Скачать 197.95 Kb.
|
МУК ЦБС им. Л. Н. Толстого Октябрьского района Инновационно – методический отдел Информационно – библиографический отдел ![]() МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ Авторы: Михайлова Н. И. Бакович О. Н. Фомичева И. Б. Щетинина М. В. ![]() Новосибирск 2006 27.09.06 Семинар «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ - ВРЕМЯ ДОБРОГО ОБЩЕНИЯ» ![]() План.
![]() /Материалы к семинару/. Первая детская книжка в руках мамы, папы, бабушки, дедушки – с этого начинается семейное чтение, и именно с этого начинается Читатель. Т. В. Степичева, СПб. гл.университет культуры и искусств. Семейное чтение – давняя русская традиция. В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. Дети вообще существовали в то время и в таких семьях отдельно от родителей. Говорили родителям «Вы», приходили утром пожелать папеньке или маменьке «Доброго утра», а вечером – «Доброй ночи». Зачастую няня или гувернантка была такому ребенку ближе, чем собственная мама, и играла в его жизни большую роль. Поэтому и первые сказки ребёнок слышал от няни, и первые книжки читала ему не мама. Общение с родителями начиналось позже, когда ребенок подрастал, поступал в гимназию или иное учебное заведение, приобретал статус взрослого. Тогда же он становился участником совместных чтений на взрослой половине. Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х годах во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея в необходимости возрождения семейного чтения? Один из напрашивающихся ответов – дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению. Но семейное чтение – это не чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, к которому дети допускаются лишь по мере взросления. Однако в наш суматошный век трудно выделить время для чтения вслух, да и само по себе это занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь – возможность творчества и выбора. Ведь Вы сами выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Это театр одного актера, в котором только от Вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей, слушателей, ваших домашних. Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Есть возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией. Почему Ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит Вас почитать ему вслух? Просто он хочет, чтобы Вы были рядом. Вы, а не телевизор. Поэтому стоит найти возможность (может быть, на даче) и почитать своим домашним что-нибудь любимое, обязательно любимое. Не рассматривайте книгу как повод для воспитания, не превращайте совместные чтения в университет культуры с зачетами и экзаменами, не ждите нужной Вам реакции на прочитанное. Художественная литература всегда была средством общения – автора и читателя, читающего и слушающего. Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, для обсуждения, неспешного размышления, когда в процессе общения рождается несуществовавшее до этого знание, а не просто усваивается информация. Чтение вслух – это в первую очередь радость. От любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного. Нельзя не вспомнить о чтении в семье императора Николая II. Близко знавший внутреннюю жизнь царской семьи генерал А. А. Мосолов в своих воспоминаниях напишет: «Особенно соблюдались часы вечернего чтения. Трудно себе представить что-либо, что могло бы заставить государыню отказаться хотя бы на один вечер от этих чтений с глазу на глаз у камина. Царь читал мастерски и на многих языках: по-русски, по-английски, по-французски и по-немецки. Этот язык был ему менее известен». Совместное чтение царской четы во многом похоже на семейное чтение многих других русских семей того времени и все же имеет неуловимое отличие. Несмотря на страшную занятость императора, чтение откладывалось только в самых экстренных случаях, книги для чтения проходили двойной отбор сначала библиотекаря, затем самого Николая Александровича (Примеры см. в жур. «Школьная библиотека». –2004. - № 4) Книги для чтения выбирались не только исходя из собственных предпочтений, но и из соображений внешнего характера. Неслучайно, что предпочтение при выборе отдавалось русской художественной литературе или романам из русской истории. Перемены, произошедшие в жизни царской семьи после отречения в феврале 1917 года, сказались и на репертуаре семейного чтения («Школьная библиотека». – 2006. - № 4). Последняя запись в дневнике императрицы от 16 июля: «Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала Святого Пророка Амоса и Пророка Авдия». Ночью 17 июля их не стало. «Смысл брака в том, чтобы приносить радость, - выписывает Александра Федоровна из прочитанной книги. – Подразумевается полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве». И наша с Вами задача не в поиске сенсаций, но в попытке понять истоки и основу их неослабевающей любви к друг другу, которая может научить нас сегодняшних приносить кому-то радость. Можно привести еще несколько ярких примеров из детства Л. Н. Толстого, который вспоминает, что, будучи 5-летним ребенком, он приходил к бабушке слушать сказки, которые рассказывал крепостной Лев Степаныч. Это был старый и слепой старик, но «вследствие свойственной слепым необыкновенной памяти, мог слово в слово рассказывать сказки после того, как их раза два прочитывали ему». Занятия с отцом также доставляли много радости маленькому Лёве. «Помню, как он раз заставил меня прочесть ему полюбившиеся мне и выученные мною наизусть стихи Пушкина «К морю»: «Прощай свободная стихия» и «Наполеон»… Его поразил, очевидно, тот пафос, с которым я произносил эти стихи, и он, прослушав меня, как-то значительно переглянулся с бывшим тут Языковым. Я понял, что он что-то хорошее видит в этом моём чтении, и был очень счастлив этим» (Толстой И. В. «Особенно радостны детские годы…//И. В. Толстой. Свет Ясной Поляны. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С.103-108). И, конечно, очень хочется, чтобы традиция семейного чтения не «канула в Лету». Книги, которые передавались из поколения в поколение, которые перечитывались по много раз, дают не только великое обучение грамоте речи и письма, но и «грамоте души». Практика показывает, что в семье доминируют авторитарные взаимоотношения. Родители неправильно понимают смысл семейного чтения, игнорируя главное: доверительность, доброжелательность, эмоционально - положительное общение взрослого и ребенка. В отношениях родителей и детей воспитание, как цель общения, всегда ясно осознается взрослыми и последовательно ими реализуется Таким образом, мы рассматриваем семейное чтение как изначально воспитательный процесс, с особой спецификой общения читателя – ребенка и родителей, близких ему людей, которым он доверяет. Ребенок – читатель ждет от взрослого совместного сопереживания, искреннего интереса, желания читательского общения с ним. Именно в этом случае будет достигнуто сотрудничество в процессе совместного семейного чтения. Исходя из вышесказанного и опираясь на принципы педагогического сотворчества, мы определяем семейное чтение как совместную читательскую деятельность семьи в условиях творческого «интегрированного» общения ребенка и родителей, направленную на нравственно – эстетическое развитие личности ребенка. Материал подготовлен зав. ИМО Михайловой Н. И. ![]() Всероссийский конгресс «В защиту чтения» (Москва, сентябрь 2001 г.) констатировал наличие кризиса детского чтения в нашей стране. Современные дети читают мало, а у тех, кто еще не потерял этот вкус – крайне бедный круг интересов. Это – комиксы, ужастики, детективы и т.п. литература, ориентированная на развлечение и бездумие. В чём причина кризиса? Многие люди винят телевидение и компьютер, но это ошибочное мнение, и оно отвлекает от настоящей причины! Распалась государственная система руководства детским чтением, которая обеспечивала воспитание самого читающего народа в мире. Школа сосредоточила все усилия на образовании, отказавшись от воспитательной функции, а потому всё внимание сосредоточила на одной грани руководства детским чтением – информационной, что фактически привело к отказу от книги как средства формирования личности ребёнка: книгой пользуются, с книгой работают, с ней знакомятся, НО НЕ ЧИТАЮТ. Чтение превращено в продолжение уроков, о6но сведено к выборке из печатного текста требуемой информации. Конечно, навыки работы с так называемой деловой книгой необходимы. Но деловое, прагматичное направление, при всей своей важности, вытеснит в руководстве детским чтением нравственный и эстетический аспект. И на этом фоне как никогда прежде остро встал вопрос о помощи детям в усвоении нравственного содержания книг. Ребёнок воспринимает нравственные идеи книг, если они не противоречат, а, наоборот, совпадают с его жизненными представлениями и понятиями. А эти понятия закладываются в семье. В самой природе семейных отношений заложен огромный потенциал, позволяющий родителям создавать реальные условия для организации семейного чтения:
^ – общение с родителями по поводу прочитанного, в процессе читательского общения ребёнок осваивает нравственно – эстетические ценности. ^ : далеко не в каждой семье реализуется её уникальная способность содействовать с помощью совместного чтения целостному развитию личности ребёнка, отвечая его возрастной предрасположенности к общению. Это во многом связано с рядом факторов:
Родители неправильно понимают смысл семейного общения, игнорируя главное:
Родители не различают воспитательный и образовательный аспекты, используя одни и те же приёмы влияния, отбивая интерес к чтению – творчеству. Рассматривая семейное чтение как воспитательный процесс, теоретики считают, что оно должно быть направлено на то, чтобы каждый его участник приобщался к мнениям другого, свободно и эмоционально принимал или не принимал их. Элементы общения как социальной деятельности:
Родители – руководители семейного чтения, ребёнок – объект, но чтение – межличностное общение, поэтому объектом и субъектом являются обе стороны. Семейное чтение становится процессом осознанного общения, доставляющего детям и взрослым радость совместного постижения нравственно – эстетических ценностей, самораскрытия, открытия друг друга. Ребёнок – читатель ждёт от взрослого совместного сопереживания, искреннего интереса, желания читательского общения с ним. Именно в этом случае будет достигнуто сотрудничество в процессе совместного семейного чтения. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. В книге Даниэля Пеннака «Как роман» даются следующие советы: 1. Если Вы хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием! Цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Это заблуждение. У него еще слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в 6-7 лет ребёнок с упоением слушает «Робинзона Крузо» (с купюрами), а сам одолеет лишь «Курочку Рябу». Читайте детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться. Конечно, целиком они трудны, но опуская длинные описания и пересказывая отдельные эпизоды, Вы приспособите их к восприятию своего ребёнка. Как это сделать – покажет общение с ним, а может случиться и так, что Вы почувствуете: он еще не дорос до этой книги, и Вы отложите её «на потом». «Толстые книги» – это чтение с продолжением, где остановка на самом интересном месте. Дети ждут продолжения с интересом и нетерпением. Практикуйте такие чтения лет с 5-6-ти, когда ребёнок уже может, полюбив героев, войти в их мир. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте, и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок. Хорошо, если привычка к совместному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае не в самом интересном месте) беседой: всё ли понятно ребёнку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у Вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать- оправдываются ли эти предположения. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращайте беседу о книге в экзамен, избегайте разговора проверочного характера, не заставляйте ребёнка пересказывать. Советы:
А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам «без ума». Это «авторитетное мнение» любимого героя оказывает своё положительной действие. Ребёнок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон. ^ Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать её именно тогда, когда она особенно нужна? Хорошим помощником родителям может стать пособие известного библиографа нашей страны И. Н. Тимофеевой - «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000). ^ Стратегия комплектования домашней библиотеки школьника в значительной степени определяется его учебной программой.
Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учётом его интересов и увлечений. Пусть ребёнок вместе с Вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее. Информация о новых журналах для семейного чтения: «Читайка» (для младших школьников, индекс по каталогу Роспечати 20246, блок «Школьная библиотека»), «Семейное чтение» (для совместного чтения детей и родителей, индекс по каталогу Роспечати 20248, блок «Школьная библиотека»), «Крылья» (индекс по каталогу Роспечати 20247, блок «Школьная библиотека) специально нацелены на поднятие престижа чтения как модного досуга. Вывод: Самое важное, что могут родители посоветовать школьнику – записаться в библиотеку, и на первых порах вместе с ним посещать её. Обращение ребёнка и его родителей в детскую или школьную библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка – лучший путь к чтению ценной литературы. ^ Библиотеке для оказания практической помощи семье необходимо организовать цикл занятий:
[Материал подготовлен методистом по детскому обслуживанию Щетининой М. В.] ![]() Библиотека сегодня должна плодотворно использовать все активные библиотечно – библиографические формы и методы работы в процессе семейного чтения, брать на вооружение новые методики работы с детьми – читателями и их родителями. Библиотека видит свою задачу в содействии такой функции семьи, как организация семейного досуга, передача от поколения к поколению лучших традиций семейного общения, в том числе собственно чтения. В настоящее время для многих родителей юных читателей характерны педагогическая неграмотность, поверхностное знание литературы, адресованной юному читателю, непонимание воспитательной ценности искусства, отсутствие осознания целей руководства чтением детей в семье. Динамика читательского развития родителей, уровень эстетического восприятия литературы находятся в прямой зависимости от степени использования рекомендательной библиографии и степени развития библиографической потребности. Неоспорима полезность проведения анкетирования – диагностики о совместном помещении родителями и детьми библиотеки, в том числе по использованию каталогов и картотек, библиографических пособий и пр. Одним из факторов, тормозящих процесс семейного чтения является отсутствие библиотечно – библиографических навыков (знаний) родителей, что затрудняет работу с книгой, читательское общение. Библиотека в этом направлении должна взять на себя функцию проводника идеи возрождения семейного чтения. Мотивация и предпочтения родителей при выборе книг, методов их рекомендации, в том числе и библиографических, зависят от особенности восприятия произведений как родителями, так и детьми, критерии оценки этих произведений. Книжная выставка, индивидуальная беседа, рекомендательное библиографическое пособие как источники потребности помочь ребенку освоить школьную программу, содержат также возможности ориентации родителей на интеллектуальное, нравственно – эстетическое развитие ребенка – читателя. Сегодня система рекомендательных библиографических пособий для родителей находится в стадии формирования. Развитие этой системы зависит от развития рекомендательной библиографии литературы для детей в целом, от развития литературы для детей, теории и практики руководства их чтением. Особенно благодатным полем могут служить рекомендательные пособия по искусству, этике, патриотической направленности, краеведению и пр. Совместное чтение литературы обогатит ребят и родителей, создаст атмосферу единения, побудит к обсуждению, обмену мнениями, желанию прочитать дополнительную литературу. Активное использование библиотечно – библиографической информации в помощь родителям и детям ведет к сдвигу мотивов руководства чтением детей, побуждает к творческому читательскому семейному общению. Ориентироваться в мире литературы характерно для рекомендательной библиографии в целом. Рекомендательная библиография соединяет в себе критические и психолого – педагогические аспекты анализа художественного или познавательного произведения, библиографическая характеристика произведения должна привлечь к чтению, заинтересовать, побудить к обдумыванию содержания произведения, его самостоятельной оценке. Создание таких рекомендательных пособий, подготовка родителей к работе с ними – задача библиотеки по организации семейного чтения. Рекомендательное пособие подразумевает наличие аннотаций на предлагаемые издания. Детей и подростков в книге всегда привлекают события и люди, обстоятельства и человеческие характеры, проявляющиеся в них. В зависимости от возраста меняется только степень интереса к событиям или образам героев, но внимание к ним присутствует всегда. Задача библиографа – помочь аннотацией направить ребенка на понимание главного, что заложено в книге. [Рекомендации по аннотированию детской литературы См. учебно – методическое пособие: Дулатова А. Н. Аннотирование детской художественной литературы. – М.: Либерея, 2004. – 80 с. (с.25, 27, 29, 33, 46, 49, 50-52, 55, 57-58).] Библиографическое пособие в адрес младших школьников должно учить находить главное в книге, уметь выражать свое отношение к читаемому, помогать воспитывать художественный вкус. Важнейшие задачи – заинтересовать ребенка данной книгой, пробудить интерес к героям, жанру, теме. Наиболее приемлемые формы библиографических пособий для детей младшего и среднего школьного возраста – картотека, указатель, список, беседа. [Важнейшие методы аннотирования книг для читателей детей и подростков см. пособие Дулатовой А. Н.]. Чтение младших школьников менее самостоятельно, чем чтение подростков, больше “управляется” и аннотированное библиографическое пособие является стимулом к самостоятельному выбору книги и закреплению навыков чтения. В библиографической характеристике художественного произведения для подростков отражается гораздо больше аспектов книги, чем в аннотации для детей. У подростков более высокий уровень развития, повышен интерес к приобретению знаний. Для этой группы читатаелей полезна разработка системы пособий, где художественная книга отражалась бы комплексно, во взаимодействии с книгами других отраслей знания и помогла увидеть в художественном произведении источник новых знаний и эстетического наслаждения. Важнейшей особенностью читательского пособия для руководителей чтения является то, что библиограф создает установку на восприятие книги и у взрослого, и у детей, которым этот взрослый рекомендует произведение. Отбирая литературу в пособие, библиограф руководствуется основными критериями эстетики, стремится рекомендовать самые лучшие в идейном и художественном отношении произведения. Библиографическая характеристика в этом случае должна содержать идейно – эстетическую оценку художественного произведения, методические рекомендации по работе с ним среди читателей разного возраста (см. пособие Дулатовой А. Н., с.73 – 74.) При составлении библиографической характеристики научно – познавательных изданий важно учитывать, что интерес к самостоятельному чтению у детей и юношества может вызвать умело преподнесенная занимательная фактографическая информация. Подготовила зав. ИБО Бакович О. Н. ^ в работе с родителями. Библиотеки ищут наиболее активные формы взаимодействия с семьёй в целях активизации влияния на чтение детей и юношества. Это организация в разных регионах страны библиотек семейного чтения. Необходима система целенаправленной рекомендательно – библиографической деятельности, осуществляемой дифференцированно. Успех обеспечить может только взаимная заинтересованность обоих сторон – семьи и библиотеки. Библиотеки различных уровней призваны систематически изучать эффективность библиографического информирования учащихся и руководителей детского, юношеского чтения. Для этого проводят: анализ читательских формуляров (отслеживание влияния тех или иных форм библиографического информирования на книговыдачу, учет выданной литературы с выставок; беседы помогают определить степень удовлетворения потребностей читателей). Может быть использован метод анкетирования учащихся среднего и старшего школьного возраста, а также руководителей их чтения. Выводы, сделанные на основе анализа, позволяют определить основные направления, тематику, содержание библиографической информации, наиболее эффективные формы информирования, в том числе, с применением новых технологий. Совершенствование БИ – повседневная забота детских и юношеских библиотек. [См. Рыбина Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества: Учебное пособие. – М.: Либерея, 2004. – 216 с.] Список литературы.
|
![]() | Самарцы в годы Великой Отечественной войны : Крат рек библиогр указ. / Сост. Н. П. Фомичева; Ред. А. Н. Завальный. Самара, 2000.... | ![]() | Урок-беседа «Информационный ключ к нашему городу»./методист по детскому обслуживанию Щетинина М. В |
![]() | «Энциклопедические библиотечные функции мало востребованы современными читателями» | ![]() | Два педагога обучаются заочно, получают специальное дефектологическое образование: Щетинина Т. Н., Чистякова В. Е.; два педагога... |