Скачать 172.19 Kb.
|
Важнейшая непреходящая задача современной школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение. В решении этой задачи урокам русского языка и литературы принадлежит особое место. Их воспитательно-образовательное и практическое значение огромно. Овладевая русским литературным языком, ученики получают возможность успешно изучать все другие учебные предметы и тем самым расширять свои знания об окружающей действительности осваивать опыт старших поколений. Деятельность ММО учителей русского языка и литературы Малозайкинской СОШ, Курлинской СОШ, Шапошниковской СОШ строилась в соответствии с планом методической работы и была направлена на решение проблемы формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках русского языка и литературы. В качестве основных задач методической работы были определены следующие: - Повышать уровень педагогического мастерства учителей и их компетенции в области образовательных и информационно-коммуникативных технологий. - Повышать качество знаний учащихся путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и педагогических технологий. - Создать условия для формирования гражданского и патриотического воспитания учащихся в ходе учебной и внеурочной деятельности. - Вести преподавание учебного предмета на повышенном учебном и творческом уровне. - Продолжить работу по здоровьесбережению учащихся. - Продолжить работу по изучению нормативно-правовой документации. Все поставленные задачи способствовали достижению цели: Совершенствование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в сфере ИТК, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса. Методическая работа ММО учителей русского языка и литературы организовывалась в соответствии с планами работы РМО, методических советов школ Малозайкинского куста, основными требованиями к работе школьного МО, разработанными в Положении о методическом объединении учителей-предметников школы. В 2012-2013 учебном году проведено 4 заседания ММО, на которых рассматривались вопросы:
На заседаниях ММО рассматривались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний ММО уделялось вопросам: - качественного освоения учебно-методических задач по русскому языку и литературе; - совершенствования технологии проведения современного урока; - работа с одаренными детьми; - повышение профессионализма учителей. В составе ММО учителей русского языка и литературы работает 8 специалистов. ^
Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования в школах куста. ^ Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по русскому языку остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОУ РФ. По предмету «Русский язык» учителя в 5-9 классах работают по базовым программам под редакцией М.М.Разумовской, в 10-11 классах – по программе Гольцовой. Выбор учебников соответствует региональному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования Оренбургской области. Главным ориентиром в реализации концепции филологического образования по предмету «Литература» для учителей-словесников оставался: - Федеральный базисный учебный план; - Государственный стандарт среднего (полного) образования по литературе; - Федеральная программа по литературе, разработанная на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Литературное образование в основной и старшей школе велось на базовом уровне и осуществлялось по программе и учебно-методическим комплектам авторского коллектива Коровиной. Данные программы и учебники апробированы в течение нескольких лет и дают стабильные положительные результаты в рамках школьного образования. Учебный план 2012-2013 учебного года выполнен, учебные программы пройдены. ^ Основными формами повышения педагогического мастерства стали обучение на проблемных курсах и прохождение плановой курсовой подготовки при Оренбургском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, самообразование, обучающие и методические семинары в районе и на региональном уровне. В 2012-2013 учебном году : - три учителя (Нор В.Ю., Огурешникова Е.В. и Туганова Т.З.) прошли курсы повышения квалификации при Оренбургском институте повышения квалификации учителей по различным темам; - все учителя ММО выступили на заседаниях ММО с сообщениями о системе работы над темой самообразования; - 4 учителя дали открытые уроки на методических семинарах Малозайкинского куста в рамках распространения педагогического опыта. Это способствует повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных задач образования. Огромную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. В 2012-2013 учебном году каждый учитель работал над интересующей его методической темой, связанной с единой методической темой ММО.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что работа учителей носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и ММО и направлена на совершенствование профессионального мастерства. Результатом деятельности становится развитие личности школьников. Среди проблем, связанных с работой над самообразованием, следует выделить следующие: - недостаточно активная работа МО по обобщению лучшего опыта. Решить данные проблемы можно через организацию заседаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании МО необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над темой самообразования ^ Целями инновационной деятельности ММО выбраны: - развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся; - освоение теоретического материала и приобретение практических навыков; - переход от статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных способностей; - формирование познавательной активности школьников, коммуникативной культуры. Сущность инноваций определена учителями как: - повышение уровня знаний школьников; - быстрая актуализация знаний и возможность применять их в нестандартных ситуациях; - развитие широты и гибкости ума школьников; - формирование коммуникативной культуры. Учителя ММО русского языка и литературы постоянно ищут способы «оживления» урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. В традиционном уроке они используют разные виды учебной деятельности, нестандартные и оригинальные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающие быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников. Творчески работающие учителя используют необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий: творческие мастерские, уроки-портреты, практикумы, уроки-размышления, уроки-исследования, мастер-классы и другие. ^ С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока по русскому языку и литературе, а также обмена опытом по вопросам преподавания предмета было организовано взаимопосещение уроков русского языка и литературы. Шесть учителей из восьми дали открытые уроки для коллег. В заключение каждого открытого мероприятия проводились анализ и самоанализ, в ходе которых основное внимание уделялось выполнению требований к организации и проведению личностно-ориентированного развивающего урока. Большинство учителей осознают необходимость изменения организации образовательного процесса, понимают сущность концепции реализуемой образовательной модели. Ответы учащихся свидетельствуют о понимании ими содержания изучаемых понятий, осознании и установлении межпонятийных связей, умении применять изученные знания в новых условиях при выполнении нестандартных заданий. Учителя не испытывают трудностей во взаимоотношениях с детьми, учебное сотрудничество и организация диалогового общения на уроках в их классах хорошие. В 2012-2013 учебном году в школах куста проведено много мероприятий по предмету. Каждое мероприятие продумано, проведено на хорошем методическом уровне. В Малозайкинской СОШ можно отметить такие мероприятия: - «Колокола времен» провели учитель русского языка Корнилова Т.В. и учитель истории Курмашева Л.В., посвящалось мероприятие 200-летию Бородинского сражения; 5-8 классы; - викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Изучаем родной край», 5-8 классы; -« Игра со словами»,5-7 классы; - литературная викторина «Своя игра», 10-11 классы; - Литературная гостиная «В гостях у Михалкова», 5-7 классы; - литературная гостиная « Мир песен Владимира Высоцкого», 10-11 классы. - Конкурс на лучший синквейн на тему «Война и дети»,7 класс. - Диспут «Что значит быть патриотом сегодня»,10-11 классы В Курлинской СОШ : - «Литературная лихорадка» игра-конкурс для 7 класса (Огурешникова Е.В) - «Остров тайн и испытаний» - конкурсная программа по литературе в 8-11 классах; - игра «Головоломки по русскому языку», 5-6 классы; - Турнир знатоков «Мой верный друг, язык мой русский» В Шапошниковской СОШ: - конкурс на лучшего чтеца стихов о природе; - защита проектов; - диспут «Герои ли «Герои нашего времени»? ^ Учителя ММО русского языка и литературы проводят уроки в 4 учебных кабинетах, и только один из них соответствует основным требованиям, предъявляемым к современному кабинету. Только в МБОУ «Курлинская СОШ» имеется в кабинете интерактивная доска и мультимедийный проектор, компьютер. В остальных кабинетах функции ТСО ограничиваются реализацией наглядности в обучении. Каждый учитель старается создать свою коллекцию цифровых образовательных ресурсов по всем темам образовательной области, используя личные информационные носители. Учителями даны открытые уроки: Огурешникова Е.В. – урок литературы в 7 классе по теме «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»; Щур И.Н. – урок русского языка в 6 классе по теме «Мир занимательного прилагательного»; Корнилова Т.В. – бинарный урок в 7 классе по темам «Наречие» и «Реки и водоемы» (русский язык и география, учитель – Жабалбаева А.М.) Нор В.Ю. – урок литературы в 10 классе по теме «Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время» (по повести Н.Лескова «Очарованный странник»); Туганова Т.З. – урок русского языка в 8 классе по теме «Типы подчинительной связи в словосочетании» ^ Следует отметить, что учителя осознают необходимость изменения организации образовательного процесса, понимают сущность концепции реализуемой образовательной модели. Ответы школьников свидетельствуют о понимании ими содержания изучаемых понятий, об осознании и установлении межпонятийных связей, об умении применить изученные знания в новых условиях при выполнении определенных задач. На уроках предпочтение отдается формированию УУД учащихся, способствующих развитию личности каждого из них. Между учителями и учениками происходит диалоговое общение, взаимоотношения доброжелательные, и это положительно влияет на развитие личности школьников, их творческих способностей. В 2012-2013 учебном году контроль качества обучения осуществлялся согласно плану внутришкольного контроля. В течение года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов успеваемости по русскому языку в виде административных контрольных работ и пробного экзамена в 9-11 классах: -стартовый контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет; - промежуточный, целью которого является отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости; - итоговый контроль, цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН, отслеживание динамики обученности, прогнозирования результативности, выявлении недостатков в работе. - мониторинг знаний учащихся 10 класса. Результаты контрольных работ обсуждались на заседаниях ММО. Были выявлены типичные ошибки и намечены пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, организованы дополнительные занятия. Целенаправленная и системная работа позволила достичь результатов обучения. Итоговый контроль в форме пробного экзамена по русскому языку показал, что у выпускников знания, умения и навыки соответствуют требованию обязательного минимума содержания образования и находятся на достаточном уровне.
Динамика уровня качества знаний по литературе показала довольно хорошие результаты по предмету. Это свидетельствует о постоянной работе учителей над вопросами воспитания читательской культуры школьников, созданием условий для развития самостоятельно мыслящей личности с образом мышления, широким мировоззрением, взглядами и убеждениями, необходимыми современному человеку. Большое внимание учителя ММО уделяли вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации. На заседаниях ММО рассматривались вопросы подготовки к ГИА и ЕГЭ, учителя делились опытом, давали уроки. Изучены методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации учеников 9-11 классов. Учителя русского языка и литературы широко используют мониторинг и диагностику знаний учащихся, которые позволяют: - убедить детей в том, что они учатся не для отметок, а для получения знаний, развития мыслительной деятельности и раскрытия собственного потенциала; - повысить познавательную активность детей; - развить творческое начало учащихся; - устранить психологические проблемы, обиды за «двойку», страх перед родителями за отметку, стабилизировать внимание на уроках, сделать работу учащихся на уроках целенаправленной и мотивированной. Полученная с помощью мониторинга исходная информация – надежное основание для принятия адекватных технологических и управленческих решений. Учет результатов мониторинговых исследований, проводимых ежегодно, позволяет своевременно вскрывать упущения в работе, прогнозировать дальнейшее развитие обучения, разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию образовательной практики, связанной с раскрытием творческого потенциала обучающихся. Большое внимание учителя ММО уделяли вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации. На заседаниях ММО рассматривались вопросы подготовки к ГИА и ЕГЭ, учителя делились опытом, давали уроки. Изучены методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации учеников 9-11 классов. Итоговая аттестация учащихся проводилась в форме ГИА и ЕГЭ. В течение года проводились пробные экзамены, контрольные тестирования. Полученные данные продемонстрировали, что нужно вести планомерную подготовку к экзаменам не только в 9 и 11 классах, а во всех, начиная с 5 класса. Анализ результатов работы с одаренными детьми. В работе с одаренными детьми приоритетными направлениями стали: - раннее выявление способных и одаренных детей и создание условий реализации их творческого потенциала; - повышение мотивации учащихся к углубленному изучению предметов гуманитарного цикла; Оптимальным способом выявления и поддержки одаренных детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад, марафонов. В первом полугодии 2012-2013 учебного года были проведены во всех школах олимпиады по русскому языку и литературе в 5-11 классах. При подготовке к олимпиадам учителя применяли как системный, научный подход, так и творческий. В районном туре олимпиады по русскому языку третье место у ученицы 7 класса Малозайкинской школы Куанспековой Асель (учитель Корнилова Т.В.). Учащиеся Малозайкинской СОШ принимали участие в игре-конкурсе «^ ». Первое место в районе заняли: - Ажгалиева Альбина, 6 класс (учитель Туганова Т.З.) - Куанспекова Асель, 7 класс (учитель Корнилова Т.В.) - Демичева Полина, 10 класс (учитель Корнилова Т.В.) ^ заняли: - Смирнова Елена, 5 класс (учитель Корнилова Т.В.) - Парамзина Екатерина, 8 класс ( учитель Туганова Т.З.) - Курмашева Альбина,10 класс (учитель Корнилова Т.В.) Учащиеся Курлинской СОШ принимали участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Мир знаний» (Бийская олимпиада) -13 учащихся, общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» - 21 ученик, во Всероссийской олимпиаде «ЛЕТОПИСЕЦ» -32 человека. В будущем году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время, организуя индивидуальную работу. Деятельность ММО учителей русского языка и литературы осуществлялась на основании нормативных документов, методических рекомендаций РОО, Министерства образования Оренбургской области и стала эффективной для развития педагогического мастерства учителей и качества гуманитарного образования и нравственного воспитания каждого ученика. Предложения:
^ : обеспечение современного уровня преподавания русского языка и литературы и повышение качества знаний учащихся через совершенствование методических приёмов в обучении. ^
Направления деятельности МО:
Руководитель ММО учителей русского языка и литературы_____________/ Корнилова Т.В. Анализ работы ММО учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год руководитель ММО: Корнилова Т.В. |
![]() | Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2010. — 96 с. — (Контрольно-измерительные... | ![]() | Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2019. — 96 с. — (Контрольно-измерительные... |
![]() | Проведённый анализ позволил выделить проблемное поле и определить субъективные и объективные проблемы подготовки к егэ и гиа | ![]() | Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,... |
![]() | Умк включает в себя следующие разделы: рабочая программа, технологические карты учебных блоков, контрольно-измерительные материалы.... | ![]() | Знакомства с демонстрационным вариантом 2012 2013 гг. Особенности заполнения бланков |
![]() | Программа го курса «Подготовка к егэ по русскому языку» предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа | ![]() | Программа: Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 11 класса составлено на основе федерального... |
![]() | ![]() | Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2009. — 96 с. — (Контрольно-измерительный... |