Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Данауровская начальная школа – детский сад» Чистопольского
муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено Утверждено
на заседании МО протокол №______ и введено в действие приказом №_____
от «____»___________________2012г. от «____»____________________2012г.
руководитель МО директор МБОУ
___________________Л.И.Корнилова ______________________С.И.Мулеева
Рабочая программа
по предмету литературное чтение
для 1 класса
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Абдуллина Разия Рафиковна
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, – М., «Просвещение», 2010 г., авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение».
Количество часов:
Всего: 66 ч; в неделю: 2 ч.
Плановых контрольных уроков: – ; зачетов: – ; тестов: –.
Административных контрольных уроков: 1ч.
Учебник:
«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий в 2 частях – М. Просвещение. 2011 г.
«Азбука» В.Г. Горецкий и др. в 2 частях. – М. Просвещение. 2011 г.
Дополнительная литература:
Чтение. Рабочая тетрадь. 1класс Л.Ф. Климанова. «Просвещение», 2011 г.
Литературное чтение. Поурочное планирование, 1 класс, Н.В.Лободина. Издательство Учитель», 2011 г.
Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению): Поурочное планирование, 1класс.Е.В.Кислякова. Издательство Учитель», 2011 г.
Как сформировать читательскую активность. Т.Д.Полозова. «Просвещение», 2010 г.
Цели и задачи обучения:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
В апреле 2012 года провела с будущими первоклассниками диагностическую работу. По результатам тестирования было выявлено, что 4 обучающихся знают все буквы русского алфавита, умеют различать гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие согласные звуки, составлять предложения из 3-5 слов; пересказывать русские народные сказки; наизусть читать любимое стихотворение.
Одна ученица (Сергеева С.) затруднялась самостоятельно выполнить задания, не знает некоторые буквы. Низкий уровень готовности к школе данной ученицы объясняется нерегулярным посещением детского сада, занятий в «Малышкиной школе». С Сергеевой С. в течение учебного года мною будет проводиться дополнительная работа.
Содержание программы:
Азбука (50 ч):
Добукварный период (11 ч).
Букварный период (31 ч).
Послебукварный период (8 ч).
Литературное чтение (16 ч):
Жили-были буквы (3 ч).
Сказки, загадки, небылицы (3 ч).
Апрель, апрель! Звенит капель (1 ч).
И в шутку и всерьез (3 ч).
Я и мои друзья (3 ч).
О братьях наших меньших (3 ч).
Требования к уровню подготовки
учащихся I класса
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать
автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе;
наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основные различия (звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем);
понимать содержание текста.
уметь
слушать сказки, рассказы, стихотворения;
читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения – 30-40 слов в минуту при чтении незнакомого текста);
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы);
уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
различать книги по темам детского чтения;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Результаты развития УУД:
осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следствен-ных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое);
формирование потребности в систематическом чтении;
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
развитие художественно-творческих способностей;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Применение этнокультурного регионального компонента:
введение ребенка в национальную культуру;
использование народных игр, считалок, песен и прочих малых форм фольклора;
сопоставление родной культуры и культур других народов России и мира (сопоставить пословицы и поговорки русского фольклора с изречениями татарского народа, соотнести русские народные песни с песнями родного края и т.п.);
изучение родной словесности от колыбельных до былин;
изучение творчества местных писателей, поэтов, журналистов.
Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие технологии:
технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
технология дифференцированного обучения и воспитания;
технология рефлексивного обучения и воспитания;
технология проблемного обучения и воспитания;
технология диалогового обучения и воспитания;
технология эффективной речевой деятельности;
информационно-коммуникационная технология обучения и воспитания.
Средства обучения:
печатные пособия (учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал);
электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, справочники и т.д.);
аудиовизуальные (классическая музыка, презентации, образовательные видеофильмы, мультимедийные игры и т.п.);
наглядные пособия (таблицы, плакаты, картины и т.п.).
^
№
| ^
| Тип урока
| Виды
контроля,
измерители
| Планируемые результаты освоения
материала
| Дата
проведения
| план
| факт
| Азбука. Добукварный период (11 ч)
| 1
| Речь устная и письменная. Предложение.
| Изучение
нового
| Устный опрос
| Знать отличия предложения от слова, правила обращения с учебником. Уметь различать письменную речь от устной, выделять из речи предложения, определять на слух количество предложений.
| 03.09
|
| 2
| Слово и предложение.
| Комбинированный
| Устный опрос
| Знать структурные единицы языка: предложение; отличия предложения от слова. Уметь делить предложение на слова, определять на слух количество слов в предложении, моделировать предложение.
| 06.09
|
| 3
| Слог.
| Изучение
нового
| Устный опрос
| Уметь делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, рассказывать сказку с опорой на иллюстрации, моделировать слова при помощи схем, приводить примеры слов, состоящих из данного количества слогов, соотносить предметную картинку и схему слова.
| 10.09
|
| 4
| Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи.
| Изучение
нового
| Устный опрос
| Уметь находить ударный слог, обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком, подбирать слова к заданным схемам и приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге, классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения,
делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим».
| 13.09
|
| 5
| Звуки в словах. Гласные и согласные.
| Комбинированный
| Индивидуальные задания
| Уметь определять количество слогов, называть ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку, составлять устные рассказы по сюжетной картинке, отличать гласные и согласные звуки.
| 17.09
|
| 6
| Слог-слияние.
| Комбинированный
| Устный опрос
| Уметь выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах, доказывать, почему выделенный слог является слиянием, отвечать на вопросы по сюжету сказки.
| 20.09
|
| 7
| Закрепление. Слог-слияние.
| Закрепление
| Творческая работа
| Уметь использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние»; определять количество предложений в звучащей речи, количество слогов в слове, выделять ударный слог.
| 24.09
|
| 8
| Гласный звук [а], буквы А, а.
| Изучение
нового
| Устный опрос
| Уметь производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астры), выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, доказывать, что звук [а] гласный.
| 27.09
|
| 9
| Гласный звук [о], буквы ^
Гласный звук [и], буквы И, и.
| Изучение
нового
| Фронтальный опрос
| Уметь производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (окуни), доказывать, что звук [о] гласный, распознавать на слух звук [о] в словах, определять место нового звука в слове, приводить примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы О, о, И, и.
| 01.10
|
| 10
| Гласный звук [и], буквы ^
Гласный звук [ы], буква ы.
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| Уметь слышать звук [и] в произносимых словах, определять место нового звука в слове, приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова.
Уметь узнавать новую букву, сравнивать и различать печатную и письменную букву ы, слышать звук [ы] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. приводить примеры слов со звуком [ы].
| 04.10
|
| 11
| Гласный звук [у], буквы У, у.
| Изучение нового
| Индивидуальные задания
| Уметь характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. доказывать, что звук [у] гласный, слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове, приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы У, у, объяснять роль восклицательного знака.
| 08.10
|
| ^
| 12
| Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.
| Изучение нового
| Чтение слогов
| Уметь слышать и различать звуки [н], [н’] в словах, приводить примеры слов с новыми звуками, доказывать, что звуки согласные, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Н, н.
Уметь давать характеристику звукам, узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений.
| 11.10
|
| 13
| Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.
| Комбинированный
| Чтение слогов
| Уметь слышать и различать новые звуки в словах, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы С, с, приводить примеры слов с новыми звуками, читать слоги-слияния и слова с новой буквой, составлять слова из букв и слогов.
| 15.10
|
| 14
| Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| Уметь читать слоги-слияния с новой буквой, читать текст, читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, соотносить текст с иллюстрацией, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы К, к.
| 18.10
|
| 15
| Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.
| Комбинированный
| Чтение слогов, слов
| Уметь характеризовать новые звуки, читать текст вслух, читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, соотносить текст и картинки, отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации, определять основную мысль текста, озаглавливать текст.
| 22.10
|
| 16
| Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.
| Комбинированный
| Чтение слогов, слов
| Знать, что согласные звуки бывают глухие и звонкие. Уметь читать текст вслух, соотносить текст и иллюстрацию, определять место буквы л на «ленте букв».
| 25.10
|
| 17
| Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
| Комбинированный
| Чтение слогов, слов
| Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений, объяснять смысл пословицы.
| 29.10
|
| 18
| Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
| Комбинированный
| Устный опрос
| Уметь выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию, определять основную мысль текста, озаглавливать текст.
| 01.11
|
| 19
| Гласные буквы Е, е.
| Изучение нового
| Фронтальный опрос
| Уметь определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния, узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчную, печатные и письменные буквы Е, е, заменять слово близким по значению, подбирать к словам слова с противоположным значением.
| 12.11
|
| 20
| Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
| Комбинированный
| Чтение предложений
| Уметь выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, объяснять роль гласных и, е, читать текст вслух, находить в тексте ответы на вопросы, определять основную мысль текста, составлять рассказы о профессиях.
| 15.11
|
| 21
| Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
| Комбинированный
| Чтение предложений
| Уметь выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
| 19.11
|
| 22
| Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| Уметь выделять звуки [з], [з’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, составлять рассказ по иллюстрации, читать текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить содержание текста с сюжетной картинкой.
| 22.11
|
| 23
| Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
| Комбинированный
| Чтение предложений
| Уметь выделять звуки [б] и [б’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, составлять рассказ по сюжетной картинке, читать текст, определять главную мысль текста, озаглавливать текст.
| 26.11
|
| 24
| Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| Уметь выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, читать текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам, наблюдать над изменением слова (плот – плоты, труд – труды), устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука
| 29.11
|
| 25
| Гласные буквы Я, я.
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| Уметь производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове маяк два слога-слияния, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я.
| 03.12
|
| 26
| Буква я – показатель мягкости согласного звука в слоге-слиянии.
| Комбинированный
| Тестирование на интерактивном тренажере
| Уметь читать слоги-слияния с буквой я, сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись, сопоставлять слоги с гласными а и я, объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующих согласных.
| 06.12
|
| |