Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы




Скачать 98.02 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы
Дата публикации01.09.2013
Размер98.02 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
lit-yaz.ru > Литература > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Программа дисциплины


ДПП.Ф.12 История русской литературы

(ч.5)


  1. Цель изучения дисциплины заключается в том, чтобы познакомить с культурной жизнью России рубежа XIX-XX веков, дать представление о своеобразии литературного процесса, о традициях и художественных открытиях в творчестве крупнейших писателей этого периода. Это определило следующие задачи:

  • представить целостную концепцию истории русской литературы рубежа ХIХ-ХХ веков в контексте социально-исторического развития страны, естественнонаучных открытий и философских исканий времени;

  • дать общее представление о двух потоках русской литературы, развивающихся в пределах метрополии и за рубежом;

  • познакомить с основными направлениями эстетических исканий: с трансформацией в новых культурно-исторических условиях реализма и возникновением его новой формы - социалистического реализма, с актуализацией тенденций импрессионизма, экспрессионизма, "примитивизма", с формированием разных направлений модернизма и авангарда;

  • представить литературное движение в разнообразии течений, объединений и групп;

  • акцентировать внимание на характере жанрово-родового своеобразия;

  • продемонстрировать, как разные тенденции поисков сложно взаимодействуют на разных этапах творческой эволюции и в отдельных произведениях наиболее ярких авторов.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате освоения основной программы дисциплины студент должен:

иметь представление о ведущих направлениях в развитии русской литературы рубежа веков;

знать философско-эстетический контекст эпохи; особенности художественного творчества, эстетики и творческой биографии писателей и поэтов данного периода;

уметь анализировать реалистические и модернистские произведения в контексте истории и культуры с учётом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
^

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.


100

5

Аудиторные занятия.


54



Лекции


36



^

Практические занятия (ПЗ)


18



Самостоятельная работа.


36



^

Вид итогового контроля.


зачет

5


4.Содержание дисциплины:


№п/п
^

Раздел дисциплины


Лекции

Практи-ческие занятия

1.

Своеобразие литературного процесса в России на рубеже Х1Х - первой трети ХХ веков.

6




2.

Исторические судьбы реализма, его модификации в разных авторских моделях.

10

6

3.

Русский символизм.

10

8

4.

Акмеизм.

4

2

5.

Русский авангард начала ХХ века.

6

2


^ 5. Лабораторный практикум не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная (учебники, учебные пособия и хрестоматии):

  1. История русской литературы конца XIX - начала XX века: в 2 т./[Е. А. Дьякова, В. Б. Катаев, В. А. Келдыш и др.]; под ред. В. А. Келдыша.- М.: Академия.-(Высшее профессиональное образование). Т. 1.-2007.-285 c.

  2. История русской литературы конца XIX - начала XX века: в 2 т./[Х. Баран, Н. А. Богомолов, А. Г. Бойчук и др.]; под ред. В. А. Келдыша. - М.: Академия.- (Высшее профессиональное образование). Т. 2.-2007.- 344 c.

б) дополнительная:
  1. Авангард в культуре XX века (1900 - 1930 гг.): Национальные варианты ...:теория, история, поэтика : в 2 кн./Институт мировой литературы РАН ; [редкол. : А. Б. Базилевский и др. ; отв. ред. Ю. Н. Гирин].-М.:ИМЛИ РАН. Кн. 2:[Национальные варианты. Типология].-2010.-702 с.

  2. Авангард в культуре XX века (1900 - 1930 гг.): Теоретические аспекты: теория, история, поэтика : в 2 кн./Институт мировой литературы РАН ; [редкол. : А. Б. Базилевский и др. ; отв. ред. Ю. Н. Гирин].-М.:ИМЛИ РАН. Кн. 1:[Теоретические аспекты].-2010.-598 с.

  3. Авангард и театр 1910 - 1920-х годов: сборник/РАН, Государственный институт искусствознания [и др.] ; отв. ред. Г. Ф. Коваленко ; редкол. : Г. Ф. Коваленко (предс.), Н. Б. Автономова и др.. - М.: Наука,2008.- 686 с.

  4. ^

    Антология литературного авангарда XX века: Пер. В. Лапицкий; Ред. Б. Останин.-СПб.:Амфора,2000.-294 c.

  5. Бирюков, С. Е. Поэзия русского авангарда/С.Е.Бирюков. - М.: Издательство Руслана Элинина,2001.-285с.

  6. Грачева, А. М. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910-1950-е годы)/А. М. Грачева; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН [и др.].-СПб.: Пушкинский Дом, 2010.- 534 с.

  7. Давыдова, Т.Т. Русский неореализм : идеология, поэтика, творческая эволюция: (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.): учебное пособие для вузов/Т. Т. Давыдова.-2-е изд., испр.- М.: Флинта [и др.],2006.- 329 с.

  8. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена./ Под редакцией Кормилова С. И. [электронный ресурс] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Korm/01.php (дата обращения - 09.02.2012)


  9. Келдыш, В. А. О "Серебряном веке" русской литературы: общие закономерности. Проблемы прозы/В. А. Келдыш ; Институт мировой литературы РАН. - М.: ИМЛИ РАН, 2010.-511 с.

  10. Келдыш, В.А. Русский реализм начала XX века / В.А. Келдыш. - М.: Наука, 1975. – 279 с.

  11. Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской прозе конца XIX— начала XX века / Л.А. Колобаева.- М.: Издательство МГУ,1990.-333 с.

  12. Пайман, А. История русского символизма / А. Пайман. Пер. с англ. В. В. Исакович.-М.: Республика,2000.- 415c.

  13. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 1, 2 / Н.А. Богомолов [и др.] - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001.
  14. ^

    Скороспелова, Е. Б. Русская проза XX века: От А.Белого ("Петербург") до Б.Пастернака ("Доктор Живаго")/Скороспелова Е. Б. - М.: ТЕИС, 2003.-358 с.

  15. Соколов, А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: учебник для вузов/А. Г. Соколов.-5-е изд., испр.- М.: Высшая школа,2006.- 430 с.

  16. Тузков, С. А. Неореализм: жанрово-стилевые поиски в русской литературе конца XIX - начала XX века: учебное пособие для вузов/С. А. Тузков, И. В. Тузкова.- М.: Флинта [и др.],2009.-332 с.


  17. Турчин, B. C. По лабиринтам авангарда/ В.С. Турчин. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – 246 с.
  18. Хатямова, М. А. Творчество Е. И. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети XX века : создание авторского мифа/М. А. Хатямова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.- Томск: Издательство ТГПУ,2006.-183 с.

  19. Смирнова, Л. А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века / Л.А. Смирнова - М.: Высшая школа, 1999. – 381 с. [электронный ресурс] http://www.infoliolib.info/philol/smirnova/index.html (дата обращения - 09.02.2012)

  20. История русской литературы [электронный ресурс] http://www.durov.com/literature2.htm (дата обращения 06.02.2012)


    1. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программа по курсу «История русской литературы первой половины ХХ века (5 ч.)», списки изучаемой литературы и планы практических занятий по курсу, книжные фонды библиотеки ТГПУ, Областной библиотеки им. А.С. Пушкина, Научной библиотеки ТГУ, библиотеки кафедры литературы ТГПУ.

^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, компьютер с выходом в интернет (кафедры литературы ТГПУ), проектор.

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    1. Методические указания для студентов

      1. Материалы по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов очного отделения ведется в следующих обязательных формах:

  • Чтение художественной, научной и учебно-методической литературы;

  • подготовка к тестированию как промежуточной форме контроля и к зачету. Тестовые задания призваны показать уровень знакомства студентов с художественной литературой – Приложения № 2, 3

  • Самостоятельное изучение следующих тем: «Драматургия Л. Андреева», «Творчество писателей группы «Сатирикон».

  • выполнение домашних заданий по установленным планам практических занятий (Приложение №4).

Тематика практических занятий:

  1. Художественное своеобразие драмы М. Горького «На дне».

  2. Дооктябрьская проза А. Куприна.

  3. Проблема национального бытия в русской прозе начала ХХ века.

  4. Авторские модели творчества «старших» символистов.

  5. «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока.

  6. Философия истории и тема революции в творчестве А. Блока. Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

  7. Символистский роман А. Белый «Петербург».

  8. Творчество А. Ахматовой 1910-х годов.

  9. Тема поэта и поэзии в раннем творчестве В. Маяковского.

      1. Материалы по реализации контроля

  • Формулирование на лекционных занятиях проблемных вопросов

  • Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Культурно-исторические предпосылки развития литературы на рубеже ХIХ-ХХ веков

  2. Тенденции развития прозы рубежа ХIХ-ХХ веков

  3. Концепция личности в ранней прозе М.Горького

  4. Повести М. Горького конца ХIХ–начала ХХ в.: проблемы, образы, жанровая поэтика.

  5. Новаторство драматургии М.Горького ("На дне" и др.)

  6. Особенности художественного метода М. Горького в романе «Мать»

  7. «Городок Окуров» М. Горького и «Уездное» Е. Замятина: сравнительный анализ.

  8. Проза Л. Андреева: художественное выражение мира, человека, авторской позиции.

  9. Своеобразие драматургии Л. Андреева

  10. Евангельские мотивы в творчестве Л. Андреева.

  11. Ранняя проза И. Бунина: проблематика и поэтика.

  12. Проблема русского национального характера и судьбы России в прозе 1910-х годов И.Бунина («Деревня», «Суходол»)

  13. Тема любви и смерти в творчестве И. Бунина.

  14. Художественная философия жизни в творчестве А.И. Куприна.

  15. Концепция личности в прозе А.И. Куприна («Поединок»)

  16. Тема любви в произведениях А.И. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»).

  17. Формирование символизма в России. Историческая и философская основа, эстетика, поэтика. Проблема символа

  18. Художественная практика русского символизма. Авторские модели мира в творчестве «старших» символистов (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, В. Брюсов и др.).

  19. Творческий путь А.Блока. А.Блок в литературоведении

  20. Тема и образ родины в циклах третьего тома лирики А.Блок и в поэме "Двенадцать"

  21. Эволюция творчества А. Белого

  22. Своеобразие прозы символистов (А.Белый "Петербург", Ф.Сологуб "Мелкий бес" и др. по выбору).

  23. Акмеизм как литературное течение в русской литературе.

  24. Поэзия Н. Гумилева: слово, образы, мифы.

  25. Тема любви в дореволюционной лирике А. Ахматовой.

  26. Этапы творческого пути А. Ахматовой: книги, образ лирического «Я», своеобразие поэтики.

  27. Человек и мир в раннем творчестве О. Мандельштама («Утро акмеизма», «Камень»).

  28. Творчество О. Мандельштама: от 1910 к 1930-м гг.

  29. История, теория и практика русского футуризма.

  30. Творения В. Хлебникова: мировоззрение и поэтика. Словотворчество.

  31. Раннее творчество В.Маяковского: герой и его отношения с миром.

  32. Маяковский о поэте и поэзии в дореволюционной лирике.

  33. Художественные особенности поэм В. Маяковского (до 1918 года).

  34. Русский неореализм 1910-х гг.: общая характеристика.

  35. Проза И.С. Шмелева начала ХХ в. (Человек из ресторана, Неупиваемая чаша и др.).

  36. Проза А.М. Ремизова: концепция мира и человека, жанрово–стилевое своеобразие.

  37. «Импрессионизм» Б. Зайцева: «Аграфена», «Голубая звезда».

  38. «Сатирикон» и сатириконцы: общая характеристика.

    1. Методические рекомендации преподавателю

Курс является логической составной частью одной из основных специальных дисциплин «История русской литературы». Период рубежа веков рассматривается как основание процессов, которые определят многообразие содержания и формы творческих поисков в дальнейшем.

Выделение литературы рубежа веков в отдельный курс обусловлено формированием нового, нетрадиционного типа художественности в мировой и в т.ч. русской культуре. Взаимопроникновение и взаимовлияние искусства и философии, искусства и науки, различных видов искусств сообщает литературе этого периода универсальность и интеллектуальную интенсивность. “Переломность” эпохи порождает совершенно особую культурную ситуацию, когда в пространстве литературы сосуществуют представители классического реализма ХIХ века (Л. Толстой, А. Чехов), реализма ХХ века (И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Куприн и др.) и модернизма в его трех основных модификациях (символизм, акмеизм, футуризм). Активное взаимодействие модернизма и реализма сказалось и в феномене “неореализма” (А. Ремизов, Е. Замятин, С. Сергеев-Ценский, Б. Зайцев и др.), творчески аккумулирующего достижения обоих литературных направлений.


  1. Освоение дисциплины предполагает аудиторные (лекции, практические занятия, промежуточное тестирование, зачет) и внеаудиторные, самостоятельные виды работы. Основные историко-литературные и теоретические положения дисциплины излагаются в лекционном курсе. Предполагается в течение лекции проведение блиц-контрольных, коллоквиумов, дискуссий и других форм текущего контроля.

  2. В рамках практических занятий отрабатываются навыки литературоведческого анализа. Реферативные конспекты важнейших статей или монографий должны быть нацелены на самостоятельное интеллектуальное осмысление материала.

  3. Методическая работа преподавателя состоит как в формировании целостной концепции курса (подготовка к лекционным и практическим занятиям), так и в организации самостоятельной работы студентов (проверке конспектов, подготовке к тестированию, контролю за чтением художественных текстов).

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 «Русский язык и литература».



Программу учебной дисциплины составила:

К.ф.н., доцент кафедры литературы О.Н. Русанова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы
В условиях, когда еще не определилась академическая концепция истории русской литературы ХХ века, необходимо

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7)...
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (вторая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconПрограмма дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Дс. 05. История польской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч....
Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин;...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница