жить-поживать, добра наживать»

Иван Быкович

Зачин

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

Постоянные эпитеты

«тихий пруд, «серебряные яблочки»

Батрак

Зачин

«Жил- был мужик»

Концовка

«и стал себе жить-поживать, добра припасать, мха избывать»

Кощей Бессмертный

Зачин

«Бывало-живало – в некотором государстве жил-был»

Постоянные эпитеты

«добрый молодец»

Концовка

«и я тут был, мед вино пил, по усам текло, во рту не было»

Королевич и его дядька

Концовка

«и я там был, мед вино пил, по усам текло, во рту не было; подали белужины – остался не ужинавши»

Фролка - сидень

Зачин

«Жил- был царь»

Концовка

«когда насыпет треуху, тогда дальше скажу; а теперь нет мочи и духу»

Шабарша

Присказка

«Дай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная; есть в ней дива дивные, чуда чудные»

Концовка

«С той поры с того времени зажил батрак на славу; звали меня к нему мед – пиво пить, да я не пошел6 мед, говорят, был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?»

Иван-Царевич и Белый Полянин

Зачин

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был»

Концовка

«Стали они жить - поживать да добра наживать»

Используя сопоставительный метод исследования, я сравнила и подсчитала чаще встречающиеся зачины и концовки. Из зачинов чаще всего употребляется «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был», а во всех, прочитанных сказках встречается «жил (и)- был(и)..». Из концовок чаще употребляются: «Стали они жить - поживать да добра наживать», «и я тут был, мед вино (пиво) пил, по усам текло, во рту не было».

Проанализировав полученные результаты и опираясь на полученные знания, я сочинила авторскую сказку «Ларчик Волшебный», стилизованную под русские народные сказки.

Заключение

В своем проекте я изучила структуру русских народных сказок, прочитала русские народные сказки и выписала из них зачины, повторы, концовки. Используя сопоставительный метод исследования, я сравнила и подсчитала чаще встречающиеся зачины и концовки. Из зачинов чаще всего употребляется «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был», а во всех, прочитанных сказках встречается «жил (и)- был(и)..». Из концовок чаще употребляются: «Стали они жить - поживать да добра наживать», «и я тут был, мед вино (пиво) пил, по усам текло, во рту не было».

Опираясь на собранный материал, сочинила авторскую сказку « Ларчик Волшебный», стилизованную под русские народные сказки.

Список используемой литературы:

  1. http://ru.Wikipedia.org/wiki/Сказка

  2. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.

  3. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 - 111с.

  4. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000. –2 67с.

  5. Русские народные сказки. – М.: Астрель, 2007. – 318 с


Ларчик волшебный.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были на одном дворе кот да петух. Жили они промеж себя дружно, во всем друг другу помогали. Зимой, как выполнят всю работу по дому, любили они на печи посидеть, и сказки дедовы о далеких странах послушать. И рассказал как-то дед о чуде неслыханном – Ларчике волшебном.

– Сказывают, что есть в тридевятом царстве, в тридесятом государстве Ларчик волшебный. Кто в него посмотрит, диву дается. А все потому, что показывает и рассказывает этот ларчик о чудесах, что в мире творятся.

Вот и решили кот и петух добыть этот Ларчик. Положили они в котомку хлеб на дорожку, да пару рубах чистых и отправились в путь.

Долго шли наши герои, уже и хлеб весь съели и одну пару рубах износили. Наконец, дошли они до леса дремучего, что в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находиться. Кот с петухом подумали, что совсем с дороги сбились, но нашлись люди добрые, подсказали им дорогу к ларчику заветному.

-Пройдете через лес, дальше по тропинке прямо к болоту ступайте. Там Баба-Яга в избушке на курьих ножках живет. Вот у нее тот ларчик и находится.

Поблагодарили кот да петух за указанную дорогу, и пошли дальше. Только на третий день к вечеру добрались наши путники до избушки Бабы-Яги. Она кота и петуха накормила, после спросила:

– А теперь рассказывайте, откуда вы, да зачем ко мне пришли.

– Мы к тебе пришли за Ларчиком волшебным. Говорят, что рассказывает этот ларчик о чудесах, что в мире творятся. Мы хотим счастья попытать и добыть тот ларчик.

Ответила им Баба-Яга:

-Выполните три моих задания – Ларчик ваш, а нет – голова с плеч.

Согласились кот и петух выполнить три задания Бабы-Яги. С первым заданием петух легко справился. Надо было им, пока лучина не догорела, успеть отделить зерна от бусинок. Так петух все зернышки склевал, только бусинки на столе и остались. Второе задание кот выполнил. Надо было с верхушки самого высокого дуба в дремучем лесу желуди собрать. Кот быстро на дерево вскарабкался и собрал желуди в мешок, что Баба-Яга ему дала. Ну а третье задание самым сложным оказалось. Пришлось коту с петухом потрудиться. Всю ночь ловил кот в погребе у Бабы-Яги мышей, а петух всю избу прибрал: полы помыл, печь побелил, белье постирал и обед приготовил. Понравилось Бабе-Яге, что к утру все успели кот с петухом, и отдала она свой Ларчик друзьям. Поблагодарили кот и петух за подарок и отправились домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Скоро сказка сказывается» icon8 Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Избушка, повернись...
Созвездия Большой и Малой Медведицы (также засчитываются и другие оригинальные ответы)

«Скоро сказка сказывается» iconСказка» г. Заозерск, Мурманская обл. Тема: «Скоро в школу»
Когда я сегодня шла на занятие, то встретила человечка. Он узнал, что вы скоро идете в школу. Он тоже хочет ходить в школу, и мы...

«Скоро сказка сказывается» iconПеречень художественной литературы для формирования нравственных...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...

«Скоро сказка сказывается» iconСлово о сказке
Сказка преследует либо поучительные, а нередко и познавательные цели, либо «сказывается» для развлечения слушателей – взрослых и...

«Скоро сказка сказывается» iconС тихи про Новый год Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идёт!...

«Скоро сказка сказывается» iconПеречислите их ( называют сказки «Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка...
Его пролог к поэме «Руслан и Людмила» окно в сказочный мир, через которое можно не только его увидеть и различить в нём отдельные...

«Скоро сказка сказывается» iconКонкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и...

«Скоро сказка сказывается» iconСписок книг для учащихся 1-х классов
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

«Скоро сказка сказывается» icon«Силы в природе»
«Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти,...

«Скоро сказка сказывается» iconСказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств»
Тема встречи: «П. И. Чайковский – великий русский композитор. Древнегреческие музы искусства»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница