Скачать 328.96 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Программа дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем русской литературы второй половины ХIХ века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур. Курс читается по авторской программе, которая многосторонне обосновывает хронологические рамки курса и его внутреннюю периодизацию. Программа курса «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, нацелена на создание мотивации для самостоятельного труда в научном поиске. В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, акцент при изучении данного курса делается на самоценности литературного явления как концентрированного выражения духовно-эстетического опыта в художественном слове. «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения русской литературы XIX века. Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формировании представления о русской литературе второй половины ХIХ века, ее разнообразных тенденциях и направлениях; изучении литературного процесса в его динамике. Для достижения поставленной цели в рамках курса предполагается решение следующих задач: понимание общественного и нравственного потенциала русской литературы XIX века, овладение принципами исторического мышления, умение видеть ход истории в художественных открытиях писателей; знания своеобразия русского реализма – неповторимости, оригинальности художественной системы каждого писателя и вместе с тем выявление общих закономерностей, в которых выразился дух времени; освоение жанровой динамики в творчестве каждого писателя и в целом литературы второй половины XIX века; совершенствование навыков анализа художественного текста в соответствии с «кодом» его эстетической направленности 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 1. Владение методологией, историей, основными концепциями описания литературного процесса; 2. Знание истории, общих закономерностей, основных этапов и перспектив развития мировой литературы, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой мысли; 3. Владение сравнительно-историческим методом изучения национальных литератур; 4. Умение анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов; 5. Владение различными приемами интерпретации художественных текстов (художественными, критико-публицистическими и литературоведческими); 6. Профессиональнограмотное и коммуникативноцелесообразное владение русским языком. В результате изучения курса предполагается формирование целостного впечатления о литературном процессе и месте отдельных индивидуальностей в русской литературе второй половины XIX века; создание прочного теоретического и методологического основания для соотнесения явлений литературы с процессами философского, духовного, эстетического характера, для изучения межкультурных и межлитературных связей (диалог русской и западноевропейской литературных традиций); закрепление навыков историко-литературного, эстетического анализа художественного произведения, его интерпретации. ^
^ 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
5. Лабораторный практикум Не предусмотрен 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература а. Основная литература:
б. Дополнительная литература:
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины 1. Книжный фонд кафедры литературы, библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина, научной библиотеки ТГУ; 2. Художественные тексты по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» в электронном варианте; 3. Тестовые задания по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» – разработчик А.Н. Кошечко. 7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины 1. Видеомагнитофон; 2. CD- и DVD-проигрыватель; 3. Телевизор или видеодвойка; 4. Компьютерный класс; 5. Набор учебных и художественных видеофильмов; 6. Зал для просмотра видео, CD- и DVD-фильмов. Видеотека: «Подросток» (6 серий). «Белые ночи». «Накануне». «Чайка». |
![]() | Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология» |
![]() | В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... | ![]() | В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... |
![]() | Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ![]() | Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... |
![]() | Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ![]() | В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... |