1. № темы.
| 2.Количество
часов.
| 2.Дата.
| Название темы.
| 4. Содержание урока.
|
1.
| 1
|
| Введение.
| Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.
|
1.
|
|
| Устное народное творчество.
|
|
1.
| 3
|
| Былины.
| Былины – русский народный эпос. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Сила и отвага богатырей при защите земли Русской. Прозаический пересказ былины. Т.л. Сюжет. Гипербола. «Вольга и Микула Селянинович». Необычайная сила пахаря. Т.л. Постоянный эпитет. Сравнение. Гипербола и лилота. Р.р. Выразит. чтение отрывка наизусть.
|
2.
|
|
| Из литературы Древней Руси.
|
|
1.
| 2 1
|
| «Повесть временных лет». (Отрывки ). «Никита Кожемяка». «Слово о погибели Русской земли». (Отрывок). Вн.чт. Д.С. Лихачёв. «Культура Древней Руси». (Главы из книги)
| Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел. Отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости). Т.л. Летопись (развитие представлений).
|
3.
|
|
| Баллады.
|
|
1.
| 1
|
| И.В. Гёте. «Лесной царь». Перевод
В.А. Жуковского.
| Трагические события баллады. Стихотворные загадки поэта. Роль метафоры в этих загадках. Т.л. Баллада. Ритм и рифма в стихотворном тексте. Метафора.
|
2.
| 1
|
| Ф. Шиллер. «Перчатка». Перевод
В.А. Жуковского.
| Внутренний мир человека, связь его с миром природы в изображении поэта.
|
3.
| 1
|
| А.Н. Майков. «Емшан».
| Баллада «Емшан» на основе сказания из русской летописи. Поэтичность содержания. Т.л. Эпитет, метафора.
|
4.
| 1
|
| А.К. Толстой. «Канут».
| Баллада на основе датского предания. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Т.л. Рифма перекрёстная и кольцевая. Строфа.
|
5.
| 1
|
| Вн.чт. Баллады разных авторов.
| Р.р. Художественный пересказ баллады или выразит. чт. наизусть.
|
4.
|
|
| Из русской литературы 19 века.
|
|
1.
| .
2
|
| А.С. Пушкин. 1)«Песнь о вещем Олеге».
| Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Баллада «Песнь о вещем Олеге». Отличие баллады от летописного сказания. Т.л. Сюжет баллады, тропы и фигуры. Ритм баллады.
|
| 2
|
| 2) Стихотворения «Зимнее утро», «Няне», «Узник», «Подражания Корану», «Цветок», «Осень».
| Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Т.л. Роль антитезы. Интонация. Р.р. Выразит. чт. стих. наизусть.
|
| 6
1
|
| 3) Роман «Дубровский».
| Сюжетные особенности незавершённого произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романов. Изображение русского барства. Бунт крестьян. Осуждение в повести произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев. Т.л. Жанр романа. Композиция. Экспозиция. Характеристика героев.
Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
|
2.
| 3
|
| М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Тучи», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня», «Кинжал», «Утёс», «На севере диком…».
| Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-
изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
Тема красоты, гармонии человека с миром. Т.л. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Р.р. Выразит. чт. стих. наизусть.
|
3.
| 2
1
|
| Н.В. Гоголь.
«Майская ночь или утопленница».
Вн.чт. Н.В. Гоголь.
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
| Рассказ о писателе. Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и родной природы. Поэтизация чистой и светлой любви. Юмор в повести. Фантастика народных сказок и легенд в произведении. Т.л. Юмор (развитие понятия). Р.р. Отзыв.
|
4.
| 1
|
| С.Т. Аксаков.
«Очерк зимнего дня».
| Краткий рассказ о писателе. Описание морозного зимнего дня. Т.л. Очерк как жанр литературы.
|
| 1
|
| Р.р. Сочинение – описание природы в жанре очерка.
|
|
5.
|
|
| Страницы поэзии.
|
|
1.
| 3
|
| «Родное» (из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная»).
Н.П. Огарёв.«Дорога». А.К. Толстой . «Колокольчики мои…», «Колодники», «Край ты мой, родимый край!…»
А.А. Фет. «Чудная картина…».
И.С. Никитин. «Ярко звёзд мерцанье…».
А.Н. Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
И.З. Суриков.«Степь».
| Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Т.л. Публицистика. Воспоминания. Мемуары (начальные представления).
Выражение собственных переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.
Т.л. Метафора, сравнение, эпитет.
Р.р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Р.р. Проба пера. Сочинение в стихотворной форме.
Отзыв о стихотворении.
|
6.
| 1
|
| К.М. Станюкович. «Человек за бортом!»
| Поведение людей в роковые минуты. Мужество, присутствие духа, выдержка, стойкость матросов и офицеров. Описание моря в рассказе.
|
|
|
|
|
|
7.
| 3
|
| А.П. Чехов. Рассказы. «Толстый и тонкий». «Смерть чиновника». «Пересолил».
| Рассказ о писателе. Тема «маленького человека»-чиновника. Добродушный смех в рассказах А.П. Чехова. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. «Говорящие» фамилии.
Т.л. Художественная деталь (развитие понятия). Антитеза как художественный приём.
|
8.
| 4
|
| В.Г. Короленко. «Дети подземелья».
| Краткий рассказ о писателе.
Автор и рассказчик в повести. Связь повести с детскими впечатлениями Короленко. Портрет литературного героя.
Р.р. Сочинение на тему «Мой друг Вася» (рассказ от имени Валека).
|
9.
|
|
| Шолом-Алейхем. «Мальчик Мотл»
| Для самостоятельного чтения.
|
10.
| 2
|
| Н.Д. Телешов.
«Домой».
| Обстоятельства и поступки. Герой в ситуации нравственного выбора. Описание природы в рассказе.
Р.р. Сочинение на одну из тем: «Случайный верный друг», «Друзья познаются в беде», «Голос совести».
|
11.
| 1
|
| А.П. Платонов.
«Песчаная учительница».
| Краткий рассказ о писателе. Положительный герой. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других. Р.р. Рассуждение на тему «Какие качества больше всего ценит А. Платонов в человеке?»
|
12.
|
1
|
| Для самостоятельного чтения:
А.Р. Беляев. «Мистер Смех».
А.П. Платонов. «Корова».
Бел Кауфман. «Искусство рассказчика, вызывающее
смех, слёзы, раздумье».
Р.р. Отзыв по одному из произведений.
|
|
13.
| 3
1
|
| М.М. Пришвин.
«Кладовая солнца».
Р.р. Сочинение – рассказ о четвероногом друге, где правда сочетается с выдумкой.
| Краткий рассказ о писателе. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Т.л. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
|
14.
| 3
|
| Страницы поэзии.
И.А. Бунин. «Свежеют с каждым днём и молодеют сосны…», «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…».
^ «Весенний день».
А.Т. Твардовский. «Весенний, утренний, тоненький…».
А.П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну…».
| Чувство радости, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях.
Р.р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
|
15.
| 5
|
| В.Г. Распутин.
«Уроки французского».
| Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.
Т.л. Рассказ, сюжет (развитие понятий).
|
16.
|
1
|
| Для самостоятельного чтения:
Джеймс Олдридж. «Последний дюйм».
Взаимоотношения родителей и детей – одна из острых проблем века. Сила личного примера. Ответственность за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность выстоять. Р.р. Отзыв о произведении.
|
|
17.
| 4
|
| Ю.М. Нагибин.
«Старая черепаха».
| Рассказ о жизни и творчестве писателя. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Гуманное отношение к живым существам.
|
18.
| 3
|
| Страницы поэзии.
|
|
|
|
| А.Я. Яшин. «Кулик», «Пустырь», «Люблю всё живое».
А.В. Жигулин. «Земля», «Бурундук», «По лесному перелогу…», «Засыпают землёю овраг…».
| Стихотворения о родной природе. Сочувствие всему живому в произведениях современных авторов. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы.
Р.р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
|
19.
| 1
|
| Вн. чт. В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
|
|
20.
| 1
|
| Заключительный урок. Беседа о том, что читать летом.
|
|
|
|
| Всего: 68 часов.
Из них:4 ч. вн. чт. + 4 ч. р.р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|