Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий




Скачать 145.41 Kb.
НазваниеСистема образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий
Дата публикации03.09.2013
Размер145.41 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Тема: Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Оборудование: стенд, рисунки, портреты писателей (М. Булгаков, Н. Гоголь, М. Горький), произведение «Мастер и Маргарита», тетрадь, ручка, конспект, свечи, костюмы для героев).

Цели:
Образовательная – обобщить полученные знания по пройденной теме, систематизация изученного материала.

Развивающая – развитие у студентов способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения.

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к литературе, а также вызвать интерес студентов к творческой деятельности педагога.
^ Межпредметные связи: эстетика, театральное и парикмахерское искусство,

моделирование одежды.
Литература:

  • Л. Паршин Чертовщина в американском посольстве в Москве, или

  • 13 загадок М. Булгакова.-М., 1991

  • М. Чудакова. К творческой биографии М. Булгакова // Вопросы

  • Литературы., 1973, №7.

  • Л. Яновская Творческий путь М. Булгакова.-М., 1983


Структура урока.


  1. Организационная часть. 2 мин.

  2. Сообщение темы, постановка цели. 5 мин.

  3. Актуализация опорных знаний учащихся. 15 мин.

  4. Начальная мотивация учебной деятельности учащихся. 4 мин.

  5. Обобщение и систематизация изученного материала. 59 мин.

  6. Сообщение домашнего задания. 3 мин.

  7. Заключительная часть занятия. 2 мин.



Ход урока
1. Организационный этап.

Приветствие.

Готовность учебной группы к уроку.

2. Сообщение темы, постановка цели.

Сегодня мы общими усилиями попытаемся воскресить атмосферу бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Пусть герои романа незримо находятся среди нас, как Воланд на балконе у Понтия Пилата. Вечер не претендует стать вторым Балом у Сатаны, но я надеюсь, что литературная гостиная сможет вдохнуть жизнь в незабываемые события, произошедшие в квартире №50 по улице Садовой на Патриарших прудах. Наиболее колоритные персонажи романа почтят нас своим присутствием. Я же берусь взять на себя скромные обязанности хозяйки, и с помощью четвёртого измерения буду вашим проводником по страницам романа.

Мы вместе с вами попытаемся разгадать мистические загадки романа «Мастер и Маргарита», на отгадки М. Булгаков даёт лишь едва уловимые намёки, и тем самым интереснее будет наша задача.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

Одна из самых волнующих по сей день загадок – это вопрос о прообразах героев. Чрезвычайно интригующими являются 2 образа: Мастера и Маргариты.

До сих пор не существует единой точки зрения на прообраз Мастера. Интересно, кто-нибудь из вас нашёл информацию об этом, ведь это было вашим домашним заданием на этот урок. Итак, кто же является прообразом Мастера?

- Сам ^ М. Булгаков: он был историком, безумно любил свою жену, 38 лет.

- Кант: историк, науке отдал свою жизнь, безразличен к семейной жизни.

- Гоголь: историк, портрет – бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающим клоком волос.

- Топлянинов (художник).

-наиболее аргументированная версия, хотя и не самая популярная эта та, что прообразом Мастера является ^ М. Горький: его всегда называли МАСтером СОветской ЛИТературы (МАССОЛИТ), он никогда не подписывал своих вещей именем Максима – а всегда М. Горький (М на шапочке), его имя присутствует в произведении в виде многочисленных эпитетов (горькая складка обозначилась у губ гостя, больной проснулся, вспоминая горькую, последнюю в жизни осеннюю ночь, наставала пора действовать, приходилось пить горькую чашу ответственности.) Год смерти Мастера совпадает со смертью Горького 19 июня 1936 год. 1936 год- 3000 членов ЛИТО, 22 дачи , война в Испании – не 1929г.

«Тьма» пришла в Москву после смерти Мастера, но перед обретением им «покоя». Затмение имело место на следующий день после смерти Горького, но перед погребением его праха 20 июня. Горького называли «долгоносиком».

А как вы думаете кто же является прообразом Маргариты?

-жена М. Булгакова ^ Елена Сергеевна (уход от обеспеченного мужа, любовь, красота).

-Мария Андреева – гражданская жена М. Горького (черноволосая, кудрявая женщина, считалась одной из самых красивых женщин России).

Не одна версия не была подтверждена, портреты зыбки и расплывчаты, отсюда можно сделать вывод, что образы героев вероятнее всего собирательные, так что нельзя рассматривать ни одного ни реального, ни литературного персонажа как прототипы героев. Скорее всего Булгакову были интересны многие люди, и их черты нашли отражение в главных героях.

4. Начальная мотивация учебной деятельности учащихся.

М. Булгаков создал многослойный, многоуровневый мир со множеством необычных персонажей, связанных друг с другом в пространстве и во времени едва уловимыми нитями.

А знаете ли вы, что в сложной структуре романа – чёткая закономерность, раскрываемая через систему образов. Автором созданы 3 основных мира, давайте назовём их (древний ершалаимский, московский современный, вечный потусторонний). Они не только связаны между собой (роль связки – мир Сатаны), но и имеют 3 соотносящихся ряда персонажей, назовём их триадами. Этих персонажей объединяет как сходство в поступках и мотивациях, так и внешность.

5. Обобщение и систематизация изученного материала.

К главным героям романа мы вернёмся чуть позже, и вы поймёте почему. А пока обратим свои взоры на менее значительных действующих лиц, принадлежащих разным мирам и попытаемся выяснить, что их связывает. То есть, наша с вами задача: заполнить эту таблицу, расположив героев: по степени значимости в романе, по принадлежности к разным мирам и рассмотреть их связь между собой.

И я вызываю первую и наиболее значимую триаду.

  • О боги мои, боги! Мой ум больше не служит мне. Яду мне, яду! (П. Пилат).

  • Ну вот и славно! Выпишите этого гражданина в город. Но эту комнату не занимать, постельное бельё не менять. Через 2 часа он опять будет здесь. (Стравинский).

  • Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну… легкомысленны… обыкновенные люди… В общем напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их. (Воланд).

Я думаю вы узнали этих героев, назовите их. Нам нужно выяснить, почему эти герои составляют триаду. Давайте порассуждаем.
Поблагодарим героев за то, что уделили нам кусочек вечности. Естественно, что люди обременённые властью не могут обойтись без подручных, без своих верных соратников. (Выходят первые помощники).



^ Понтий Пилат

Стравинский

Воланд

В ершалаимских сценах события развиваются действиям П. Пилата.

Стравинскому же в клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты.

В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающий в мир московский, где нарушены моральные и нравственные устои.

^ Наличие свиты

_______»________»____»

_______»_____»___»

Пилат пытается спасти Иешуа, но терпит неудачу

Стравинский безуспешно пытается спасти Мастера в мире московском.

Воланд пытается спасти Мастера, но только в своём потустороннем мире.

^ Власть ограничена

Пилат не способен помочь Иешуа из-за своего малодушия.

______»_____»________»

Стравинский не в силах предотвратить земную гибель Мастера и вернуть полное душевное спокойствие Бездомному.

______»_______»_____»

Воланд лишь предсказывает судьбу тем, с кем соприкасается и пробуждает дьявольские наклонности у жертв.




«тщательно, по-актёрски обритый, человек лет 45», с «пронзительными глазами»

«лет 40 с лишним, гладко выбрит», «разные глаза: правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный»

Внешнее сходство Стравинского и П. Пилата отмечает при первой встрече с профессором И. Бездомный, живо представляющий прокуратора Иудеи по рассказу Воланда. Он также обращает внимание и на то, что директор клиники, как и римский прокуратор, говорит по-латыни.







Афраний

Фёдор Васильевич

Коровьев - Фагот

«маленькие глазки… под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими веками», в них «светилось незлобное лукавство», начальник тайной стражи «был склонен к юмору».




«глазки маленькие, ироничные и полупьяные», и он действительно неистощимый шутник




Очки, усы с бородкой.

Пенсне, усики.

Афраний по негласному приказу П. Пилата карает Иуду из Кириафа за предательство смертью.




Коровьев наказывает тех, кто прогневил Воланда.

Сходны эпизоды




____»_______»______»




Так, П. Пилат после того как намёками дал понять, что Иуду надо убить, вспоминает, что Афраний однажды одолжил ему денег одарить толпу нищих в Ершалаиме. Этот эпизод придуман прокуратором, чтобы представить переданное начальнику тайной стражи вознаграждение за будущее убийство.




Коровьев-Фагот проливает дождь денег в Театре Варьете. Но червонцы, которыми он по воле Воланда одаривает публику столь же мнимые, как и монеты, будто одолженные Афранием Пилату для ершалаимской черни, превращаются в простые бумажки.





-Я счастлив служить под вашим начальством, игемон. (Афраний)

-Потрясающе! Все очарованы, влюблены, раздавлены, сколько такта, сколько умения, обаяния и шарма. (Коровьев)

-Вам здесь помогут… Вы получите облегчение. Здесь тихо. Всё спокойно. (Фёдор Васильевич)

Спасибо, вы можете занять места в зале и присоединиться к обсуждению следующих героев.

И вот сцена опустела, и ждёт появление следующих героев.

-На голову выше самого высокого из солдат и настолько широк в плечах, что совершенно заслонил еще невысокое солнце, его лицо было изуродовано: нос его некогда разбит ударом германской палицы.(Марк Крысобой).

-И было в полночь видение в аду. Черноглазый красавец, опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы были повязаны алым шёлком.(Арчибальд Арчибальдович).

-Маленький, но необыкновенно широкоплечий, с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию, и при этом огненно-рыжий.(Азазелло).

-Кто же они?

-Какую функцию выполняют эти персонажи в произведении?

-Чем схожи?

^ Марк Крысобой

Арчиб. Арчибальдович

Азазелло

Выполняют палаческие функции



Выполняют палаческие функции

(только в воображении

рассказчика, когда превращается из директора ресторана в пирата.)

Выполняют палаческие функции



Оба высокого роста и широкоплечи.




При первом появлении закрывает собой солнце

Предстаёт как видение в аду.

Изуродованное лицо, гнусавый голос




Изуродованное лицо, гнусавый голос

Широкие кожаные пояса с оружием (у А.А. только в воображаемом облике пирата).




Человеческая жизнь для них ничего не значит

М. Крысобоя, по убеждению Иешуа, злым сделали те, кто изуродовал его, и он не винит кентуриона в своей смерти

А.А. совершает только воображаемую казнь.

А. убивает Майгеля в потустороннем мире, заранее зная, что через месяц ему всё равно предстоит закончить свой земной путь.





Поблагодарим палачей, но будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями их нелёгкой профессии.

Мы разобрали с вами 3 триады и переходим к четвёртой, очень своеобразной, состоящей из животных. Они необычно представлены в произведении.

-Как вы думаете, кто из животных в романе М. Булгакова наделён более человеческими качествами? (кот Бегемот)

В нём сочетается как не свойственная котам говорливость со свойственной котам шаловливостью.

Поскольку не нашлось ни одного говорящего кота, придётся подключить своё воображение и представить его себе.

-Вспомним, какие ещё животные присутствуют в романе, наделённые человеческими качествами?

-Выясним, к каким мирам они относятся?


Банга

Тузбубен

Бегемот

Любимый пёс П. Пилата, единственное существо понимающее и сочувствующее ему.

Милицейский пёс

Любимый шут Воланда.





5 триада содержит в себе глубокую мысль, что подлинное зло отражено в романе не Сатаной, а тремя обычными людьми, совершившим предательство. Я представляю их вашему взору.
Догадались ли вы, какие герои вышли на сцену?

Почему вы так решили?


Иуда

Алозий Могарыч

Барон Майгель

Служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы

Журналист, осведомляющий публику о новинках литературы.

Служащий, в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.

Предаёт Иешуа

Предаёт Мастера

Майгель пытается, но не успевает предать Воланда со всеми участниками Бала у Сатаны.

Настигает смерть

А.М. выброшен в одних подштанниках из Москвы. Однако возвращается и возобновляет свою деятельность.

Настигает смерть






Вывод: современный мир Сатана исправить не в силах, это могут попытаться сделать только сами люди, в которых Воланд лишь обнажает существующие пороки, роднящие их с миром Сатаны.

М. Булгаков умышленно не описывает внешности этих людей, дабы подчеркнуть тем самым, что людей такого сорта объединяют не портретные черты, а низменность поступков.

Особую шестую триаду составляют женщины.


Низа

Наташа

Гелла

Агент Афрания

Домработница Маргариты

Агент и служанка Воланда.

Заманивает в ловушку Иуду




Заманивает на Бал Майгеля, чуть не губит Римского, Варенуху.




Эти же качества присуще Н., пожелавшей сопровождать госпожу даже на Балу у Сатаны.

«расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела оказать».





Дамы преданы своим господам, главным их оружием являются женские чары, этим оружием они владеют в совершенстве и эффективно используют.

(Выходит Мастер)

-Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож.

-Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни- тишиной. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи.(Маргарита).

Разумеется, венчают эту таблицу главные герои, к которым мы наконец возвращаемся, как я и обещала, понятно, что речь идёт о Мастере и Маргарите.

Вы можете лицезреть их своими глазами. Как вы думаете, что для них главное в жизни? (Мастер – творчество, Маргарита – любовь).

Помимо современного Мастер вводит читателя в мир ершалаимский, повествуя о Иешуа Га-Ноцри.

-Злых лей нет на свете. Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Настанет время, когда не будет власти, человек перейдёт в царство истины и справедливости.

В то время, как Маргарита является связующим звеном между миром потусторонним и современным посредством Воланда.

Что собой олицетворяют Иешуа и Воланд? (крайности – добро и зло, проблема добра и зла рассматривается как стержень, соединяющий образы героев в единую систему, для существования реального мира необходимо равновесие добра и зла.) Что роднит Мастера с Иешуа?

(Верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутреннюю независимость. Подобно бродячему философу, Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: « …Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности мне ненавистен морской крик, будь то крик страданий, ярости или иной какой-нибудь крик».

Общность судеб Мастера и героя проецируется и в бездомности.

Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твёрдым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Автор романа о П. Пилате совершает подвиг творческий. В отличие от Иешуа, Мастера перенесённые страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись. Они оба имеют учеников: Иешуа – Левия Матвея, Мастер – Ивана Бездомного. Ученики жалки, слабы и непоследовательны. Не способны пройти путь учителя как в нравственном, так и в духовной плане. Бездомный – не так талантлив, Л. Матвей – не твёрд в своей вере).

Почему Иешуа заслуживает свет, а Мастер покой?

(Награда, данная герою не ниже, но в чём-то даже выше, чем традиционный свет. Ибо покой, дарованный Мастеру, - это покой творческий. М. Булгаков поднял подвиг творчества так высоко, что Мастер на равных разговаривает с князем тьмы, так высоко, что вообще возникает речь о вечной награде).

По этому поводу хочет высказаться и Воланд. Предоставим ему слово.

-Что бы делало добро, если не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей, бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты обобрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое, из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом. (Воланд).

Как вы думаете, о чём этот монолог? (Добро без границ тоже несёт зло, насилие, страдание; если был бы только один свет, не было бы творческого вдохновения).

Таким образом, Мастер обретает бытие после смерти за подвиг свободной творческой воли, Маргарита – за свою любовь.

Итак, благодаря этой таблице, нам с вами сегодня удалось сделать чуть понятнее сложный мир романа «Мастер и Маргарита».





Мастер

Маргарита




^ Древний ершалаимский мир

Московский современный мир

Вечный потусторонний мир

Пилат

Стравинский

Воланд

Афраний

Фёдор Васильевич

Коровьев-Фагот

Марк Крысобой

Арчибальд Арчибальдович

Азазелло

Банга

Тузбубен

Бегемот

Иуда

Алозий Могарыч

Барон Майгель

Низа

Наташа

Гелла

6. Сообщение домашнего задания.

Сегодня мы заканчиваем изучение романа «Мастер и Маргарита», дома вам нужно будет подготовиться к сочинению по этому роману.»

7. Заключительная часть занятия.

Мы с вами проделали большую работу, собрали все образы в единую систему, выявили принадлежность их к разным мирам, а также установили связь между ними.

Выставление оценок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconЛитература Степанова И. А. Л. Н. Толстой «Война и мир»
...

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconЛитература 11-й класс I уровень Покажите в виде графика соположение...
Покажите в виде графика соположение сюжетных линий в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconКонспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в...
Цель: показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено...

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconКонспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло...
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconСовести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Вина – совесть – искупление – прощение», отражающей взгляды автора на закономерность взаимовлияния искупления и прощения для героев...

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconИстория изучения творчества М. А. Булгакова в современной школе
«Мастер и Маргарита» в гуманитарном классе с зачетной системой преподавания литературы: анализ произведения, формы и методы коллективной,...

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconОбщая информация о музее
Музей М. А. Булгакова расположен в квартире №50, в которой частично происходило действие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconУрок русского языка по теме: "Разделительный Ь"
Тип урока: повторительно-обобщающий, урок закрепления знаний и умений по теме: Разделительный мягкий знак

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий iconТема урока: Повторительно обобщающий урок — зачет «Безударные гласные...
Тема урока: Повторительно обобщающий урок — зачет «Безударные гласные в корнях слов». (6 класс)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница