Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова»




Скачать 132.87 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова»
Дата публикации03.09.2013
Размер132.87 Kb.
ТипИсследовательская работа
lit-yaz.ru > Литература > Исследовательская работа
Исследовательская работа по теме: « Оды М.В. Ломоносова»
Автор работы: Жданова Анастасия,

96 класс, МОУ СОШ№32, г.Таганрог

Руководитель: Кузнецова О.И., учитель русского языка и литературы

Содержание

  1. Введение.

  2. Ода - излюбленный жанр М.В.Ломоносова.

2.1.Из истории жанра.

  1. Анализ «Оды на взятие Хотина».

  2. Исследование торжественной «Оды на день восшествия...».

  3. Цветопись в одах М.В.Ломоносова.

  1. Вклад М.В.Ломоносова в русскую литературу.




«Любой век, любая эпоха нашей жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо XVIII столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».

Борис Шергин

1. Введение

Представленная работа посвящена одам М.В.Ломоносова.

Всякий знает,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик (№7, стр. 46).

М.В. Ломоносов действительно достоин почтения и как ученый, и как человек из самых низов общества, дошедший до вершины образованности и славы. И настало время, когда надо говорить о нём.

Проблема, о которой пойдёт речь, носит общий характер и, на мой взгляд, материал, изложенный в учебной литературе, мало разработан, а потому носит актуальный характер на современном этапе.

В своей работе я попыталась решить некоторые задачи: рассказать немного из истории жанра, проанализировать оды (патриотическую, торжественную), познакомить с «палитрой» од Ломоносова, а также попытаться найти выразительные средства в данных произведениях.

Целью работы было систематизировать и обобщить материал по данной теме.

В работе использовала следующие методы:

  • чтение первоисточников;

  • изучение научно-методической литературы;метод наблюдений и анализа,

  • выявление языковых особенностей произведений.

Основное содержание работы представляет раскрытие общих, познавательных вопросов, включает исторические аспекты, понятия жанра и исследование выразительных средств языка.

По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества М.В. Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих двух веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты великого русского народа. Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.

Поэзия М.В. Ломоносова, к сожалению, мало знакома нам, учащимся, да и большинству других людей. Между тем в течение полустолетия к фамилии М.В.Ломоносова ставили в рифму «слава россов», имея в виду именно его поэзию.

^ 2. Ода - излюбленный жанр М.В.Ломоносова.

Излюбленным жанром М.В. Ломоносова была ода. Что же такое ода? Определение оде дано в словаре С. И. Ожегова: Ода - это торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию или герою. (№ 1, стр. 380)

Поэтическая деятельность М.В. Ломоносова протекала в ту эпоху, когда вся европейская литература находилась в большей или меньшей степени под властью классицизма. И, конечно, поэт не мог не подчиниться влиянию этого могучего стиля, его гражданских идеалов, мировоззрения, искренней веры в справедливого монарха.

М. В. Ломоносов не задавался целью изобразить то, что видел вокруг себя, он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему и народу. Он был творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны

величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од М.В.Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине XVIII в.

^ 2.1.Из истории жанра.

А вот немного из истории оды. Историческое прошлое оды разнообразно и тем очень интересно. Ведь ода - жанр лирического рода. Еще, начиная с античных времен, ода выполняла функцию торжественного утверждения героического события или праздника, часто соединялась с музыкой и танцами. Долгое время ода не пользовалась общественной популярностью, пока не наступила эра классицизма. Эта эпоха культа монархии, абсолютной власти, что потребовало и словесно-пропагандистского закрепления.

Элементы торжественной оды имеются уже в литературе Московской
Руси конца 16-17 вв. (панегирики и вирши в честь знатных лиц, "привества"
Симеона Полоцкого и др.). Первые попытки внесения в русскую поэзию жанра
классической оды принадлежат А.Д. Кантемиру, однако сам термин впервые
введен В.К.Тредиаковским в его "Оде торжественной о сдаче города Градска".
В дальнейшем В.К. Тредиаковский слагал ряд "од похвальных и божественных" и дал такое определение новому жанру: ода "есть высокий пиитический род...
состоит из строф и самую высокую благородную, иногда же и нежную материю
воспевает". Однако подлинным основоположником русской оды, утвердившим
её в качестве основного лирического жанра феодально-дворянской литературы
18в., был М.В.Ломоносов.

Назначение од М.В. Ломоносова - служить всяческому превознесению феодально-дворянской монархии 18в. в лице её вождей и героев. В силу этого основным видом, культивируемым Ломоносовым была торжественная ода; все элементы её стиля должны служить выявлению основного чувства -восторженного удивления, смешанного с благоговейным восхищением.

Риторически торжественные оды Ломоносова вызвали против себя реакцию со стороны А. П. Сумарокова, давшего образцы сниженной оды, отвечавшей требованиям ясности, естественности и природы. Борьба традиций ломоносовской и сумароковской оды охватила ряд десятилетий в 50-60-х годах 18в.

Наибольшее значение в истории жанра имеет М. М. Херасков -основоположник русской "философической оды". Среди "сумароковцев" (последователей Сумарокова) получила особенное развитие анакреонтическая ода без рифмы.

Эта борьба явилась литературным выражением борьбы двух групп феодального дворянства. В общем итоге "высокая" традиция М.В.Ломоносова победила. Именно его принципы явились наиболее специфичными для жанра русской оды.

Содержание од определяется общественно личными взглядами автора, их тематикой. М.В. Ломоносов воспевает величие родины и народа, выступает за развитие просвещения, науки, промышленности, ремесла и торговли. Убеждает в необходимости освоения природных ресурсов, славит победы русского народа на полях сражений. Жанр оды наиболее подходит М.В. Ломоносову "для решения стоящих перед ним задач".

Оды Ломоносова можно разделить на торжественные, патриотические или героические, похвальные, т. к. свои идеи он передавал выразительным, поэтическим языком, высоким стилем.

Большое место среди од М.В.Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и ещё выше подняла международный престиж России. Именно в Германии он ощутил себя представителем России. Так происходит с каждым русским, который попадает за границу. М.В.Ломоносов испытывал чувства долга перед Россией. Поэтому, наверное, закономерно обращение М.В.Ломоносова к теме родины, России.

^ 2.2. Анализ «Оды на взятие Хотина».

Обратимся к патриотческой "Оде на взятие Хотина". Отрывок из оды:

Что так теснит боязнь мой дух?

Хладнеют жилы, сердце ноет

Что бьет за странной шум в мой слух?

Пустыня, лес и воздух воет!

В пещеру скрыл свирепство зверь,

Небесная отверзлась дверь,

Над войском облак вдруг развился,

Блеснул горящим вдруг лицем,

Умытым кровию мечем

Гоня врагов, Герой открылся.

Кругом его из облаков

Гремящие перуны блещут,

И чувствуя приход Петров,

Дубравы и поля трепещут.

Кто с ним толь грозно зрит на юг,

Одеян страшным громом вкруг?

Никак, Смиритель стран Казанских?

Каспийски воды, сей при вас

Селима гордого потряс,

Наполнил степь голов поганских.

Герою молвил тут Герой:

«Не тщетно я с тобой трудился,

Не тщетен подвиг мои и твои,

Чтоб россов целой свет страшился.

Чрез нас предел наш стал широк

На север, запад и восток.

На юге Анна торжествует,

Покрыв своих победой сей».

Свилася мгла, Герои в ней;

Не зрит их око, слух не чует. (№ 3, стр.30)

Перед нами ораторское произведение, написанное торжественным стилем, с богатой рифмой и посвященное историческому событию. Здесь есть все признаки жанра: это ода.

Оду условно можно разделить на отдельные части: описание восторга поэта, рассказ о сражении, прославление мира. Она пронизана чувством патриотизма.

Однако, восхищаясь военной мощью России, М.В. Ломоносов видел и те страдания, «плач осиротевших», « слезы престаревших», которые несет война простым людям. Поэтому он осуждает захватнические войны и считает справедливыми только оборонительные войны.

Но все же Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое назвал «возлюбленной тишиной», «царей и царств земных отрадой». Намного позже, почти в каждой оде он призывал правителей заботиться о сохранении мира.

Возможно ль при твоей державе,

В Европе страшну зреть войну.

- обращался он к правителям и просил:

Размножить миром нашу славу,

Поставить красоту наук. "Оду на взятие Хотина"отличает красочность и выразительность. В ней М.В.Ломоносов использует такие выразительные средства как:

1) Сравнение.

Как сильный лев стада волков, Что кажут острых яд зубов,

Очей горящих гонит страхом,

От реву лес и брег дрожит,

И хвост песок и пыль мутит... (№ 3, стр.30)

Так, поэт сравнивает русскую армию со львом, а турков - с хищными волками.

2) Олицетворение. Например, Стокгольм представляет в образе спящего человека (Стокгольм, глубоким сном покрытый), смерть - в виде чудовища с косой.

« От реву лес и брег дрожит...»; «Дубравы и поля трепещут...»; Шумит с ручьями бор и дол: / Победа, росская победа!»; « Тогда увидев бег своих, / Луна стыдилась сраму их...».

  1. Перифраз. Смелость воинов и решимость добиться победы перефразировалось, как «жар в сердцах», а стрельба из пушек - «огня ревущего удары».

  2. Эпитеты. Например, в картинах, рисующих бой, встречаем: шумный меч, орлиные полки, разумная храбрость. А императрица Анна у М. В. Ломоносова - это «российская орлица», парящая на недосягаемой высоте и разящая молниями своих врагов.

  3. Гипербола.

Пускай земля как поит трясет,

Пускай везде громады стонут,

Премрачный дым покроет свет,

В крови Молдавски горы тонут... (№ 3, стр.30)

В восклицаниях, обращениях ярко проявляется ораторский стиль М.В. Ломоносова. Искренность, взволнованность передаются слушателю, читателю.

От описания сражения поэт переходит к рассуждению о поверженных врагах, которые в прошлом кичились своей храбростью, похвалялись победами, а теперь повержены:

Где ныне похвальба твоя?

Где дерзость? где в бою упорство?

Где злость на северны края?

Стамбул, где наших войск презорство? (№ 3, стр.30)
Таким образом, мы рассмотрели «Оду на взятие Хотина», посвященную завоеванию турецкой крепости Хотин.

Оды в России 18в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Он посвящал свои оды Анне Иоанновне, Елисавете Петровне, Петру I, Екатерине II. В каждой из них он развивает свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа.

^ 2.3. Исследование торжественной «Оды на день восшествия...».

Особенности поэзии Ломоносова ясно выступают в торжесвенной «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747г.» Ода начинается прославлением «тишины», т.е. мира - главного условия для созидательного труда и творчества:

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сёл, градов ограда, Коль ты полезна и красна! (№6, стр. 7-12) Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале её царствования прекратились войны. Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре I , которого он считал идеальным монархом и национальным героем. Прибегая к олицетворениям, Ломоносов говорит о внешней политике Петра, укрепившей могущество Русского государства:

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг... (№6, стр. 7-12)
С чувством особого восхищения поэт вспоминает о том, что при Петре «божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки...» Он выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам. По существу ода Ломоносова содержит не столько похвалу, сколько урок Елизавете, которую поэт хочет видеть просвещённой царицей, заботящейся о благе отечества.

Постепенно парадное изображение Елизаветы в оде Ломоносова тускнеет и на первый план выступает величественный образ России. Развёртывается грандиозный пейзаж - мы видим гигантскую страну, омываемую морями и океанами. Перед мысленным взором читателя проходят далёкий Север, горы Урала, сибирская тайга, мощные реки Сибири, Дальний Восток, где Амур «в зелёных берегах крутится».

Ломоносов призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа. Для осуществления этой задачи необходимы упорный труд, целеустремлённость, глубокие знания. Поэт уверен,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать... (№6, стр. 7-12)

На мой взгляд, композиция оды выстроена в соответствии с требованиями классицизма, отличается своей стройностью. Каждая из основных тем получает своё обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей. Например, призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремёсел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами. Такую страну, по убеждению поэта, нельзя оставить во тьме невежества.

Поэтические образы оды, её глубину и значительность, на мой взгляд, помогает раскрыть возвышенный язык оды. Торжественность речи достигается употреблением наряду с коренными русскими словами старославянских слов: «кроткий глас», «сей день», «воззри на горы превысоки».

Читая оду, обращаешь внимание на множество выразительных средств, которые помогают нам увидеть всю красоту поэтических образов оды. Здесь

много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами. Мифологические образы олицетворяют собой понятия разума и науки (Минерва), войны и морской стихии (Марс, Нептун).

Поэт часто прибегает к метафоре, т.е. употребляет слова в переносном значении. Так, солнце у Ломоносова «во все страны свой взор возводит».

Рядом с точными эпитетами (н-р, «пространная держава») в оде встречаются много разнообразных метафорических эпитетов: «пламенные звуки», «наглы вихри», «сладчайший глас», «праведная печаль», «зеучаща слава».

Ода также насыщена гиперболами: приветствия Елизавете несутся «до звёзд»; «Лена.. .бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной».

Ломоносов в «Оде на день восшествия...» прославляет величие Родины такими художественными средствами, которые представлялись ему наиболее убедительными. Построение и язык оды органически связаны с теми задачами, которые ставил перед собой поэт, с его взглядами на искусство.

Я считаю, что та идея, которая была заложена поэтом в этой торжественной оде, остаётся живой и актуальной и для нашего времени.

Ведь каждый из нас сегодня тоже хочет видеть свою Родину более просвещённой, богатой, ещё более красивой, могучей и сильной державой. 2.4.
^ 2.4.Цветопись в одах М.В.Ломоносова.

Общей истиной для М. В. Ломоносова была любовь к родине и утверждение гражданской поэзии, в которую входит не просто образ России, а образ мирной России. Он не уставал прославлять победы русского оружия, доблесть русских воинов, представляя в одах незабываемые батальные сцены. М. В. Ломоносов писал свои оды торжественным, высоким стилем. Он не только блестяще знал язык, но и обладал поэтическим чутьем. Его поэтические картины, по моему мнению, интересны не только деталями, пространством, композицией, но прежде всего меня поразила в них цветопись. В своих произведениях он использует яркие, интенсивные цвета.

  1. «Багровый облак в небе рдеет, / Земля под ним в крови краснеет»,

«Багровая заря кровавый водит день», «И се уже рукой багряной / Врата

разверзла в мир заря». Красный цвет ассоциируется либо с зарей, либо с войной, кровью, огнем.

  1. «Мечи и шлемы отложите /Ив храбры руки днесь возьмите / Зелены ветви и цветки», «Своею сладкою водою,/ В лугах зеленых пролитою». Зеленый цвет имеет семантику мирной жизни, благополучия, процветания растительного мира.

  2. «Как утрення заря сияет, / Когда день ясный обещает, /Румянит синий горизонт», «Небесной синевой одеян», «Между млечными облаками сияет злато и лазурь». Синий цвет олицетворяет воздушные, небесные стихии.

  3. «Сребро и злато истекают /Во всем наследии Твоем». Желтый цвет ассоциируется с достатком, богатством.

  4. Белый цвет в поэзии Ломоносова встречается очень редко и не несет особого смысла. « Там влажный флота путь белеет, / И море тщиться уступить», «Белейшей мрамора рукою/ Любовь несет перед собою/ Младых Супругов светлый лик».

Итак, красный, зелёный, синий, желтый — какие насыщенные, декоративные цвета, никаких полутонов, оттенков; постоянное сопоставление с растительным миром, небом, зарей, океаном. Все цвета в поэзии Ломоносова - цветная мозаика, мозаика в слове!
^ 3. Вклад М.В.Ломоносова в русскую литературу.

Ломоносов коренным образом изменил облик русской литературы и определил дальнейшие тенденции её развития. И до сих пор оды М. В. Ломоносова призывают к труду и подвигу ради России. В этом сила и жизненность поэзии Михаила Васильевича. Важнейшей заслугой М. В. Ломоносова является освоение им европейских традиций в сочетании активным использованием национального культурного опыта..

Н.В.Гоголь говорил, что ведь недаром М. В. Ломоносова называют отцом нашей стихотворной речи: он «стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». Поэтическая деятельность М.В.Ломоносова явилась великим и победоносным этапом развития русской культуры не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному ещё в России «блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствующего им». Прикоснувшись к творчеству М. В. Ломоносова как поэта, особенно к его одам, я поняла, что эта «пышность, острота и великолепие» отражают патриотические размышления Ломоносова, огромную любовь к народу, что позволяет назвать его настоящим гражданином своего Отечества!!!
Литература

1. Словарь С. И. Ожегова М., «Русский язык», 1987г., стр.380

  1. Ж. «Литература в школе» №4, 2003г

  2. Русская литература XVIII век. Классицизм М., «Дрофа», 2002г

  3. А.В. Западов. Отец русской поэзии. М., 1961г., стр. 260

  4. А.А. Морозов. Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1968г., стр31

6. Н.В. Банников «Три века русской поэзии» М., «Просвещение», 1986г., стр. 7-12

7. Н.А. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. М., «Просвещение», 1986г., стр. 46.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconК проблеме своеобразия жанра оды. Жанровая природа «Стихов похвальных...

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Вклад М. В. Ломоносова в...
«Петр Великий русской литературы» стр. 4 а Реформа стихосложения стр. 4

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconИсследовательская работа по теме: «Музыкально-поэтическая культура...
Проведена исследовательская работа на тему «Праздники славянского календаря в песнях» оформлена временная экспозиция

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconФункции тематического комплекса «свет» в системе торжественной оды м. В. Ломоносова
Работа выполнена на кафедре теории литературы и истории русской литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального...

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconУрок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов...
Цели: 1 познакомить учащихся с основными особенностями классицизма как литературного направления 2 в ходе анализа «Оды на день восшествия…»...

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconУрок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока
Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного...

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Английский юмор: специфика и трудности перевода»
Непонимание юмора как следствие недостаточной компетенции в общении

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconИсследовательская работа по теме: «Фронтовые поэты, ваши жизни война рифмовала»
Легких Моника Викторовна, учитель истории и обществознания Ключинской сош

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconИсследовательская работа по теме: «Загадки древних пирамид»
Автор: Сидоренко Павел Иванович, 1996 г р. 8 «В» класс моу сош №1 г. Мончегорск Мурманская обл., ул. Бредова д. 15 корп. 3 кв. 10,...

Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова» iconИсследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной...
Моу великосельская средняя общеобразовательная школа Гаврилов-Ямского муниципального района



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница