Скачать 0.74 Mb.
|
![]() Аннотация Данная разработка является результатом обобщения педагогического и методического багажа учителя русского языка и литературы и может быть интересна преподавателям гуманитарных дисциплин.Пользуясь этим пособием, педагоги смогут не только грамотно определить место, время и способ формирования и развития творческих способностей учащихся, но и помогут значительно разнообразить учебную деятельность. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Данное обобщение опыта содержит описание подходов к освещению тем уроков, планы нестандартных уроков и внеклассных мероприятий к проведению самостоятельных творческих работ. Актуальность данного пособия не вызывает сомнения, поскольку развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методами и приемами развития речи детей является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем. Автором проведена серьезная работа по использованию различных форм урочной и внеурочной работы для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса учащихся. Содержание Введение ……………………………………………………………………4 Урочная деятельность …………………………………………………… 5 Урок русского языка в 9 классе «Виды сложных предложений» ………6 Урок литературыв 10 классе «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» ………………………………………………… 12 Урок литературы в 8 классе «Урок –КВН по «Ревизору» Н.В.Гоголя» . 21 Урок литературы в 9 классе «Экскурсия в литературный музей Николая Васильевича Гоголя» …………………………………………………….. 25 Внеурочная деятельность …………………………………………………. 28 Литературно-музыкальная композиция "Унылая пора! Очей очарованье..." (Осень в изображении русских поэтов, музыкантов) ………………….. 29 Литературно-музыкальный салон «Погибельное» счастье Пушкина»… 36 Филологический вечер-викторина «Счастливый случай» ……………… 51 Турнир знатоков русского языка и литературы «Путешествие в страну Филология» ………………………………………………………. 58 Творческая работа учащихся. Творческая защита книги «Письмо литературному герою» ……………. 64 Лев Толстой как писатель …………………………………………………. 66 Отзыв по книге Ольги Ильинской «Канун восьмого дня» ……………… 71 Письмо Тараса жене (повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») ……………. 74 Заключение…………………………………………………………………….76 Список использованной литературы…………………………………………77 Введение Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. И результат его труда, как правило, зависит от личности учителя, от его энтузиазма, знаний, способности увлечь воспитанников творчеством. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера. Для того чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое, он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Что же мы предпринимаем для развития способностей детей в школе, для повышения их творческого потенциала? ^ Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы,используя для этого знания из разных областей, коммуникативные и информационно - технологические умения. Одной из главных задач в средней школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности. Для развития умственных способностей учащихся необходимо использовать активные методы обучения, рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи, движении и развитии. Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умения общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком пони-мании, его организации и корректировки. В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов и рефератов о жизни и творчестве поэтов и писателей, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, сочинениям, сказкам. У каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса. ^ Тема урока: «ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» Тип урока:Повторение Вид урока: Урок-тренинг Цели урока:
препинания в предложении;
активность посредством знакомства их с современными компьютерными технологиями;
дифференцированных и разноуровневых заданий. Оборудование: таблица «Виды сложных предложений»,разноуровневые задания, тесты, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень». ^ Ход урока
II. Актуализация опорных знаний. 1) Повторение материала по теме “Орфография”. ЗАДАНИЕ: Задание А4 (ГИА). Распределите данные слова в 3 столбика по принципу: а) слова с проверяемой безударной гласной; б) слова с чередующимися гласными в корне; в) слова с непроверяемой гласной в корне слова. Простое предл..жение; горная р..стительность; ув..дать без воды; прив..кзальная площадь;сотр..сать воздух; возл..гать надежды; распол..житься у костра; м..ршрут; ум..лять о помощи; в..лейбол; сп..ши упражнение; прил..тают скворцы; интересная бр..шюра. 0 ошибок –«5», 1-2 ошибки –«4», 3-4 ошибки -«3», 5 ошибок -«2» (Слайд 3) ^
Разбор ошибок (коллективная работа) 2) Выполнение разноуровневых заданий «О, Е, Ё после шипящих» а) основной уровень – «3»- упражнение с предварительным просмотром таблицы-схемы правила; Волч_нок, вооруж_нный, с врач_м, горош_к, деш_вый, душ_нка, ж_ваный, ж_рдочка, ж_сткий, зажж_нный, замш_вый, зач_т, истощ_нная земля, кумач_вые флаги, моч_ный, солнечнымлуч_м, обж_ра, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н. б) продвинутый уровень – «4» – тест на правописание: выбрать правильный ответ А) О Б) Ё В) Е 1. Капюш…н 2. ч..рный 3. ш..в 4. зайч..нок 5. крыж…вник 6.ож…г (руки) 7.щ..рох 8. ландыш..вый 9. монтаж…м 10. ч…порный 11. ож..г ( руку) 12. еж..вый 13.клоч..к 14. ситц..вый 15. вооруж..нный 16. ш…пот 19. сгущ..нка 20. плюш..вый в) уровень повышенной сложности – «5»- упражнение, выполняя которое, ученик должен знать несколько правил правописания. Алыч_вое варенье, глянц_вый, грош_вый, груш_вый, камыш_вый, морж_вый, парч_вый, плюш_вый, свинц_вый, холщ_вый. Огурц_, пальц_,сестриц..н, ц..фра, ц..ган, скворц_, три девиц_, нора лисиц.., ц..пленок, ц..ркуль, акац..я . Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_. ^ Закрепление знаний.
б) опрос учащихся по теме “Виды сложных предложений”. - На какие типы делятся предложения? - Чем отличаются сложные предложения от простых? - Назовите виды сложных предложений. - Какие предложения мы называем сложносочиненными? сложноподчиненными? бессоюзными?
1. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом. 2. Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. 3. Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал и волок по небу стаи низких осенних облаков. 4. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил. 5. Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города. 6. Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. А) [ ], но [ ]. Г. [ ], и [ ]. Б. [ ] : [ ]. Д. [ ], (что…). В. [ ], [ ]. Е. (когда…), [ ] . Самопроверка (Слайд 6) 1 – В; 2 – Е; 3 – А; 4 – Б; 5 – Г; 6 – Д 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки - «3», 3 и более ошибок -«2»
^ представлен каждому ученику). № 1. Укажите сложносочиненное предложение, в котором не должна стоять запятая (знаки не расставлены) 1) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой. 2) По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины 3) Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат. 4) Остап уже занимался своим делом и давно отошел к куреням. № 2. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. Он был такой грузный и большой,(1) что кочки не держали его. А путь наш лежал через болота,(2) и мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. Измученные,(3) мы потом лежали на кочках. № 3. Найдите сложносочиненное предложение (знаки не расставлены) 1) Ни ветра на земле ни туч на бледном своде. 2) Посмотри, как тихо позолоту август рассыпает на полях. 3) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма 4) Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат. № 4. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Лежать долго было нельзя, (1) кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. Надо было подниматься и снова брести, (2) опираясь на винтовки. Хорошо, (3) что ночи стояли светлые. № 5. Среди предложений найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения. 1) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. 2) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. 3) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 4) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. №6. Выпишите грамматическую основу предложения^ . Ключи. (Слайд 7)
предложений разного типа по картине Исаака Левитана «Золотая осень» на тему: «Люблю я пышное природы увяданье». ^ ![]() VI. Домашнее задание (дифференцированное): 1) Составить тест по теме “Сложное предложение” из 12 вопросов с 3 вариантами ответов. (оценка “5”). 2) Составить кроссворд по темам урока (оценка “4”). 3) Выполнить упр. 357 (оценка “3”). ПРИЛОЖЕНИЕ Лист самооценки. Тема: «Виды сложных предложений». 1. Повторение материала по теме “Орфография”. 2. Выполнение разноуровневых заданий по теме «Орфография» 3. Соотнести предложение со схемой. 4. Выполнение теста. 5. Творческое задание.
^ |
![]() | Образовательная: закрепление и обобщение сведений о видах сложных предложений, отличии простого и сложного предложений, отработка... | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Отрадного Самарской области |
![]() | ![]() | Образовательные: дать понятие о восклицательном предложении; формировать умение распознавать виды предложений по интонации, учиться... | |
![]() | Урок английского языка в 7 классе по теме: «Виды искусства» умк о. В. Афанасьева И. В. Михеева | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 |
![]() | Оборудование урока: презентация, лист самоконтроля, карточки с заданием, алгоритмы, схемы | ![]() | ... |
![]() | Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Виды текстов. Закрепление» | ![]() | У меня сразу мелькнула мысль: «Вот бы меня учила!» Прозвенел первый звонок в новом учебном году, и вошла она – учитель русского языка.... |