Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района




Скачать 134.42 Kb.
НазваниеОтчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района
Дата публикации01.09.2013
Размер134.42 Kb.
ТипОтчет
lit-yaz.ru > Литература > Отчет
ОТЧЕТ О РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЧЕБАРКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ


В истекшем 2011-2012 учебном году методическое объединение учителей-словесников Чебаркульского района работало над реализацией задач, направленных на создание условий для всестороннего развития учащихся путём дифференцированного подхода к обучению, педагогической диагностики, внедрения эффективных методик подготовки к ГИА и ЕГЭ, обеспечивающих возможность качественного, доступного образования.

Учителя РМО продолжили освоение современных технологий, что способствовало повышению творческого потенциала одаренных учащихся и поддержку слабоуспевающих.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы продолжило работу над единой методической темой: «Поиск основных принципов, форм и способов включения учителей русского языка и литературы района в процесс модернизации российского образования».

Главная цель, которую ставило перед собой методическое объединение в 2011-2012 учебном году, это создание информационно-обучающего пространства для развития коммуникативных компетентностей обучающихся с учетом индивидуальных образовательных интересов в условиях уровневой дифференциации.

Как и в предыдущие годы, работа методического объединения велась по трем основным направлениям:

  • реализация задач по повышению качества и доступности образования в рамках Концепции модернизации Российского образования (повышение качества образования школьников);

  • информационно – методическая помощь учителям русского языка и литературы;

  • изучение и распространение передового педагогического опыта учителей, использующих новые образовательные технологии как способ реализации языкового и литературного образования.

Одной из основных задач, стоящих перед учителями русского языка и литературы, является целенаправленная работа по формированию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, подготовка учащихся к ГИА.

Планирование работы МО осуществлялось на диагностической основе с учётом выявленных профессиональных затруднений и запросов учителей района. Поэтому содержание деятельности РМО отвечало потребностям педагогов района и способствовало саморазвитию личности учителя, заинтересованного в совершенствовании своего профессионального мастерства.

Преимущественные формы работы: мастер-классы, творческие мастерские, творческие отчёты, круглые столы, практикумы, очные и дистанционные семинары, конференция, виртуальный обмен опытом, пробные и контрольные тестирования учащихся, их анализ.

Содержание работы РМО охватывало актуальные проблемы модернизации образования и инновационных процессов, связанных с переходом на независимую экспертную оценку успешности обучения, улучшения качества обучения функциональной и практической грамотности, развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. В течение учебного года были проведены семинары:

  1. Научно педагогический семинар «Конструирование мультимедийного урока», «Создание электронного портфолио» (30 .11. 2011 на базе ЭММЦ, «Тимирязевская СОШ»)

  2. Научно педагогический семинар «Система подготовки к ЕГЭ как средство повышения качества образования» (29. 02. 2012 на базе «Тимирязевская СОШ»)

  3. Научно педагогический семинар «О проведении государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и литературе в выпускных классах общеобразовательных учреждениях в 2011 - 2012 учебном году» (11. 04. 2012 г. на базе «Травниковская СОШ»).

Проведённые семинары позволили выявить затруднения учителей в подготовке школьников к итоговой аттестации в новой форме, наметить стратегию работы по повышению качества обучению русскому языку и литературе с учётом выявленных недостатков в филологическом и литературном образовании. Некоторые словесники стали меньше уделять внимание урокам литературы, снизили требовательность к работе по развитию речи, не выполняют программных требований по написанию сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Испытывают затруднения учителя и в классификации речевых и грамматических ошибок, в различении типов и стилей речи. Во время семинаров были проведены тренинги, позволяющие менее опытным учителям освоить критерии оценки письменных творческих работ по критериям, заложенным в новой форме итоговой аттестации в 9 классе.

Наметилась необходимость перехода на новую рейтинговую систему оценивания работ по развитию речи (изложения, сочинения). Официально старые нормы оценивания творческих работ сохранились, и это обстоятельство затрудняет оценочную работу учителей.

В семинарах принимали участие практически все учителя русского языка и литературы района.

25 августа было проведено заседание МО, которое нацелило учителей русского языка и литературы на предстоящую работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе. Были изучены все методические рекомендации ФИПИ, связанные с анализом результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ – 2011 года. Как и ранее, в рамках МО проводился анализ учебников и учебных пособий, новых программ, обеспечивающих содержание языкового и литературного образования в школе в условиях вариативности. В самом начале учебного года членами МО были обсуждены варианты планирования учебного материала в соответствии с областным базисным планом.

Крикун Н.Б., старший инспектор УО, довела до сведения учителей результаты ЕГЭ выпускников Чебаркульского района за 2010-2011 учебный год. Наталья Борисовна отметила более высокий уровень обученности и качества знаний учащихся по сравнению с предыдущим учебным годом. Наметилась положительная динамика в работе над частью А; в части B необходимо больше работать по таким разделам, как-то: морфемика, синтаксис, пунктуация. Особое внимание следует уделить работе над частью С, так как анализ текста вызывает трудности у выпускников.

Захарова В.В., руководитель МО, познакомила учителей с результатами ГИА учащихся 9 – классов. Были учтены недочёты прошлых лет, проанализированы типичные ошибки в экзаменационных работах выпускников, прокомментированы критерии оценивания задания С, даны советы и рекомендации учителям, как сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков по основным содержательным разделам курса русского языка.

Были проведены исследования успешности формирования функциональной грамотности по русскому языку в 2011 - 2012 учебном году в 5 – 9 классах и 10 – 11 классах образовательных учреждений Чебаркульского муниципального района на первом этапеоктябрь 2011 г. Тип диагностической работы – диктант небольшого объёма, тестирование.

Цель: изучение успешности формирования языковой личности учащихся с учётом ориентации ФГОС второго поколения на приоритет метапредметных образовательных функций родного языка, функциональной грамотности.

Задачи:

  • -выяснение проблемы преемственности при подготовке учащихся 5- 8 классов к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме за курс основной школы;

  • -изучение формирования универсальных познавательных учебных действий на уроках русского языка;

  • - изучение эффективности работы учителя по выбранным программам и учебникам.

  • - создание конструктивного плана работы по повышению квалификации педагогов.

В мониторинге участвовали все школы района (15 ОУ). Мониторинговые исследования успешности обучения, проведенные в этом учебном году во всех классах, позволили выявить проблемы в формировании функциональной грамотности и учесть требования стандартов второго поколения

^ Даны рекомендации на 2011 2012 учебный год:

  1. Обучение должно быть направлено на становление системы универсальных учебных действий, во главу угла ставится умение учиться как ключевая компетенция, формируемая в школе. В связи с этим одна из приоритетных задач учителя – словесника – формирование интеллектуально-речевой культуры школьников.

  2. Учителям – словесникам учитывать необходимость ориентации учащихся 5- 8 классов на итоговую аттестацию по русскому языку в новой форме.

  3. Необходимо к урокам подбирать тексты разных функциональных стилей, мотивировать учащихся на поиск непонятных слов, добиваться «прояснения» их смысла разными способами, усилить внимание к словам заимствованным, развивать языковое чутьё; на каждом уроке уделять внимание морфемному анализу слова как эффективному способу выяснения семантики слова, синтаксическому разбору предложения, что позволит предупреждать пунктуационные ошибки.

  4. Повышенное внимание обратить на отработку пунктуации. Знаки препинания выполняют важную смысловую функцию. При анализе пунктуационных ошибок необходимо сохранить значимость разбора по членам предложения. Его вопросно-ответная форма обнажает структурные и логико-смысловые связи, зависимости и устанавливает границы синтаксических единиц.

  5. Добиваться от учащихся практического освоения стилей и типов речи. Тренировать в создании текстов на одну тему, но с использованием разных стилей и типов речи.

  6. По итогам диагностических работ провести заседания школьных методических объединений учителей русского языка.

  7. Необходимо провести коррекционную работу с учащимися по результатам диагностических работ.

В течение учебного года была осуществлена экспертиза профессиональной деятельности учителей, подавших заявление на повышение категории. Учителя успешно прошли аттестацию на высшую и первую квалификационную категорию. Многие учителя успешно используют компьютерные технологии на разных этапах урока, особенно на этапе контроля знаний, отработке умений применять знания в нестандартной ситуации. Но над эффективностью применения ИКТ на уроках гуманитарного цикла нужно продолжать работать, необходимо также учить детей работе с книгой, словарями как с источниками информации.

В календарно-тематическом планировании Рабочих программ учителя появился раздел «Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий». На РМО продолжена работа по актуальным вопросам создания действенной Рабочей программы по русскому языку и литературе, нацеленной на преемственность в подготовке к новым формам итоговой аттестации, на дидактические единицы, определённые в нормативных документах ГИА и ЕГЭ.

На встрече с автором пособий по русскому языку, ведущим методистом издательства «Экзамен» Егораевой Г.Т в сентябре 2011 года учителя были ознакомлены с новыми пособиями подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, пособиями для ведения элективных курсов.

Важное место в системе работы МО учителей русского языка и литературы Чебаркульского района отводится передовому опыту лучших учителей района. Практической направленности всех вопросов, рассматриваемых на заседании МО, уделялось самое пристальное внимание.

На МО о своём опыте работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА рассказали В. В. Захарова, Гречишникова Л.В, Трофименко С.В, Качева О. Д., Филиппова А.А.

Мастер-классы провели учитель МОУ «Тимирязевская СОШ» Гречишникова Л. В. «Современные образовательные технологии» и «Готовимся к сочинению на лингвистическую тему (С2. 1) Захарова В. В., руководитель РМО, учитель МОУ «Травниковская СОШ». Была проведена практическая работа над текстом.

«Сжатое изложение и сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в экзаменационной работе по русскому языку в 9 классе: проблемы, поиски, опыт»,- тема выступлений Захаровой В. В., Гречишниковой Л. В., Правосудовой Н.С.

С сообщением «Работа с текстом публицистического стиля. Подготовка к созданию сочинения» выступила - Качева О. Д, учитель МОУ «Кундравинская СОШ». Она поделилась своим опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, приготовила презентацию, способствующую усвоению учащимися прочных знаний разделов курса русского языка, и теми методами контроля, которые помогают ее ученикам успешно выдержать экзамен по русскому языку.

Филиппова А.А.- учитель МОУ «Травниковская СОШ». Она дала советы и рекомендации, как сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков по основным разделам школьного курса русского языка, сделала обзор литературы, выпущенной в помощь учителю для подготовки к экзамену.

Губина Т. Н, учитель русского языка и литературы «Звягинская СОШ», рассказала о системе работы с выпускниками, продемонстрировала пособия, имеющиеся в ее методической копилке, рассказала, какую помощь они оказали ей в этот трудный ответственный период.

Китаева О. П., учитель русского языка и литературы «Сарафановская СОШ», она поделилась опытом работы по подготовке учащихся к заданию третьего типа – сочинению-рассуждению. Ольга Петровна представила презентацию, в которой отразила свою систему работы с учащимися над сочинением-рассуждением.

На заседании МО был представлен опыт учителей Пятковой И. И, учителя русского языка и литературы «Шахматовская СОШ» и Трофименко С.В, учителя русского языка и литературы «Бишкильская СОШ» по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ».

Учителя района постоянно совершенствуют свой педагогический опыт. На помощь им приходят информационные технологии. Практически каждый в районе стремится создать Web-портфолио. Шиятая У.А., методист ЭММЦ, познакомила присутствующих на семинаре с образцами портфолио и учила, как создавать электронное портфолио.

По мере развития школ района на основе изучения и внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс возникает ещё одно направление в работе учителя – научно- исследовательская деятельность. Это направление вызвало живой интерес у каждого присутствующего. По данному вопросу выступила В.В. Захарова. Она представила свой опыт в изучении этой непростой темы. Каждому стало понятно, с чего следует начинать свою исследовательскую деятельность, тем более этого требуют и новые критерии аттестации.

Неоценимую пользу учителю приносит общение учителей за «круглым столом», где они обмениваются своими педагогическими находками и достижениями. Эта форма обмена опытом вот уже несколько лет имеет место в работе РМО.

^ Пробный экзамен по русскому языку в новой форме в 9 классах, проведённый 14 марта 2012 г., показал низкую результативность - 87,5%, качество-30%. Достаточно успешно были выполнены задания тестового характера А-1 – А-7, Б1 - 9.. Как правило, низкое количество баллов набирали учащиеся за выполнение творческих работ: сжатое изложение и сочинение-рассуждение, что свидетельствует о недостаточной сформированности функциональной грамотности по русскому языку, неумении применять теоретические знания о системе языке в речевой практике. Учителя сделали глубокий анализ выполнения работы каждым учащимся по всем трём частям измерительных материалов с учётом всех дидактических единиц, позволяющий продуктивно работать с каждым выпускников по ликвидации пробелов в оставшееся до экзамена учебное время.

Учащимися допущены ошибки:

  • определение фразеологического оборота (культуроведческая компетенция);

  • определение границ обособленных определений и видов придаточных предложений;

  • подбор синонимов;

  • выделение грамматической основы предложения;

  • определение метафоры.

Учащиеся 9 классов затруднялись в изложении информационных текстов научного и публицистического содержания. Сказывается небогатый словарный запас современного школьника, неразвитость языкового чутья, отсутствие умения в переносе знаний с одного предмета на другой.

Выбор темы сочинения - рассуждения (лингвистика, по финалу прочитанного текста) стал разнообразнее. Учащиеся стали охотнее писать сочинение по анализу содержания прочитанного текста. Для учащихся, не владеющих в силу особенностей своего психического развития логическим мышлением и связной речью, сочинение по-прежнему является камнем преткновения.

Работа учителей русского языка, ведущих 9 классы, была скорректирована с учётом низких результатов пробного экзамена.

^ Были даны методические рекомендации по итогам пробного экзамена:

  1. помочь выработать траекторию продвижения выпускника по всем параметрам итоговой аттестационной работы;

  2. необходимость ведения учащимися лингвистического портфолио. Алгоритмы, памятки, инструкции, образцы, дополняемые каждый учебный год, толковые словарики помогут успешно пройти итоговую аттестацию;

  3. на каждом уроке проектировать различные виды обучающих и контрольных работ с учётом форм итоговой аттестации в 9 и 11 классах:

  • речеведческие дополнительные задания к тексту диктанта,

  • изложение с лингвистическим заданием,

  • сжатое изложение,

  • сочинение-рассуждение по прочитанному тексту,

  • сочинение на лингвистическую тему,

  • тесты по изученным темам.

Каждый урок должен быть направлен на отработку хотя бы одной дидактической единицы, заложенной в контрольных измерительных материалах ГИА и ЕГЭ. Такой подход обеспечит подготовку к итоговой аттестации на уроках русского языка.

Ежегодно в школах проводится независимая промежуточная аттестация в старших классах. Наблюдая за динамикой аттестации учащихся, педагоги фиксируют ошибки учеников, отмечают слабо усвоенные темы, организуют работу по ликвидации пробелов в знаниях, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учащимся в рамках уровневой дифференциации. Со слабоуспевающими учащимися проводятся индивидуальные  формы работы: дополнительные занятия, консультации.

РМО учителей русского языка способствовало активному участию одарённых школьников района в олимпиадах по русскому языку и литературе. К участию в районной олимпиаде были допущены только победители школьного тура олимпиад, это обстоятельство значительно повысило результаты районного тура.

Успешно в образовательных учреждениях прошли мероприятия, посвященные юбилею Н.А.Некрасова (Сентябрь – декабрь). Итогом стал литературный праздник – конкурс чтецов «Русской земли человек замечательный», посвященный 190 – летию поэта Н. А. Некрасова.

Участвовали школьники 6 классов и в районном этапе Всероссийского конкурса выразительного чтения «Живая классика», победители районного этапа приняли участие в областном этапе этого конкурса.

Подведение итогов внеурочной образовательной деятельности педагогов и их воспитанников состоялось 30 марта 2012г. на районной конференции исследовательских работ. Конференция состоялась в МОУ «Тимирязевская СОШ», известной в районе замечательным опытом патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. 5 школ района представили исследовательские работы учащихся по лингвистике. Работе конференции предшествовали школьные конкурсы исследовательских проектов учащихся 8-11 классов. Значительно выросло мастерство медиа - презентаций, школьники проявили навыки публичных выступлений. Конференция понравилась учащимся, она была неутомительной по времени и плодотворной по содержанию. Порадовала особая активность учителей основных школ. Школьникам нужна языковая развивающая творческая среда. Трудно переоценить значение конференций и конкурсов в формировании языковой личности школьника. Высокую оценку получили исследовательские работы учениц МОУ «Травниковская СОШ», «Филимоновская СОШ», «Сарафановская СОШ».

На основе представленного анализа работы районного МО учителей русского языка и литературы можно сделать вывод, что все поставленные задачи в основном решены. Положительным в его работе следует считать пристальное внимание к обновлению стиля работы учителя на основе изучения и внедрения современных методов и технологий обучения; совершенствование методики построения урока как самого главного звена образовательного процесса; координация деятельности учителей и нацеленность их на повышение результативности педагогического труда.

^ В новом 2012 - 2013 учебном году РМО учителей русского языка и литературы планирует выполнение следующих задач:

  • глубокое изучение результатов итоговой аттестации по русскому языку и литературе выпускников основной и старшей общеобразовательной школы;

  • изучение концепции стандартов второго поколения как системы ценностных образовательных ориентиров;

  • научно-практические семинары по актуальным проблемам обучения русскому языку и литературы в современных условиях;

  • накопление информации о внедрении в образовательный процесс современных педагогических технологий;

  • создавать банк проектов учебно-исследовательских работ школьников, способствующих успешному выполнению задания С на итоговой аттестации по русскому языку, литературе, истории, обществознанию.

В заключение хочется сказать, что наше МО стало работать лучше благодаря старшему инспектору УО, куратору Крикун Н.Б. (итоговая аттестация в 9 и 11 классах это подтверждает). Именно она, понимая проблемы учителей, осуществляла действенную помощь коллегам через электронную почту (виртуальный обмен опытом). Учителя района были в курсе всего нового в образовании, все документы доходили до учителя. Особая благодарность от учителей района, чьи учащиеся становятся призёрами олимпиад, конкурсов, за премирование, за понимание.

Руководитель РМО В.В. Захарова




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района icon«Здоровьесберегающие технологии на уроках родного языка и литературы.(докладчик-Алхилаева...
В соответствии с планом работы Управления образования 13. 10. 2011г в мкоу «Кичигамринская сош» было проведено очередное заседание...

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconАнализ работы городского методического объединения учителей русского...
В этом учебном году состоялось четыре заседания гпмо учителей русского языка и литературы

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы...
План работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2012 20013 уч. Год

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconАнализ методической работы методического объединения учителей русского...
Координация и планирование работы мо учителей русского языка и литературы по единой методической теме

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconАнализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 1 полугод
Обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальной деятельности учителей

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconЛитературное образование сегодня
Зубарёва Н. П., учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, руководитель районного методического...

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconАналитическая справка о деятельности методического объединения учителей...
Мо работает над проблемой «Повышение качества обучения на уроках русского языка и литературы путем внедрения в учебный процесс информационно-коммуникативных...

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconМетодическое объединение учителей ручсского языка и литературы василишина Людмила Александровна
Родилась 19. 05. 1959 г. Образование высшее (мопи). Педагогический стаж 27,5 лет. Высшая квалификационная категория. Классный руководитель...

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconОтчёт о работе методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла
В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя

Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы чебаркульского муниципального района iconПлан работы школьного методического объединения учителей русского...
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы моу «Гатчинская сош №1» на 2010 – 2011 учебный...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница