Скачать 68.25 Kb.
|
1. ГБОУ СПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ «КК» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 БУ-2 Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» Урок-диспут. «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития». Цель:выявление современных путей развития русского языка. Задачи:образовательная - закрепить полученные знания; -дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; -развивать логическое мышление, уметь доказывать свою точку зрения; -развивать умение работать с языковым материалом; - Развивающая: продолжить работу по формированию навыка правильного практического умения употреблять слова и выражения в речи,расширить словарный запас за счёт включения различных языковых единиц (оборотов речи). -Воспитательная: продолжить навыки работы в группах; способстваовать становлению чувства ответственности в ходе совместной работы; прививать культуру ведения диалога. ^ Тип урока: комбинированный. Приёмы: наблюдение, сопаставление, сравнение, развитие речи, выводы, элементы анализа,слово учит еля. ^ Предварительная подготовка: 1) перед уроком-диспутом проводится анкетирование учащихся (см.вопросы в приложении); 2) группы « аналитиков» обрабатывают анкеты и в соответствии с результатами опроса делят учащихся на две группы-команды с условными девизами: «Да, язык гибнет», «Нет,язык развивается»; ^ 1.Слово учителя. 2007 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка. 27 февраля 2007 года по всей стране прошёл День русского языка. И это не случайно. В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие учёные-лингвисты бьют тревогу,говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе-вымирании русского языка, а некоторые, напротив, считают, что с нашим языком ничего страшного не происходит, он живёт по своим законам. Итак, тема нашего диспута: «Русский язык гибнет или проходит путь своего развития?» ^ По результатам анкетирования выяснилось: 60% класса считают, что язык гибнет. Участники этой группы войдут в команду под названием «ДА», 40% опрошенных уверены, что язык не гибнет, а развивается по своим собственным законам. Это вторая команда под названием «НЕТ». Таким образом, нам предстоит выслушать точки зрения двух дискутирующих сторон. ^ Мы считаем, что русский язык гибнет, так как: 1. В СМИ используется много жаргонизмов; 2. И в бытовой, и в официальной сфере используется много слов иноязычного происхождения,причём нередко неоправданно; 3.много орфографических, орфоэпических,грамматических ошибок в рекламе,объявлениях,инструкциях,на вывесках. 2.Инсценировка. Инсценировка отрывка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» с последующим выводом о том, что какое впечатление производит человек с ограниченным словарным запасом. Участники, играющие в сценке, по её окончании объясняют своё понимание литературного материала. ^ Автор: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Жена инженера Щукина, Эллочкка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова,которые она придирчиво выбрала из великого, многословного и могучего русского языка. ^ Автор: Выражает в зависимости от обстоятельств восторг, презрение, ненависть,радость. Эллочка: Знаминито! Мрак! Жуть! Автор: Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча» Эллочка: Парниша. Автор: Обращение ко всем знакомым мужчинам. Эллочка: Не учите меня жить! Красота! Поедем на извозчике! Автор: Говорится мужу. Эллочка: Поедем на таксо. Автор: Говорится другим мужчинам. Эллочка: У вас вся спина белая. Автор: Шутка. Остальное небольшое количество слов служило передаточным звеном между Эллочкой и продавцами магазинов. Несчастный муж Эллочки, Эрнес т Павлович Щукин, и не подозревал о том, что его жена купила на аукционе 2 стула. Семейный бюджет был подрезан под самый корень. Щукин: Здравствуй, Еленочка! Откуда стулья? Эллочка: Хо-Хо. Щукин: Нет, в самом деле? Эллочка:Блеск! Щукин: Да, стулья хорошие. Подарил кто-нибудь? Эллочка:Ого! Щукин:Как? Неужели ты купила на последние деньги? А жить на что? Эллочка: Хамишь, парниша! Щукин: Что же делать? Эллочка: Подумаешь! Щукин: Ты живёшь не по средствам. Эллочка: Шутишь! Щукин: Да-да, не по средствам! Эллочка: Не учите меня жить! Щукин: Нет, давай поговорим серьёзно! Я получаю 200 рублей… Эллочка: Мрак! Щукин: Взяток не беру, денег не краду подделывать не умею… Эллочка:Жуть! Щукин: Вот, что : так жить нельзя, нам нужно разойтись. Эллочка: Хо-Хо! Щукин: Мы не сходимся характерами. Эллочка: Шутите! Щукин: И откуда у тебя этот идиотский жаргон? Эллочка: Не учите меня жить! Щукин: Нет, это невыносимо! Живи как тебе хочется, а я так больше не могу. Эллочка: Красота! Автор: Муж ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от своих обычных металлических словечек.Эллочка напряглась и стала искать подходящие слова. Они быстро нашлись. Эллочка: У тебя вся спина белая! Эллочка и Щукин в конце сценки забирают по одному стулу и расходятся в разные стороны. Выводы актёров и зрителей: задаются вопросы для обсуждения. 1.Какое количество слов выбрала для себя Эллочка для передачи и обмена информации? 2.О чём это говорит? ( словарный запас Эллочки беден , в речи используется жаргонная лексика). Слово учителя: Ситуация, описанная И. Ильфом и Петровым, относилась к первой половине ХХ столетия, однако, русский язык не был побеждён такими, как Эллочка. Проблемный вопрос: Возможно ли справиться и с нынешними трудностями в современной лингвокультурной ситуации? Выступления команды «НЕТ». 1. По поводу большого числа ошибок в СМИ нам возразить нечего, мы согласны с оппонентами в отрицательной оценке этих явлений. Но в то же время мы считаем, что положение не катастрофическое, и хотим привести ряд аргументов. 1) По поводу иноязычных слов мы думаем, что есть некоторые стороны нашей жизни,например, работа на компьютере,где невозможно не использовать заимствованные слова, т.к. именно они , а не наши русские, обслуживают эту сферу деятельности. ( приводятся примеры таких слов как: джойстик, монитор, Винчестер и др.) 2) По поводу жаргонизмов наша группа считает, что жаргонные слова имеют право на жизнь, т.к. помогают более точно, ярко, эмоционально и коротко, доходчиво выразить мысль. Участники зачитывают и сопоставляют два текста: « О случившемся на балу у графа» и « Об одной фишке во время клёвой тусовке» О случившемся на балу у графа Господа, вчера графиня давала бал.Светская львица знает толк в этих делах. Бал был отличный. Только вот одна молодая особа заставила кое-кого поволноваться. Юная ветреница, спешу заметить, прехорошенькая особа, кружилась в танце весь вечер. Хозяйка бала была в восторге от устроенного ею раута, даже подсчитала, сколько сердец пронзили стрелы «амура». Но каково же было её удивление, когда в числе поклонников юной Афродитты она увидела и своего мужа, старого графа. Он кружился с ней в вихре вальса, ланиты его пылали, а с уст не сходили слова любви и пылких признаний. О времена, о нравы! 3.Выступление 2 команды. Рассказ с использование м молодёжного сленга об аналогичном происшествиии на «тусовке». Заранее составляет инициативная группа из 2 команды. Участники делают вывод о том, что похожие события воспринимаются по-разному в зависимости от употребления слов в определённой ситуации. ( некоторые из участников диспута отстаивают своё право на употребление жаргонизмов, т.к. тогда всё становится понятнее, красочнее, другие утверждают, что жаргонизмы огрубляют речь, делают её примитивнее. Далее зачитывается текст на тему: «Русский язык как живой организм» 4.Обсуждение: Выяснение вопроса о сближении позиций двух команд. Слово учителя: Сегодня мы с вами обсуждали пути развития русского языка. Важно то, что вы неравнодушны, значит, диспут состоялся, Безусловно, наш язык – это живой организм, в котором происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определённые рамки. Поэтому ,безусловно, правы обе команды. Но если говорить о том, что язык проходит необходимый этап развития, то наверно, и мы должны развиваться вместе с ним. Как же оценить это «развитие», если вместо девушек и барышень у нас по улицам ходят «чувихи», «гёрлы», « чиксы» и « тёлки»? Может быть, вектор этого развития направлен не в ту сторону, и язык, наш русский язык, подаёт сигналы « SOS», показывая , что с нашей душой творится что-то неладное? Русский язык богат чудесными словами: « здравствуй», ( будь здоров), - зачем говорить пустое «Hello»; «прощай» ( прости меня), « до свидания» ( свидимся) - зачем чужое «Ву»; « спасибо» , « благодарю» ( дарю благо ) – к чему ненужное «зенкую»? Так давайте же отбросим бездумное копирование иноязычных образцов и будем по-настоящему «великим, могучим и свободным» народом, которому дано такое богатство – наш русский язык! Домашнее задание. Написать сочинение –миниатюру на тему «Русский язык как развивающееся явление» с использованием материалов диспута. Приложение 1. Вопросы для анкетированиия 1. Считаете ли вы, что русский язык загрязнён жаргонизмами и иноязычными словами? 2. Используете ли вы жаргонизмы в своей речи? 3. Допустимо ли использование жаргонных слов и выражений в СМИ? 4.Какой телеканал , программа, телеведущий чаще других, по – вашему, использзует жаргонную лексику? 5.Обращаете ли вы внимание на ошибки на рекламных щитах, афишах, вывесках, объявлениях? 6. Можем ли мы как-то повлиять на лингвистическую ситуацию? Приложение 2. Примеры жаргонных слов и выражений Классно, супер, круто,клёво, прикольно, офигенно, кайф. отстой,прикид, дискач, ком, днюха, отвянуть, смотаться, зашибись и др. ^ Орфоэпические: «Л ´Этуаль; побАлуйте себя» ( надо: побалУйте), изготавливаем жАлюзи» (надо: жалюзИ) Орфографические: «лиВтинг-крем» (надо: лифтинг), «товар сертиВицирован» ( надо: сертифицирован). «грейпфруКт» ( надо грейпфрут). Грамматические ошибки: «согласно графика» ( надо: согласно графику). Использованная литература При подготовке к открытому уроку использованы материалы методических разработок по русскому языку 10-11 классы. Е. В. Поляковой. Открытые уроки по курсу «Русский язык» 5-11 класс. Сост. Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.И. Жиренко. – 2-е изд. – М.: 2009 г. ( Методическая библиотека). |
![]() | Цели: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые... | ![]() | А также выручает индивидуально-дифференцированный подход, игровые технологии, разнообразие видов упражнений, наглядность. Вот как... |
![]() | Пересечение образовательных областей: русский язык, литературное чтение, окружающий мир | ![]() | Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» |
![]() | Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | ![]() | Обобщение и систематизация знаний. Анализируемый урок 5, входит в систему уроков по теме «Деепричастие», на изучение которой отводится... |
![]() | Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе | ![]() | Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология» |
![]() | Дидактическая: обобщение, систематизация и углубление знаний и проверка их качества по теме: «География мирового хозяйства» | ![]() | Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения |