Пояснительная записка к курсу «Литература»




Скачать 199.58 Kb.
НазваниеПояснительная записка к курсу «Литература»
Дата публикации03.09.2013
Размер199.58 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
Рассмотрено на заседании Утверждаю

методического объединения директор МОУСОШ №1

учителей русского языка _________________________

от ____________2010 г. Шульпина Е. В.

Протокол №________ от « » сентября

Руководитель методического Приказ № ________

объединения от « » сентября

__________________

Терехина И. В.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1


УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 5 КЛАССА

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка к курсу «Литература» 68 часов по программе

^ В. Я Коровина, В. П. Журавлева и др. 5 класс 102 часа

Рабочая программа курса литература 5-9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе, программы по литературе для общеобразовательных учреждений В. Я Коровиной, (В. П. Журавлева, В. И. Коровина).
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19, 20 века.

Курс 5 класса обращает внимание на одну из вечных проблем – внимание к книге.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.


Дата Дата

По фактич

плану



урока

Тема

Материал учебника




1

Роль книги в жизни человека.


С. 3





2

^ Устное народное творчество.

Что такое фольклор? Фольклорные жанры.

С.9-13




3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Русская народная сказка «Царевна – лягушка».

Обучение чтению

С.14-26




4

Русская народная сказка «Царевна - лягушка». Образ Василисы Премудрой







5

Русская народная сказка «Царевна - лягушка». Образ Ивана - царевича







6

Художественный мир сказки «Царевна – лягушка». Народная мораль в сказке.

Обучение чтению.

С.27-28




7

Волшебная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».

Система образов сказки. Особенности сюжета.

Герои сказки в оценке автора – народа.

С.28-36




8

Волшебная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».

Образ главного героя.







9

Внеклассное чтение.

Представление любимой сказки







10

РР Составление волшебной сказки







11

РР Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки», «Добро и зло в народных сказках».











^ Из древнерусской литературы.


С.39




12

Возникновение древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Фольклор и летописи.


С.39-43







^ Из русской литературы 18 века.

С.44-46




13

М.В.Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру».

Роды и жанры литературы.


С.45,46






14

^ Из литературы 19 века.

Внеклассное чтение.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).


С.47-49




15

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне». Обучение выразительному чтению. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

С.50-51




16

И.А.Крылов. «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.


С.52-57




17

И.А.Крылов. «Ворона и лисица». Обличение человеческих пороков в баснях Крылова. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. Понятие об эзоповом языке.

НАИЗУСТЬ: 2 басни по выбору учащихся.

С.54-57




18

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. Отрывок наизусть.


С.58-66




19

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно – психологические проблемы баллады.


С.66-72




20

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»Наизусть.


С.73-75




21

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сюжета.


С.76-92




22

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Система образов.







23

РР

Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

С.92-99





24

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…»Пушкина с народной сказкой и со сказкой Жуковского. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа, строфа.

С.94-95




25

Мои любимые сказки Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.








26

Урок контроля (письменный ответы на вопросы по творчеству Крылова, Жуковского, Пушкина или тестирование).










27


^ Русская литературная сказка.
А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.








28

Сказочное и достоверно – реальное в сказке.

Обучение выразительному чтению.

Беседа по содержанию.

Конкурс рисунков. Письменный ответ на вопрос по тексту.







29

В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps»







30

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Наизусть.


С.144-149




31

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изобразительно – выразительные средства языка стихотворения Лермонтова.


С.149-150







М. Ю. Лермонтов «Бородино» Суждения и оценки юных читателей







32


ВЧ

М.Ю.Лермонтов. «Два великана», «Ашик-Кериб».








33

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Обучение чтению.


С.151-162




34

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Юмор.



С.162




35

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете. Обучение чтению.


С.163-166




36

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Наизусть: «Есть женщины в русских селеньях…» и «Однажды в студёную зимнюю пору…»

Речевая характеристика персонажей.

С.167-169




37

ВЧ

Мир детства в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. Чтение наизусть отрывка из стихотворения.








38

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Обучение чтению. Жизнь в доме барыни.

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

С.170-201




39

И. С. Тургенев «Муму». Единственный счастливый год в жизни Герасима







40

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди.








41

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. Анализ текста, обучение работе с текстом.








42

РР

Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Тургенева «Муму».Темы: «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»; «Друзья и враги Герасима»; «В чём вина и беда барыни?».

С.201-202




43

Урок контроля. письменный ответы на вопросы по творчеству Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева или тестирование).







44

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Обучение чтению.

С.203-228




45

РР

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и домашнему сочинению по рассказу Толстого. Темы: «Жилин и Костылин: разные судьбы»; «Друзья и враги пленного Жилина»; «Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник».

С.229




46

А. А. Фет. В художественном мире поэта







47

Л. Н. Толстой Тема дружбы в рассказе







48

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение чтению.


С.230-237




49

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора







50

ВЧ

Рассказы Антоши Чехонте.







51

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

А.А.Фет. «Весенний дождь».


С.238-252




52

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

А.М.Жемчужников «Грачи».

А.В.Кольцов «Косарь».

И.С.Никитин «Утро».

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»,

«Есть в осени первоначальной…».








53

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

А.Н.Плещеев «Весна».

А.Н.Майков «Ласточки».

А.С.Пушкин «Осень», «Вот север, тучи нагоняя..».








54

И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне».

И.З.Суриков «Зима».

Духовное родство русских поэтов со своей землёй. Наизусть 2-3 стихотворения по выбору







55

РР

Обучение анализу лирического текста.








56

Письменная работа: анализ литературного текста









57

^ Из литературы 20 века.
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы» Восприятие прекрасного героями рассказа.




С.3-9




58



В.Г.Короленко. Слово о писателе.

«В Дурном обществе». Обучение чтению.

Вася и его отец. Развитие их отношений.


С.10-42




59

Жизнь семьи Тыбурция.

Общение Васи с Валеком и Марусей.

Портрет как средство изображения героев. Беседа.








60

РР

Изображение города и его обитателей в повести Короленко. Понятие о композиции литературного произведения.

Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе». Темы: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»; «Два отца: Тыбурций и судья»; «Вася и его отец: от вражды к пониманию»; «Маруся и Соня: два детства».








61

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапёр». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.

Музыка в рассказе Куприна «Тапёр». Особое восприятие прекрасного.


С.43-57




62

ВЧ А.И.Куприн «Белый пудель».Беседа по тексту. Обучение чтению.

С.48-64




63

С. Есенин «Я покинул любимый дом…»







64

С. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями»







65

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Обучение чтению. Понятие о сказе. Сказ и сказка. Беседа.



С.65-78




66

Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ хозяйки Медной горы в сказе Бажова.








67

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке «Тёплый хлеб». Беседа.



С.79-88




68

Роль пейзажа в сказке Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.







69

ВЧ

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского.








70

ВЧ К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой







71

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев».


С.94-108




72

С.Я.Маршак. Столкновение добра и зла.







73

РР

Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе Маршака.

Подготовка к домашнему сочинению по пьесе. Темы: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; «Добро и зло в сказке Маршака «Двенадцать месяцев».







74

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Обучение чтению.








75

А.П.Платонов. Душевный мир главного героя рассказа Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. Беседа.







76

^ УРОК КОНТРОЛЯ.

Письменный ответ на вопрос (сочинение – миниатюра по произведениям Паустовского, Платонова, Куприна, Короленко).








77

А. П. Платонов «Никита»







78

С. Черный «Кавказский пленник»







80

В. П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Обучение чтению. Черты характера героя и его поведение в лесу.


С.118-144




81

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. Беседа.








82

РР

Классное сочинение:» Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.Есенин, П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев (по одному произведению); «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение? (По произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)».








83

ВЧ П. Мериме «Маттео Фальконе»







84

Поэты о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

А.Твардовский «Рассказ танкиста».



С.145-151




85

К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Одно из стихотворений выучить наизусть.








86

Конкурс чтецов стихотворений о войне







87

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.


С.152-154




88

И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»

С.А.Клычков. «Лель цветами всё поле украсил…»

С.А.Есенин. «Разгулялась вьюга…»


С.155-157, с.158-160




89

Д.Б.Кедрин. «Алёнушка»

А.А.Прокофьев «Алёнушка»

Сопоставление стихотворений







90

Н.М.Рубцов. «Родная деревня»

Дон-Аминадо. «Города и годы»

НАИЗУСТЬ 2-3 стихотворения по выбору ученика







91

Конкурс чтецов







92

РР

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века).










^ Из зарубежной литературы.







93

Р.Стивенсон. Слово о писателе.

«Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

Её драматический характер.


С.177-179




94

ВЧ

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа.








95

Х.-К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.


С.192-222




96

Х.-К.Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. Беседа.







97

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Обучение чтению. Беседа.








98

РР

Наши любимые сказки Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена: «Герда против Снежной королевы»; «Добро и зло в сказках Андерсена»; «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?»; «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?».








99

ВЧ Ж.Санд. «О чём говорят цветы».


С.223-235




100

ВЧ М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. Черты характера героев. Том и Бекки.

С.253-262




101

ВЧ Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. Становление его характера. Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа.








102

РР

Итоговый урок «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Задания для летнего чтения.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литература...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по курсу «Литература» на базовом уровне...

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу литературного чтения для учащихся 3-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели)...

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» на базовом...

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconУчебному курсу «Литература» 5 класс Составитель Донцова Ольга Валерьевна...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном...

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа к учебному курсу «Английский язык»
Рабочая программа к учебному курсу «Английский язык» для 9 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины...
Осознание литературы как процесса, выявление различных мировоззренческих систем, стилей и направлений, индивидуальности писателей...

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов разработана на основе

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПояснительная записка 3 Учебно-тематический план 7 Содержание изучаемого курса «Юный художник»
Пояснительная записка 3

Пояснительная записка к курсу «Литература» iconПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Л. А. Ефросининой, утвержденной Министерством образования и науки рф, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница