Скачать 96.26 Kb.
|
Библейские мотивы в произведениях русской литературы (программа факультативного курса русской литературы в 10-11 классах) Составитель: Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (золотой сертификат соответствия No.5228 от 09.06.2012г "Образовательные услуги для детей" СТП.ССИТ.16.12.) МБОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан 2009 год. Программа факультативного курса русской литературы «Библейские мотивы в произведениях русской литературы» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. ^ Сегодня учителю русского языка и литературы приходится особенно тяжело. Эти важнейшие мировоззренческие предметы несколько притесняются в системе школьного образования. Сокращаются отведённые на них часы. В этом случае труднее донести до учащихся всю ценность произведения. Также аспекты православной культуры в произведениях русской литературы остаются зачастую на задворках, либо упоминаются вскользь. А изучение основ православной культуры в русской литературе – это важнейшее условие духовно-нравственного воспитания учащихся. Изучение библейских мотивов в русской литературе – тема не новая, но до сих пор недостаточно освещённая в современной методике преподавания русской литературы. Положение начинает исправляться лишь в последнее время. Осваивается эмигрантское наследие, в программе оно представлено именами И, Шмелёва, Вл. Набокова, появляются глубокие исследования творчества русских классиков, выполненные отечественными литературоведами. Данная программа предлагает подробнее изучить произведения русской литературы или их отдельные моменты именно с религиозной точки зрения Программа построена концентрически ( по принципу «от простого к сложному»), ориентирована на сильного ученика, уже имеющего позитивный опыт в изучении православной литературы. Каждое следующее занятие строится на базе знаний предыдущих, т.е между темами есть взаимосвязь. Например, тексты библейских преданий нужны, чтобы лучше понять стихотворения Ахматовой, знакомство со стихотворениями В.Набокова «Мать» и А.Плещеева «Христос воскресе!» пригодится при разборе творчества Шмелёва. По каждому занятию предлагается конкретный источник методической и дидактической литературы, что облегчает работу преподавателя. Особо выделяется словарная работа, где даны ключевые понятия темы. Важнейшая задача курса – переход от чисто эстетического или социального анализа русской литературы к религиозному анализу православных аспектов в русской литературе. В данном курсе, как уже было упомянуто, даются основные религиозные понятия, которые будут необходимы для дальнейшего изучения русской литературы. Кроме того, занятия прививают детям навыки вдумчивого, осмысленного отношения к жизни. Данный курс очень важен, так как вся русская литература досоветского периода была построена на духе православия, и по словам И. Шмелёва, «она вышла из православной купели», христианские ценности являются духовным стержнем на протяжении почти тысячелетней истории существования русской литературы. ^
Содержание программы Изучение Библии: Библия как ключевой текст русской литературы. «Ветхий завет» (50 кн), «Новый завет» (27кн), Предания о сотворении мира, человека. «Каин и Авель», «Ной», «Ковчег», «Потоп», «Вавилонская башня», «Авраам и Лот», «Гибель Содома и Гоморры», «Жертвоприношение Исаака», «Женитьба Исаака», «Исаф и Иаков», «Бегство Иакова», «Женитьба Иакова», «Возвращение Иакова». Знакомство с библейскими преданиями, историей рождения Иисуса Христа, его жизнью, обсуждение особенностей библейских преданий, характеристика героев, обсуждение их поступков и характеров. ^ . Епифаний Премудрый «Житие Сергия Радонежского». Познакомится с житиём как жанром древнерусской литературы. Духовный подвиг святого Сергия. Сергий Радонежский и страницы истории. Значение Сергия Радонежского в истории России. ^ . «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Пророк». Знакомство с самыми главными праздниками христиан (двунадесятые праздники), с требованиями Великого Поста, молитвой христианского подвижника Ефрема Сирина. Одно из замечательных стихотворений Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…», посвящено времени Великого Поста. Поэт изложил в стихотворной форме молитву великого христианского сподвижника. В стихотворении «Пророк» угадываются отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи (информация о пророке Исайе). ^ «Мастер и Маргарита» (гл. «Понтий Пилат») Разбор эпизода встречи Иисуса и Пилата, изложенного в Евангелии. Сравнение евангельского сюжета с отрывком из романа о встрече Иешуа с Понтием Пилатом, выявление существенного расхождения целого ряда моментов. ^ стихотворение «Мать» Рассказ о распятии Иисуса Христа и о последующем за ним чудесном Воскресении в оригинальной трактовке Набокова. Анализ афоризмов стихотворения. А.Плещеев «Христос воскресе!» У славянских народов, принявших христианство, религиозный праздник Пасха связывался с плодородием, с весенним возрождением природы. Связь Христова Воскресения с пробуждением природы и передана в этом стихотворении. Задача учащихся – выявить эту связь. Б.Пастернак стихотворение «Гефсиманский сад». Объяснение крылатых выражений произведения через рассказ о событиях Страстной недели (последняя неделя перед Пасхой), данный в Детской Библии. Сравнение стихотворения Пастернака с евангельской историей, рассказанной Матфеем. Особенности стихотворения. И.С.Шмелёв. «Лето Господне» (гл. «Пасха»). Рассказ о Светлой Седмице (пасхальная неделя) в христианстве. Обсуждение изображения праздника Светлого Христова Воскресения в повести автора. Сравнительный анализ предложенного отрывка со стихотворением А. Плещеева «Христос воскресе!» Ф.М.Достоевский. «Братья «Карамазовы» - евангельские основы. Разбор эпиграфа к роману. Слова из Евангелия отражают суть рассказа о распятии Иисуса Христа. Анализ ситуаций в самом тексте романа, где эпиграф повторяется (в первый раз – Зосимой о Дмитрии, второй – в сцене с таинственным посетителем). Роман состоит из двух частей, каждая из которых имеет евангельское происхождение и существует как художественное освоение библейских притч. Первая часть передаёт «Притчу о сеятеле» (исходная ситуация), вторая часть – «Притча о винограднике». Ф.М.Достоевский. «Братья «Карамазовы» (гл «Великий инквизитор»). В поэме Ивана «Великий инквизитор» заимствован из Евангелия эпизод воскрешения девицы, здесь раскрываются основные философские идеи романа. Комментированное чтение и беседа по отрывкам из главы. Восприятие человека Христом и Инквизитором. ^ . «Молитва», «Реквием», «Мелхола», «Рахиль», «Лотова жена». Чтение и осмысление текстов, выявление разницы между библейскими сюжетами и его поэтическим осмыслением. Духовная биография поэтессы. ^ . «Дуб», «Горные камни», «Сказание о Сергии Радонежском», «Триптих», «Завет». Чтение и комментирование, выявление ассоциаций. Символы поэзии Кузнецова. Русский фольклор и славянская мифология в лирике поэта. ^ . Конкурс «Лучший путеводитель по Библии в произведениях русской литературы». Творческая и исследовательская работа учащихся, отражающая умения детей работать с литературоведческим, богословским, философским материалом. Литература. 1. Абелюк Е.С. Мифологический словарь школьника. Москва РОСТ МИРОС 2000г. 2. Шипов Я.А. Православный словарь. Москва «Современник» 2000г. 3. Журнал «Литература в школе» №№2,5,6/1997г. 4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. Москва «Экзамен» 2003г. 5. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе» Москва «Аркти» 2001г. 6. Сборник «Уроки русской литературы. Православная культура». Москва «Духовное истоки» 2004г. 7. Карпов И.П., Старыгин НН. Открытый урок по литературе. Москва «Московский лицей» 2000г. |
![]() | Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X xvii вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе... | ![]() | «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской... |
![]() | «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской... | ![]() | Значение русской литературы для духовного развития современного общества. Русская литература как часть мировой литературы. Периодизация... |
![]() | Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного... | ![]() | Архетипы и образы русской литературы: Программа курса магистерской подготовки. – Н. Новгород: нгпу, 2004. с |
![]() | В произведениях национальной литературы заложены огромные возможности в плане нравственного, патриотического и эмоционального воспитания,... | ![]() | Хх века. Революция и гражданская война вносят коррективы в судьбы и творчество писателей, влияет на формирование новых тенденций... |
![]() | Хх века. Революция и гражданская война вносят коррективы в судьбы и творчество писателей, влияет на формирование новых тенденций... | ![]() | В условиях, когда еще не определилась академическая концепция истории русской литературы ХХ века, необходимо |