Скачать 44.75 Kb.
|
Содержание 2.Место дисциплины в структуре ООП3. Краткое содержание дисциплины 4. Основные образовательные технологии 5. Требования к результатам освоения дисциплины |
Аннотация к рабочей программе дисциплины «История русской литературы ХIХ века (1 треть)», 032700.62 1. Цель изучения дисциплины Цель освоения учебной дисциплины «История русской национальной литературы ХIХ века (1-2 части» заключается в формировании у обучающихся целостного представления о новом этапе отечественной словесности, выявлении идейно-художественного богатства русской литературы XIX века, закономерностей литературного процесса, борьбы и преемственности различных направлений, стилей, художественных индивидуальностей; в воспитании через предмет у обучающихся научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. ^ Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ООП. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в процессе вузовского изучения литературоведческих дисциплин. Дисциплина «История русской литературы ХIХ века (1 треть)» базируется на знаниях, полученных обучающимся в процессе освоения курсов «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской литературы XVIII века». Дисциплина «История русской литературы ХIХ века (1 треть» является частью модуля «История русской (родной) литературы» и изучается в 3 семестре. ^ Периодизация русской литературы XIX в. Русская литература преддекабристского времени (с конца XVIII до середины 10-х гг. ХIХ в.). Полемика по вопросам литературного языка. Архаисты и новаторы. Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в. Историческая обусловленность возникновения романтизма. Элегический романтизм В.А. Жуковского. К.Н. Батюшков – глава русской «легкой поэзии». Особенности гражданско-героического романтизма (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев-Марлинский). Комедия A.C. Грибоедова «Горе от ума». Творчество А.С. Пушкина. Поэты пушкинской плеяды: Н. Языков, П. Вяземский, Д. Давыдов, А. Дельвиг, Е. Баратынский. Литературное движение 1825-1830-х гг. Творчество М.Ю. Лермонтова. Формирование «натуральной школы». Творчество Н.В. Гоголя. Введение Литературатурный процесс второй половины XIX века. Проблематика романа А.И. Герцена «Кто виноват?». Творчество Гончарова: Обломовщина как социальное явление. «Обрыв». Творчество И.С. Тургенева. Многообразие крестьянских типов в «Записках охотника». "Дворянское гнездо" - роман-элегия. Истоки конфликта «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» Поздние романы Тургенева «Дым» и «Новь». Творчество Н.Г. Чернышевского. Поэзия Н.А. Некрасова Творчество А.Н. Островского "Гроза" – новый тип народной трагедии. Творчество Ф.И.Тютчева и А.А Фета. Особенности историко-культурного процесса в России первой половины XIX века. ^ Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных технологий для работы на профильных лингвистических ресурсах в сети Интернет. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций: – владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1); – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); – владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4); – способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); – способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7); – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); В результате изучения дисциплины обучающийся должен: – знать закономерности развития русской литературы и культуры XIX века; свободно ориентироваться в системе литературных жанров романтизма и реализма; основные литературные направления и школы данного периода; – уметь обобщать и самостоятельно углублять теоретические знания, необходимые для объективной оценки современных направлений и концепций в области литературоведения; самостоятельно оценивать и анализировать художественные тексты данного периода; вникать в художественную структуру произведения на двух его уровнях (смысловом и формальном), анализируя содержание и функции разных его компонентов (сюжет, конфликт, система художественных образов) выбирать необходимые для анализа методы, методики и приёмы изучения и описания произведений; аргументированно доказывать выбранную позицию по дискуссионным вопросам; – владеть (быть в состоянии продемонстрировать) основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области литературоведения; иметь навыки сбора и систематизации библиографии по теме учебно-исследовательской работы, научно-исследовательского труда для написания квалификационных работ по филологии. 6.Общая трудоемкость дисциплины 3,5 зачетных единицы (124 академических часа), 36 ч. – лекции, 18 ч. – практич., 45 ч. – самост. раб. 7. Форма контроля Промежуточная аттестация – экзамен. 8.Составитель Чудинова Виктория Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы СахГУ. |
![]() | Изучение литературы в специальной коррекционной школе V вида направлено на достижение | ![]() | Необходимо знакомить студентов с наиболее интересными публикациями современной отечественной филологической периодики |
![]() | Необходимо знакомить студентов с наиболее интересными публикациями современной отечественной филологической периодики | ![]() | Характеристика данного периода развития русской литературы соединяется с характеристиками отдельных поэтов и писателей, художественный... |
![]() | Курс входит в раздел «Общепрофессиональный цикл. Дисциплины по выбору» по направлению подготовки 032700 – Филология | ![]() | Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке... |
![]() | Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос... | ![]() | «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской... |
![]() | ... | ![]() | Аннотация примерной программы дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» |