Творческий проект: «Песня – душа народа»




Скачать 154.48 Kb.
НазваниеТворческий проект: «Песня – душа народа»
Дата публикации18.09.2013
Размер154.48 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств» г. Нарьян-Мара

ТВОРЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ:

«Песня – душа народа»

http://img01.chitalnya.ru/upload/406/2039496460929.jpg

Руководитель проекта:

Черняева Любовь

Леонидовна – преподаватель

ДШИ г. Нарьян-Мара по

классу домры

г. Нарьян-Мар

2013 год

Содержание.



Проектное портфолио 2

Пояснительная записка 5

Этапы реализации проекта 9

Содержание проекта. 10

Критерии результативности: 12

Заключение. 13

Критерии успешности реализации проекта: 14

Используемая литература. 15

Приложение № 1 16


^

Проектное портфолио


Наименование

учреждения

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»,166000,

НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского д.24,8(81853)4-20-55

Руководитель

учреждения

Пудовкина Ирина Олеговна

Тип и наименование

проекта

Творческий проект «Песня-душа народа».

Предметно-содержательная

область

Моно проект

Характер

координации проекта

Непосредственный (гибкий)

Разработчик проекта

Преподаватель струнно-народного отделения по классу домры

Черняева Любовь Леонидовна

Характер контактов

Количество участников

Среди участников образовательного процесса.

1.Черняева Л.Л.(координатор проекта)

2.Учащиеся младших классов преподавателя Черняевой Л.Л.

(9 человек)

3.Концертмейстеры: Верещагина Е.А.,Рогачева Л.В., Козицина Е.Ю., Артемьева Т.С.

4.Учащиеся старших классов преподавателя Черняевой Л.Л.:

Трифонова Ира, Канюкова Алена, Бережных Марина, Остальцева Ксения,Лыченко Надя.

Основные цели проекта

Приобщение современных школьников к национальному

культурному наследию. Создание условий для развития творческой активности учащихся через метод проекта.

Основные задачи проекта

Обучающие:

-Обучить учащихся умению планировать свою работу.

-Формировать навык сбора и обработки информации

-Формировать интерес к самостоятельной работе.

Развивающие:

-Знакомство с историей возникновения и развития жанра русской песни.

-Развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как юные артисты.

-Подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные:

-Воспитание через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры (русской песни).

-Воспитание уважения к традициям своей страны, умения работать в творческой группе.

Практические:

-Подбор материала и подготовка сценария конкурса «Песня-душа народа».

-Подготовка музыкальных номеров.

-Проведение конкурса.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный- 3 месяца.

Место проведения

МБОУ «СОШ №1» г .Нарьян-Мара

Ожидаемые результаты

Реализации проекта

Конкурс «Песня-душа народа» на лучшее исполнение обработки русской народной песни .

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей, качества результата. Приобретенные знания, умения, навыки.

Проведение опроса участниками проекта среди зрителей.


^

Пояснительная записка



Музыкальная народная культура является

тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение, взяв лучшее

из прошлого, сделает лучшим будущее.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. И очень важно чтобы этот источник был наполнен мелодиями, песнями русской народной культуры.

Конечно, мы знаем что ребенок, обучающийся в детской школе искусств, должен воспитываться на произведениях композиторов классиков, на лучших образцах мирового наследия классической культуры. Но у детей младшего школьного возраста при восприятии серьезной музыки возникают затруднения если у них отсутствует первоначальный музыкальный опыт, основанный на впечатлениях от соприкосновения с национальной русской музыкой. Без этого у ребенка не сформируются эмоционально – слуховые представления и мотивация к познанию. Народная музыка подготавливает ребенка к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая музыка» начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления. Постепенно ребенок готов осмысленно воспринимать музыку самых разных направлений и стилей.

Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве происходит очищение души. Входя в мир народной музыки, народной песни, ребенок подсознательно ощущает в себе « зов предков». Характерные для русской народной культуры мелодии, интонации, распевы « пронизывают его насквозь». Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка, в частности русская народная песня, придает этому процессу социализации детей большую естественность.

К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни. Для современных масс медиа русская песня оказалась « вне формата». Все это великая беда, которая явилась результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на данном этапе. Среда, в которой растут дети, представляет хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура, а именно русская народная песня.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если русский народ перестанет петь, исполнять свои песни, то он перестанет существовать как нация. Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами не помнящими родства.

Поэтому в настоящее время особенно актуальным является включение в образовательный процесс многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, русской песни.

Русская национальная культура включает в себя много составляющих: язык, литература, танцы, песни и, конечно, русские народные музыкальные инструменты - балалайка, домра. Именно домра и балалайка, как никакие другие инструменты, способны передать глубину и широту русской песни. Дети, обучающиеся на русских народных инструментах должны знать и чувствовать особенность и исключительность этих инстументов. Репертуар учащихся обязательно должен включать в себя обработки русских народных мелодий и песен.

Это явилось основанием для разработки проекта «Песня – душа народа» - конкурса на лучшее исполнение обработки русской народной песни среди учащихся младших классов. Организаторами и ответственными за подготовку конкурса выступают учащиеся старших классов.

Конечной целью проекта является, чтобы русская песня вошла в их жизнь и помогла в формировании национального самосознания и характера, формируя менталитет, свойственный русскому народу.

По свидетельству И.А. Ильина, ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Песня несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Русская песня научит его первому одухотворению душевного естества по - русски; песня даст ему первое « не –животное» счастье по – русски. «Русская песня,- писал он, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».

^ Цели творческого проекта: Приобщение современных школьников к национальному культурному наследию. Создание условий для развития творческой активности через метод проекта.

^ Задачи: Обучающие:

-Обучить учащихся умению планировать свою работу.

-Формировать навык сбора и обработки информации.

-Формировать интерес к самостоятельной работе.
Развивающие:

-Знакомство с историей и возникновения и развития жанра русской песни.

-Развитие коммуникативных навыков и умения вести себя на публике ,как исполнители.

-Развитие культуры поведения и общения.

-Подготовка к социализации в обществе.
Воспитательные:

-Воспитание через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры (русской песни).

-Воспитание уважения к культуре своей страны.

-Развитие организаторских навыков, умения работать в творческой группе, в коллективе с разновозрастным составом.
Практические:

-Подготовка сценария конкурса для учащихся младших классов «Песня-душа народа».

-Подготовка музыкальных номеров.

-Проведение конкурса, церемонии награждения.
^ Задачи для детей:

-Разработать положение конкурса на лучшее исполнение русской народной песни «Песня-душа народа».

-Написать сценарий конкурса.

-Оформить сцену.

-Подготовить ведущих конкурса.

-Пригласить членов жюри, родителей участников, зрителей.

-Приобрести призы для участников конкурса.

-Провести конкурс, церемонию награждения.
^ Задачи для педагога:

-Максимальное вовлечение детей в творческий процесс.

-Развивать коммуникативное поведение детей, обеспечить взаимопонимание между всеми участниками.

-Познакомить детей с алгоритмом написания положения о конкурсе, сценарного плана.

-Выявить организаторские способности детей.

-Подготовить с конкурсантами творческие номера.

-Сплотить коллектив класса.

-Развить у детей эстетический вкус, творческое мышление.
^ Результат проекта: Конкурс среди учащихся младших классов на лучшее исполнение обработки русской народной песни «Песня-душа народа».
Место проведения: МБОУ «СОШ № 1»
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое:

-музыкальный инструмент домра

-музыкальный инструмент фортепиано

-кабинет №23 (МБОУ «СОШ № 1№)

-подставка для ноги

-ноты аккомпанементов для концертмейстеров

-грамоты, призы для награждения участников конкурса

^ Кадровое обеспечение:

-преподаватель струнно- народного отделения по классу домры ДШИ г. Нарьян-Мара Черняева Л.Л.

-концертмейстеры ДШИ: Верещагина Е.А., Рогачева Л.В., Козицина Е.Ю.,

Артемьева Т.С..

-учащиеся младших классов преподавателя Черняевой Л.Л.- участники

конкурса.

Учащиеся старших классов преподавателя Черняевой Л.Л.-организаторы конкурса.
^ Срок реализации проекта: долгосрочный- 3 месяца
Слушатели: учащиеся класса Черняевой Л.Л., родители учащихся, администрация, учащиеся ДШИ, преподаватели ДШИ.
Уровень: Школьный


^

Этапы реализации проекта


Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:

Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателя по классу домра Черняевой Л.Л. и его учащихся младших, старших классов. Работа распределяется следующим образом по этапам проекта.


^ Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

(подготовительный)

1.Формулирует проблему (цель), (при постановке цели определяется и продукт проекта);

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию;

3.Формулирует задачу;


  1. Вхождение в проблему;

  2. Вживание в сюжетную ситуацию;

  3. Принятие задачи;

  4. Дополнение задач проекта;

II этап

( основной)

4.Помогает в решении задачи;

5.Помогает спланировать деятельность;

6.Организует деятельность;

7.Готовит с учащимися музыкальные номера;

8.Оказывает практическую помощь ( по необходимости);

9.Направляет и контролирует осуществление проекта;

5.Объединение учащихся в рабочую группу;

6.Распределение амплуа;

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков;

8.Разучивание произведений для участия в конкурсе;

III этап

( итоговый)

10.Готовит и проводит конкурс

«Песня – душа народа»;

9. Представляют зрителям продукт деятельности;




^

Содержание проекта.


I этап (подготовительный)

1.Создание творческой группы. Определяются участники проекта:-преподаватель МБОУ ДОД « Детская школа искусств г. Нарьян – Мара» Черняева Любовь Леонидовна, учащиеся класса преподавателя Черняевой Л.Л.(ученики младших и старших классов).

2.Задача преподавателя Черняевой Л.Л. – руководителя проекта: создать условия, совместно с учащимися сформулировать цель и задачи проекта.

3адача главных действующих лиц проекта – учащихся младших и старших классов, вжиться в проблему, принять и дополнить задачи проекта.

3.Разработка организационного плана проекта (Приложение №1).Изучение положений инструментальных конкурсов, знакомство с алгоритмом написания положения о конкурсе, сценария. Оценка масштаба предстоящего мероприятия.

4.Выбор обработок русских народных песен для учащихся младших классов, учитывая возрастные и технические возможности учащихся, наличие нотной литературы.
II этап (основной)

(Совместно с преподавателем)

1.Распределение обязанностей между участниками проекта.

2.Поиск материалов о жанре «русская песня».

3.Подготовка концертных номеров.

4.Разработка, утверждение и изготовление пригласительных билетов, дипломов, приобретение призов для награждения участников конкурса.

5.Подготовка ведущих конкурса.

6.Разработка сценария конкурса.

7. Разработка анкеты для родителей об отношении к теме конкурса – русской народной песни.

8.Оформление сцены, подготовка материально – технического оснащения для проведения конкурса.

9.Формирование жюри конкурса.
III этап (итоговый)

На данном этапе происходит проведение конкурса «Песня – душа народа» на лучшее исполнение обработок народных песен среди учащихся младших классов.

Проводится рефлексия:

1.Проведение опроса участниками проекта среди зрителей о впечатлениях о конкурсе.

2.Самоонализ выступления учащихся на конкурсе.

3.Саморефлексия: понравилась ли учащимся самостоятельная подготовка и проведение конкурса.

4. Анкета для родителей участников конкурса об отношении к теме конкурса – русской народной песне.


.

^

Критерии результативности:


- доступность для восприятия учащимися младших классов информации о жанре русской народной песни.

- уровень исполнения обработок русских народных песен учащимися младших классов.

- эмоциональность и образность исполнения.

-культура поведения учащихся во время проведения конкурса (внешний вид, собранность, отношение к слушателям).

- объем самостоятельной работы учащихся старших классов при подготовке к проведению конкурса.

Заключение.


Проект « Песня – душа народа» имеет практическую направленность и может планироваться к применению для работы в образовательном учреждении на внутриклассном, школьном, городском и окружном уровне.

В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся, соприкасаются с великим пластом русской культуры – русской народной песней. Становятся ближе к истокам русской культуры, чувственнее ощущают принадлежность к великой нации – русский народ. Непосредственные участники конкурса – учащиеся младших классов обогащают свой репертуар русской народной песней в обработке современных авторов, учатся тонко передавать настроение, динамику и характер песни. Их исполнение дополняет информация учащихся старших классов о жанре русской народной песни. Эта связь дает возможность более глубоко почувствовать величие жанра и роль русской песни для русского человека.

В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность реализовать свои организаторские способности, формируется навык умения работы в творческой группе, в коллективе с разновозрастным составом. Воспитывается интерес и позитивное отношение к самостоятельной работе, появляется чувство ответственности за общий результат. Создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления. Происходит накопление эмоционально-слуховых ощущений, основанных на интонации русской песни, появляется мотивация к дальнейшему творчеству, формируется чувство патриотизма, любви к Родине.


^

Критерии успешности реализации проекта:


В процессе реализации проекта у учащихся формируются новые навыки и качества.

Творческие навыки – способность почувствовать и создать музыкальный образ, предложенный в названии русской песни ( название песни, слова, темп, штрихи, динамика) – для учащихся младших классов. Доступно, интересно изложить материал о жанре русской песни, творчески подойти к оформлению сцены, созданию соответствующего настроения праздника – для учащихся старших классов.

^ Коммуникативные навыки – способность к работе в творческой группе с разновозрастным составом. Укрепление связей учащихся и преподавателя.

Толерантность – способность к восприятию полярного мнения. Уважительное отношение к творческим возможностям и способностям товарищей.

Патриотизм – приобщение к жанру русской народной песни, воспитание национального характера, становление потребности в исполнение русской народной музыки. Воспитание чувства гордости за русский народ, ощущения принадлежности к великой нации.


^

Используемая литература.


1.Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993.

2..Ильин И.А. Путь духовного обновления.- М.,1993.

3.Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. – М.,1996.

4.КопаловВ.И. 1150-летие России: от истоков до современности (862 – 2012). – Екатеринбург,2012.

5.Коринфский А.А. Народная Русь.- Самара,1995.

6.Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. – М.,1984.

7.Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М.,2001.

8.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. – Волгоград,2009.

^

Приложение № 1


Организационный план творческого проекта

«Песня – душа народа».


Проектное мероприятие

Ответственный участник

реализации проекта

Организационное собрание с участниками проекта

(составить план совместных действий)

Преподаватель МБОУ

ДОД ДШИ

Черняева Л.Л.

Изучение положений инструментальных конкурсов, разработка положения конкурса «Песня – душа народа»

Трифонова Ира

Написание сценария конкурса

Остальцева Ксюша

Изготовление афиши конкурса

Лыченко Надя

Разработка пригласительных билетов ,приобрете-

ние призов для участников конкурса

Канюкова Алена


Разработка анкеты для родителей

Бережных Марина

Подготовка и оформление сцены

Бережных Марина

Подготовка участников конкурса

Черняева Л.Л.

Сбор материала и подготовка сообщения о жанре

русской народной песни

Канюкова Алена

Трифонова Ира

Проведение конкурса

Канюкова Алена

Трифонова Ира

Черняева Л.Л.

Консультативная помощь, редакция текста

Черняева Л.Л.

Анализ проведения конкурса

Все участники проекта

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconРазработка урока по музыке для 2 класса Тема урока "Народная песня душа народа"
Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному материалу (перспективы и ретроспективы обучения )

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconВ русской песне душа и сила народа: фольклорный урок
В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок. Сценарий/Г. В. Литвиненко, библиотекарь читального зала/Центральная районная...

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconКонспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа»
Урок разработан учителем музыки мбоу сош села Индерка первой квалификационной категории мбоу сош села Индерка

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconСценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы подготовили...
Подготовили и провели педагоги дополнительного образования Сазанова В. П. и Бондар С. Б

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconО проведении творческого конкурса «песня в военной шинели» в мбоу сош №84
Краснодар «Молодёжь Краснодара» в соответствии с положением о проведении военно-спортивной игры «Зарница» в школе ежегодно в рамках...

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconВеликого подвига» (творческий проект) Проект выполнен обучающимися 6 «Б» класса
В настоящее время общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих...

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconКонкурс исследовательских работ обучающихся «Летопись сибирских деревень»
В русском фольклоре много жанров, и один из них – народная песня. Она – частица высокой духовной культуры нашего народа, и то, что...

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconЧто такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг...
Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconОтчет о проведении декады
Творческий вечер с А. Д. Казамкиной, Л. А. Чуваткиной «Сказки и легенды моего народа»

Творческий проект: «Песня – душа народа» iconПроект на тему: «Прогулки по осеннему лесу»
Тема: Педагогический проект «Прогулки по осеннему лесу» ( групповой, творческий, краткосрочный)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница