Скачать 0.65 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЛЬМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» Утверждаю Рассмотрено на заседании МС и Рассмотрено Директор школы согласовано зам. директора по УВР на заседании ШМО Саляхов Р.В. _________________Ахмитянова Ф.Р. « » 2011 г « » 2011 г « » 2011 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории Зариповой А.Ш. ^ Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под ред. М.Г.Ахметзянова (2009), учебник: ^ (3 часа в неделю), на изучение литературы в 10 классе дополнительно выделен 1 час в неделю из школьного компонента. Эти часы используются для изучения изобразительно-выразительных средств языка В календарно-тематическом плане данные часы выделены курсивом. Основу курса 10 класса составляет чтение и изучение русской литературы XIX века. В программу включены произведения классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К, Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Из зарубежной литературы в программу включены произведения В. Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, И.-В. Гете, О. де Бальзака. Завершается курс списком произведений, предлагаемых для бесед на уроках внеклассного чтения. Такой объем произведений, включенных в программу, предполагает разные подходы к их изучению. Крупные эпические и драматические произведения рекомендуется изучать в сокращении или избранные главы. Кроме того, учитель по своему усмотрению при планировании занятий может определять глубину и характер изучения произведений, включенных в программу. Поскольку литература XIX века изучается в течение одного года, в историко-литературный курс не включены древнерусская литература и литература XVIII века, с которыми учащиеся знакомятся в 9 классе. Роман «Евгений Онегин» Пушкина, роман «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия Грибоедова «Горе от ума», поэма Гоголя «Мертвые души» перенесены в соответствии со «Стандартом...» в программу 9 класса. Оканчивая курс средней школы, учащиеся должны овладеть следующими знаниями: а) историко-литературными: о наиболее существенных особенностях литературных направлений: классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма; о жизни и творчестве писателей; б) теоретико-литературными: о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы; о родах и жанрах литературы; о целостности литературного произведения и его компонентах. Учащиеся должны знать содержание изученных произведений, их оценку критикой и уметь определять свое отношение к авторской позиции; характеризовать главных героев произведения; читать выразительно наизусть и уметь составлять план, тезисы, конспекты критических статей; писать сочинения различных жанров по изученным произведениям. Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Компетентность читателя предполагает: - способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; - готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; - овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; - освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся; В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности. Цель литературного образования определяет его задачи: а) чтение • Чтение литературных произведений, включенных в программу. • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений. • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления. • Чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы. б) анализ • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя в связи с литературным направлением. • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи. • Выявление аллюзий в литературном произведении и объяснение их художественных функций. • Выявление признаков литературного направления (романтизма, реализма) в произведении. • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя. • Выявление стилевых доминант (историзма, документализма, психологизма, гротеска) в литературном произведении. • Целостный анализ эпического, драматического, лирического произведения. • Соотнесение художественного содержания и художественной формы произведения с литературной традицией. • Определение жанровой разновидности произведения (по характеру тематики, проблематики и по структуре). • Анализ тематики и проблематики (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения. в) развитие устной и письменной речи • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведения, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи. • Составление плана и подбор цитат к устной характеристике индивидуального творческого метода и стиля писателя. • Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики. • Сочинение о проблематике (исторической, философской, социальной, нравственной) литературного произведения. • Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием. • Устное рассуждение о сочетании черт разных литературных направлений в произведении. • Реферат об особенностях индивидуального стиля писателя с использованием научной, справочной литературы и ресурсов Интернета. • Сочинение-эссе об актуальности содержания литературного произведения. • Письменный анализ небольшого по объему эпического, лирического, драматического произведения. • Сочинение на литературоведческую тему (анализ произведения в разных аспектах). • Конспектирование литературно-критической статьи. • Рецензия на театральную постановку (инсценировку) или кинематографическую версию драматического (эпического) произведения. ^
Ученик должен уметь:
самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей. ^
|
![]() | Рф (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2009-2010 учебный год, программы средней школы: Русская... | ![]() | Авторы-составители: М. Г. Ахметзянов и др., учебник: «Русская литература: Учебник хрестоматия для 9 кл татар. Сред. Общеобразоват... |
![]() | Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании следующих документов | ![]() | Директор моу«Княбашская /Галимова Р. К. / Моу «Книнская основная обще- начальная школа детский сад» |
![]() | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена по Программе образовательных учреждений. Литература 5-11 класс, В. Я. Коровина,... | ![]() | Рабочая учебная программа по литературе составлена для учащихся 11 класса на основе |
![]() | ![]() | Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории | |
![]() | «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт | ![]() | «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт |