Скачать 0.65 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского района «Утверждаю» Согласовано Директор ОУ Кошкина Т.А. Зам. Директора по УВР Савош Н.А. ____________________ _______________________ «______» ____________ 2012 г. «_____» ________________ 2012 г. Рабочая программа по литературе для 5 – 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (общая) Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Концепция курса представлена в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Основными подходами к преподаванию литературы в современной школе являются системно-деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогают учителю реализовать эти современные подходы в преподавании литературы. Для ступени основного общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и учебники-хрестоматии для 5-9-х классов. ^ рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. ^
понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
художественной литературы в повседневной жизни и речевом самосовершенствовании;
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык» и имеет общие с этим курсом задачи:
изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию);
видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;
письменной речи. Для реализации задач литературного образования в 5 – 9 классах предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. В содержание новых программ для 9 класса входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9 класса как одну из самых актуальных. Решить ее в течение одного учебного года только в 9 классе для любой школы затруднительно. Решение проблемы представляется оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе – о романтизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эстетической проблеме – развитии реализма. В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. ^ Однако внутри этих основных концентров необходимо учитывать этапы взросления школьников в зависимости от роста их умений – техники чтения, умения анализировать и формировать свое отношение к прочитанному, преобладания наивно-реалистического восприятия прочитанного и беглости, выразительности чтения, умения видеть подтекст прочитанного. Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса включительно (в программный курс 10 – 11 классов введена специальная рубрика «Внутрипредметные связи »). Материал каждого учебника (художественные тексты, пояснительные статьи, вопросы и задания и пр.) объединен также внутренними сквозными идеями. Одной из них является мысль о диалогическом характере отношений на самых различных уровнях: диалога школьника с товарищами по классу, с учителем. Однако основной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: книга — писатель. Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям. Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. В центре курса 9 класса – подведение итогов работы по литературе в 5 – 8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9 классе введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины XX века. ^ Содержание тем учебного курса Введение Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). ^ Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. ^ : миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж. Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. ^ гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) – чтение наизусть стихотворений из античной поэзии. ^ Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица». ^ : загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж. ^ : работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов. ^ вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др. Басни народов мира Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. ^ : басня, притча, эзопов язык. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. ^ Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке. ^ Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. ^ Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни. ^ : работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова. Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов». ^ А.С. Пушкин Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. ^ первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы. Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование. ^ работа с иллюстрациям, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина. Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки. ^ А.А. Фет. «Чудная картина...» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды». ^ «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном». М.Ю. Лермонтов Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу. ^ : эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма). ^ портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве. Н.В. Гоголь Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. ^ мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика. ^ краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование. ^ : выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя». Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести. ^ Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык». ^ : рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений). ^ краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть. ^ : работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева. Н.А. Некрасов Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». ^ : фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями. ^ : иллюстрации к поэме. Л.Н. Толстой Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. ^ рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия. ^ : выставка-конкурс рисунков учащихся. А.П. Чехов Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. ^ : юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация. ^ чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г. С. Меркин),... | ![]() | Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель... |
![]() | Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ![]() | Рабочая программа по литературе, базовый уровень, (далее – Рабочая программа) составлена разработана на основе авторской программы... |
![]() | Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11... | ![]() | Рабочая программа по литературе составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы для... |
![]() | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы... | ![]() | Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11 классов общеобразовательной школы/... |
![]() | Программа: «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В.... | ![]() | Рабочая программа по русской литературе в 5 классе построена на основе программы по русской литературе для 5 – 11 классов татарской... |