Приложение 1 Литература в помощь учителю




Скачать 49.11 Kb.
НазваниеПриложение 1 Литература в помощь учителю
Дата публикации15.09.2013
Размер49.11 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
Приложение 1

Литература в помощь учителю


  1. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред.кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

  2. Кулев В.В., Такун Ф.И. «Золотая коллекция русского романса». В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: «Современная музыка», 2000.

  3. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: кн. для учащихся ст.классов сред. школ. – М.: Просвещение, 1989.

  4. Музыка: Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

  5. Островский А.Н. Пьесы / Вступ.ст. и коммент. В. Лакшина. – М.: Мир книги, Литература, 2006.

  6. Русская музыкальная литература. Под редакцией Михайлова М.К., Фрид Э.Л. Выпуск IV. Издательство «Музыка», ленинградское отделение, 1977.

  7. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература: Для VI – VII Кл. ДМШ: Учебник. – Переиздание. – М.: Музыка, 1996.

  8. Толстой Л.Н. Пьесы / Авт.предисл. К.Н. Ломунов; Худ. Н.Рытман. – М.: Дет.лит., 1988.

  9. Энциклопедия для детей. Том 7. искусство. Ч.3. музыка. Театр. Кино/ Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001.


Приложение 2
Материалы в помощь учителю
РОМАНС1 – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира и т.д. содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса пришелся на XIX – XX вв. Романсы писали такие мировые музыкальные классики, как Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист. В России – Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Шостакович, Свиридов.

Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII – XIV веков. Песни любовного плана исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – «романс». Жанр романа благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов. В романсах, вероятно, наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа.

В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический, «профессиональный» романс и романс бытовой, любительский (т.е. создаваемый музыкантами-любителями). Первый тип романса развивался по пути утонченности форм и усложнения содержания. Все это отражалось на его вокальной партии и аккомпанементе. Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов. С бытовым романсом – своего рода эстрадной музыкой прошлых времен – обстояло все намного сложнее. Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же, как было сказано, творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

Основателями жанра русского романса принято считать Н.С. Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гурилева, чье творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова.

Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены прежде всего произведениями П.И. Чайковского. Среди них знаменитый романс на стихи А.К. Толстого (по молитве Иоанна Дамаскина) «Благословляю вас, леса», а также глубоко проникновенные лирические романсы «Нет, только тот, кто знал» (на стихи Л. Мея), «Средь шумного бала» (на стихи А.К. Толстого), «Растворил я окно» (на стихи К.Р. – Великого князя Константина Романова). Романс «Мой костер в тумане светит» более близок бытовому романсу или цыганской песне. Творчество Н. Римского-Корсакова (1844 - 1908) представлено любовно-романтическим романсом на стихи А.К. Толстого «Не ветер, вея с высоты…»

Вокальным шедевром по праву считается романс С.Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева.

Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков романтически-страстный романс Л.Малашкина «О, если б мог выразить в звуке» на стихи Г. Лишина, либо задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное». Личность композитора, автора этого романса, музыковедам еще предстоит выяснить, так как в различных изданиях имеются расхождения в инициалах – В. Абаза и А. Абаза. Это еще раз говорит о том, как мало внимания уделялось профессиональным музыковедением «гениальным дилетантам» и профессионалам «второго эшелона».2 К гениальным дилетантам относится и графиня Т.Толстая, оставившая миру несколько высококлассных романсов, один из которых – «Тихо все» – на ее собственные стихи.

От XIX века в наследство достался нам и романс «Нет, не любил он!» А. Гуэрчиа (1831 – 1890) – автора явно романского происхождения. Романс этот, как и многие другие, написан в духе цыганского пения. Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами. Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии А. Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю». Певец и гитарист Н.И. Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией «Слушайте, если хотите» (стихи его же) и «Ночь светла» на стихи Н. Языкова. В некоторых изданиях автором последнего романса считается М.А. Шишкин – певец, гитарист-аккомпаниатор Вари Паниной. К этому же периоду относятся сочинения близких к цыганским кругам аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова, Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс Н.Пашкова (на собственные стихи) «Не уезжай ты, мой голубчик» сочетает в себе мелодические интонации романсов начала XIX века. Романс Н.Зубова «Побудь со мной», получивший «второе рождение» в конце XX века, также находится в русле цыганских песенных традиций.

Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений «Очи черные», «Темно-вишневая шаль». Особенно хочется отметить один анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас». Только благодаря тому, что он сохранился в памяти великого певца И.С. Козловского, который и сделал обработку напева, мы имеем возможность радоваться этому гармоничному во всех смыслах, высочайшего уровня сочинению.


1 Определение дается по кн. Музыка: Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – стр.207.


2 Кулев В.В., Такун Ф.И. «Золотая коллекция русского романса». В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: «Современная музыка», 2000 – стр.6.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconМетодическое пособие «В помощь учителю» Жукова Татьяна Викторовна
М 54 Методическое пособие «В помощь учителю»/ Составитель: Жукова Т. В., Сцро, имц, Сочи, 2007, – 52с

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconОлдос Хаксли Двери восприятия, Рай и ад
Рай и ад рай и ад предисловие приложение I приложение II приложение III приложение IV приложение V приложение VI приложение VII приложение...

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconКонкурсная программа для читателей младшего школьного возраста по...
Галушко, Н. В. «Денискина викторина». Конкурсная программа для читателей младшего школьного возраста по произведениям Виктора Юзефовича...

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconВ помощь учителю
...

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconВ помощь учителю предметнику: образовательные ресурсы Интернета
В брошюре представлены адреса сайтов с полезными учебно-методическими материалами по конкретным предметам

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconНа уроках русского языка в школе
...

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconСеминар для учителей — предметников Новые информационные технологии...
Спо. Линукс на рм ученика (Кустанович Л. Р., Кузнецова И. Н., Сидоров В. И.) к/класс 211

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconК оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
Е. А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2 1, 2, приложение— 1,2, 3); Ю. Ю. Белякова (гл. 1); М. В. Браткова (гл. 2)

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconКоррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
Е. А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2 1, 2, приложение— 1,2, 3); Ю. Ю. Белякова (гл. 1); М. В. Браткова (гл. 2)

Приложение 1 Литература в помощь учителю iconПоурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница