Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования




НазваниеУчебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования
страница1/5
Дата публикации02.09.2013
Размер0.59 Mb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины Литература

для профессий начального профессионального образования

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебником: Ю. В. Лебедев. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В двух частях. 8-е издание, переработанное. Москва «Просвещение», 2006; М. В. Черкезова и др. «Русская литература» 11 класс. Москва «Дрофа».
Литература изучается как базовый предмет при освоении НПО в объеме 196 аудиторных часов и 98 часов самостоятельной работы.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Особенность изучения литературы заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений, в расширении тематики сочинений, эссе, в целом, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).

Программа и при базовом обучении предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);

– составление текстов для самоконтроля;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.


Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Цели
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,

• сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

• составление плана, тезисов, конспекта,

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР
________ М.Г.Добрякова


Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н

По предмету: «Литература»

Профессия: мастер по обработке цифровой информации

На базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования.

Всего часов: 196 часов.

Самостоятельная работа: 98 часов


№п/п

^ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Кол-во часов





1 курс 1 полугодие




1

Введение.

1

2

А.С.Пушкин

2

3

М.Ю.Лермонтов

2

4

Н.В.Гоголь

2

5

Русская литература второй половины XIX века

1

6

И.А.Гончаров

7

7

А.Н.Островский

6

8

И.С.Тургенев

8

9

Контроль знаний

5

10

Самостоятельная работа

17




^ Итого за 1 полугодие

34




Самостоятельная работа

17




1 курс 2 полугодие




11

Н.А.Некрасов

4

12

Ф.И.Тютчев

2

13

А.А.Фет

2

14

М.Е.Салтыков-Щедрин

5

15

Ф.М.Достоевский

7

16

Н.С.Лесков

3

17

Л.Н.Толстой

15

18

Контроль знаний

10

19

Самостоятельная работа

24




^ Итого за 2 полугодие

48




Самостоятельная работа

24




Всего за 1 курс

82




^ Самостоятельная работа

41




2 курс 1 полугодие




1

А.П.Чехов

11

2

И.А.Бунин

5

3

А.М.Горький

8

4

Поэзия Серебряного века

4

5

А.А.Блок

6

6

А.И.Куприн

2

7

Литература 1930-х годов

2

8

М.А.Булгаков

6

9

Контроль знаний

7

10

Самостоятельная работа

25




^ Итого за 1 полугодие

51




Самостоятельная работа

25




2 курс 2 полугодие




11

С.А.Есенин

3

12

Литература 1920-х годов

3

13

В.В.Маяковский

9

14

Литература «потерянного поколения»

3

15

О.Э.Мандельштам

2

16

М.А.Шолохов

9

17

А.Т.Твардовский

3

18

Лирика М.И.Цветаевой и А.А.Ахматовой

6

19

И.А.Бродский

2

20

А.И.Солженицин

4

21

А.Н.Толстой

2

22

Литература периода войны

3

23

В.М.Шукшин

4

24

В.Г.Распутин

3

25

В.П.Астафьев

3

26

Н.М.Рубцов

2

27

Б.Л.Пастернак

2

28

Самостоятельная работа

32




^ Итого за 2 полугодие

63




Самостоятельная работа

57















^ Всего аудиторных часов за 2 курс


114




Итого за курс обучения

196




^ Самостоятельная работа

98
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины литература 2011 г рабочая программа...
«Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Авторы:...

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconПрограмма учебной дисциплины Литература для профессий: 270802. 09...
Программа дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального профессионального образования, реализующих...

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального...
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального...
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального...
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Рецензенты: Шаронин Ю. В., помощник начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта...

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины литература Верховажье
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по профессиям...

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconТематический план по предмету
Программа учебной дисциплины «Русская литература» составлена согласно Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта...

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница