Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории




НазваниеРабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории
страница1/4
Дата публикации06.09.2013
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУЛЬМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Утверждаю Рассмотрено на заседании МС и Рассмотрено

Директор школы согласовано зам. директора по УВР на заседании ШМО

Саляхов Р.В. _________________Ахмитянова Ф.Р.

« » 2011 г « » 2011 г « » 2011 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русской литературе 10 класса

учительницы первой квалификационной категории

Зариповой А.Ш.

^ Пояснительная записка

Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под ред. М.Г.Ахметзянова (2009), учебник:

^ ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 105 ЧАСОВ (3 часа в неделю), на изучение литературы в 10 классе дополнительно выделен 1 час в неделю из школьного компонента. Эти часы используются для изучения изобразительно-выразительных средств языка В календарно-тематическом плане данные часы выделены курсивом.

Основу курса 10 класса составляет чтение и изучение русской литературы XIX века.

В программу включены произведения классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. А. Не­красова, Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К, Тол­стого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

Из зарубежной литературы в программу включены произве­дения В. Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, И.-В. Гете, О. де Бальзака. Завершается курс списком произведений, предлагаемых для бесед на уроках внеклассного чтения.

Такой объем произведений, включенных в программу, пред­полагает разные подходы к их изучению. Крупные эпические и драматические произведения рекомендуется изучать в сокра­щении или избранные главы.

Кроме того, учитель по своему усмотрению при планиро­вании занятий может определять глубину и характер изучения произведений, включенных в программу.

Поскольку литература XIX века изучается в течение одного года, в историко-литературный курс не включены древне­русская литература и литература XVIII века, с которыми уча­щиеся знакомятся в 9 классе. Роман «Евгений Онегин» Пуш­кина, роман «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия Грибоедова «Горе от ума», поэма Гоголя «Мертвые души» перенесены в соответствии со «Стандартом...» в программу 9 класса.

Оканчивая курс средней школы, учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

а) историко-литературными:

о наиболее существенных особенностях литературных направлений: классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма;

о жизни и творчестве писателей;

б) теоретико-литературными:

о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы;

о родах и жанрах литературы;

о целостности литературного произведения и его компо­нентах.

Учащиеся должны знать содержание изученных произве­дений, их оценку критикой и уметь определять свое отношение к авторской позиции;

характеризовать главных героев произведения;

читать выразительно наизусть и уметь составлять план, тезисы, конспекты критических статей;

писать сочинения различных жанров по изученным про­изведениям.

Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

          а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления.
      • Чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы.
      б) анализ
      • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя в связи с литературным направлением.
      • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
      • Выявление аллюзий в литературном произведении и объяснение их художественных функций.
      • Выявление признаков литературного направления (романтизма, реализма) в произведении.
      • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
      • Выявление стилевых доминант (историзма, документализма, психологизма, гротеска) в литературном произведении.
      • Целостный анализ эпического, драматического, лирического произведения.
      • Соотнесение художественного содержания и художественной формы произведения с литературной традицией.
      • Определение жанровой разновидности произведения (по характеру тематики, проблематики и по структуре).
      • Анализ тематики и проблематики (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
      в) развитие устной и письменной речи
      • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведения, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
      • Составление плана и подбор цитат к устной характеристике индивидуального творческого метода и стиля писателя.
      • Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики.
      • Сочинение о проблематике (исторической, философской, социальной, нравственной) литературного произведения.
      • Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием.
      • Устное рассуждение о сочетании черт разных литературных направлений в произведении.
      • Реферат об особенностях индивидуального стиля писателя с использованием научной, справочной литературы и ресурсов Интернета.
      • Сочинение-эссе об актуальности содержания литературного произведения.
      • Письменный анализ небольшого по объему эпического, лирического, драматического произведения.
      • Сочинение на литературоведческую тему (анализ произведения в разных аспектах).
      • Конспектирование литературно-критической статьи.
      • Рецензия на театральную постановку (инсценировку) или кинематографическую версию драматического (эпического) произведения.

^ Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать:



  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XIX веков.

  • основные литературные направления русской литературы XVIII-XIX веков.

  • краткие биографические сведения об изученных писателях.

  • содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.


Ученик должен уметь:

  • находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделять характерные причинно-следственные связи;

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

  • самостоятельно выполнять различные творческие работы;

  • устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средста языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составлять план, тезис, конспект;

  • подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источни­ки информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.

^ Учебно-тематический план

урока

Тема урока

Требования к знаниям и умениям

Тип урока и вид контроля

ИКТ, экология, межпредметные связи, НРК.

Домашнее задание

Дата

По плану

Факт.

Русская литература первой половины XIX века:




















1

Введение.Русская литература первой половины 19 века.

Знать: основные произведения и писателей рус.литературы первой половины 19-го века. Уметь: определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям 19-го века

Изучение нового материала.

Устные ответы учащихся

Связь с историей.

1.Выучить основные понятия романтизма.

2.Прочитать статью в учебнике.







2

Очерк жизни и творчества А.С.Пушкина.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина. Уметь создавать хронологическую канву лекции

Изучение нового материала.

Урок-лекция, беседа.

История: восстание декабристов.

А.С.Пушкин в Казани.

1. Работа по вступительной ст. «Лирика»;2. подготовиться по заданным вопросам.







3

Выразительность речи

Знать: тропы речи, фигуры речи уметь:находить в тексте

^ Совершенствование ЗУН

Комбинированный




Анализ текста







4

Выразительные средства фонетики

Знать: понятия аллитерация и ассонанс уметь:находить в тексте

^ Совершенствование ЗУН

Комбинированный




Анализ текста







5

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина

Знать стихотворения , относящиеся к вольнолюбивой лирике Пушкина, уметь анализировать лирическое произведение

Изучение нового материала.

Урок-лекция, беседа.

Стихотворения Г.Тукая

Научиться выразительно читать стихи.







6-7

«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина.

Уметь: раскрывать вечные темы в творчестве А.С.Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия

Изучение нового материала.

Выразительное чтение;

ответы учащихся




  1. выучить наизусть ст-е «Я памятник себе воздвиг…», «Вновь я посетил…»;

  2. Выразительное чтение стихов;

  3. Читать траг. «Б.Г.»







8

Зачёт по пройденным темам

Уметь:применять полученные ЗУН на практике

^ Контроль ЗУН




Анализ текста







9

А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов»

Знать: историю создания, композицию и язык трагедии

Изучение нового материала Урок-лекция, беседа.




  1. Читать «М.всадник», найти ИЗС







10

А.С.Пушкин. «Медный всадник»




Изучение нового материала Урок-лекция, беседа.




Подготовиться к письменной работе







11

Письменная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Уметь систематизировать полученные ЗУН

Развитие речи. Систематизация ЗУН




Оформить сочинение в тетради.







12

Выразительные словообразова-тельные средства

Знать:понятие индивидуальные новообразования,использование выразительной возможности аффиксов, суффиксы субъективной оценки

^ Совершенствование ЗУН

Комбинированный




Анализ текста







13

Художественный мир М,Ю,Лермонтова.

Уметь: раскрывать вечные темы в творчестве М,Ю,Лермонтова : природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия, мотив одиночества

Совершенствование ЗУН

Лермонтов и татарская литература

1.Подготовить связный рассказ «Художественный мир Лермонтова».

2. Принести сборник стихов поэта.







14

Философская лирика поэта

Изучение нового материала.

Урок-лекция, беседа.




  1. выучить наизусть ст-е «Когда волнуется желтеющая нива…»

  2. выразительное чтение стихов







15

Философская лирика поэта

Изучение нового материала.

Урок-лекция, беседа.




  1. анализ стихотворений










16

Любовная лирика поэта

Изучение нового материала.

Урок-лекция, беседа.




  1. выразительное чтение стихов

  2. анализ стихов

  3. подготовиться к сочинению







17

Письменная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

Уметь систематизировать полученные ЗУН







  1. оформить сочинение в тетради

  2. подготовиться к конт.работе







18

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Уметь систематизировать полученные ЗУН







Прочитать ст. на стр. 120

, подготовить сообщение







19

Лексические средства вырази-

тельности

Знать: понятия экспрессивно-книжная лексика, экспрессивная разговорная лексика уметь: находить их и определять роль


Совершенствование ЗУН

Комбинированный




^ Анализ текста







20

Жизненный и творческий путь Н.В Гоголя.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Гоголя. Уметь создавать хронологическую канву лекции

Комбинирован-ный. Урок-лекция, беседа.

Н.В.Гоголь и татарская литература

Прочитать «Невс. проспект», подготовиться по вопросам









21

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя




Изучение нового материала.

Урок-лекция, беседа.

История

  1. читать «Шинель», ответить на вопросы







22

Н.В.Гоголь. «Шинель»




Изучение нового материала Урок-лекция, беседа.




Подготовиться к итоговому уроку







23

Итоговый урок по творчеству Н.В.Гоголя

Уметь: осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить в письменной речи

Изучение нового материала.

Урок-лекция, беседа.




Напис. сочин.-рассужд. По творчеству Н.В.Гоголя







24

Лексические средства вырази-

тельности

Знать:понятие эпитет, уметь:находить в тексте

Совершенствование ЗУН

Комбинированный




^ Анализ текста







25

Русская литература второй половины 20-го века

Знать: основные произведения и писателей рус.литературы второй половины 19-го века. Уметь: определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям 19-го века







Прочитать статью на стр. 185, подготовить связный рассказ








26

А.Н.Островский-создатель русского национального театра.

Знать основные моменты биографии А.Н.Островског, о вкладе драматурга в развитие русского национального театра, о новаторстве. Уметь готовить сообщение об основных этапах биографии




А.Н.Островский в театре им. Качалова.

  1. Прочитать вступительную ст.

  2. 2. читать «Грозу».







27

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении. Уметь: характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения

Изучение нового материала.

Вопросно-ответная форма




1.написать портретную характеристику.

2.наизусть отрывок из драмы.







28

Лексические средства вырази-

тельности

Знать:понятие сравнение уметь:находить в тексте

Совершенствование ЗУН

Комбинированный




^ Анализ текста







29

Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» Островского.

Уметь давать характеристику персонажам, выражать свое отношение к происходящему в пьесе

Совершенствование ЗУН.

Характеристика персонажей




  1. дать хар. Катерине;

2.Прочитать ст. «Луч света в тёмном царстве».







30

Катерина в борьбе за свои человеческие права в пьесе «Гроза».

Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа

Совершенствование ЗУН.

Исследовательская работа




  1. подготовить сжатый пересказ.

  2. Готовиться к сочинению.






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по русской литературе для 7 класса учительницы...
Рф (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2009-2010 учебный год, программы средней школы: Русская...

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по русской литературе для 9 класса учительницы...
Авторы-составители: М. Г. Ахметзянов и др., учебник: «Русская литература: Учебник хрестоматия для 9 кл татар. Сред. Общеобразоват...

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по литературе, 8 класс учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании следующих документов

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса учительницы 1 квалификационной категории
Директор моу«Княбашская /Галимова Р. К. / Моу «Книнская основная обще- начальная школа детский сад»

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 6 класса Кузнецовой Ирины Модестовны...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена по Программе образовательных учреждений. Литература 5-11 класс, В. Я. Коровина,...

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 11 класса учителя I квалификационной категории
Рабочая учебная программа по литературе составлена для учащихся 11 класса на основе

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по предмету “Литературное чтение” для 2 класса...

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 9 классе
Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 7 классе учителя первой квалификационной категории
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт

Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 8 классе учителя первой квалификационной категории
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница