Бакович О. Н. Фомичева И. Б. Щетинина М. В




Скачать 197.95 Kb.
НазваниеБакович О. Н. Фомичева И. Б. Щетинина М. В
Дата публикации19.09.2013
Размер197.95 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
МУК ЦБС им. Л. Н. Толстого Октябрьского района

Инновационно – методический отдел

Информационно – библиографический отдел




МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ
Авторы: Михайлова Н. И.

Бакович О. Н.

Фомичева И. Б.

Щетинина М. В.


Новосибирск

2006

27.09.06 Семинар
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ - ВРЕМЯ ДОБРОГО ОБЩЕНИЯ»


План.

  1. История семейного чтения

  2. Родители – руководители семейного чтения.

  3. Семья и библиотека.




/Материалы к семинару/.
Первая детская книжка в руках мамы, папы,

бабушки, дедушки – с этого начинается семейное

чтение, и именно с этого начинается Читатель.

Т. В. Степичева,

СПб. гл.университет культуры и искусств.

Семейное чтение – давняя русская традиция. В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.

Дети вообще существовали в то время и в таких семьях отдельно от родителей. Говорили родителям «Вы», приходили утром пожелать папеньке или маменьке «Доброго утра», а вечером – «Доброй ночи». Зачастую няня или гувернантка была такому ребенку ближе, чем собственная мама, и играла в его жизни большую роль. Поэтому и первые сказки ребёнок слышал от няни, и первые книжки читала ему не мама.

Общение с родителями начиналось позже, когда ребенок подрастал, поступал в гимназию или иное учебное заведение, приобретал статус взрослого. Тогда же он становился участником совместных чтений на взрослой половине. Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы.

Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х годах во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея в необходимости возрождения семейного чтения?

Один из напрашивающихся ответов – дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению. Но семейное чтение – это не чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, к которому дети допускаются лишь по мере взросления.

Однако в наш суматошный век трудно выделить время для чтения вслух, да и само по себе это занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь – возможность творчества и выбора. Ведь Вы сами выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Это театр одного актера, в котором только от Вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей, слушателей, ваших домашних. Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Есть возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

Почему Ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит Вас почитать ему вслух? Просто он хочет, чтобы Вы были рядом. Вы, а не телевизор.

Поэтому стоит найти возможность (может быть, на даче) и почитать своим домашним что-нибудь любимое, обязательно любимое. Не рассматривайте книгу как повод для воспитания, не превращайте совместные чтения в университет культуры с зачетами и экзаменами, не ждите нужной Вам реакции на прочитанное. Художественная литература всегда была средством общения – автора и читателя, читающего и слушающего.

Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, для обсуждения, неспешного размышления, когда в процессе общения рождается несуществовавшее до этого знание, а не просто усваивается информация. Чтение вслух – это в первую очередь радость. От любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного.

Нельзя не вспомнить о чтении в семье императора Николая II. Близко знавший внутреннюю жизнь царской семьи генерал А. А. Мосолов в своих воспоминаниях напишет: «Особенно соблюдались часы вечернего чтения. Трудно себе представить что-либо, что могло бы заставить государыню отказаться хотя бы на один вечер от этих чтений с глазу на глаз у камина. Царь читал мастерски и на многих языках: по-русски, по-английски, по-французски и по-немецки. Этот язык был ему менее известен».

Совместное чтение царской четы во многом похоже на семейное чтение многих других русских семей того времени и все же имеет неуловимое отличие. Несмотря на страшную занятость императора, чтение откладывалось только в самых экстренных случаях, книги для чтения проходили двойной отбор сначала библиотекаря, затем самого Николая Александровича (Примеры см. в жур. «Школьная библиотека». –2004. - № 4)

Книги для чтения выбирались не только исходя из собственных предпочтений, но и из соображений внешнего характера. Неслучайно, что предпочтение при выборе отдавалось русской художественной литературе или романам из русской истории. Перемены, произошедшие в жизни царской семьи после отречения в феврале 1917 года, сказались и на репертуаре семейного чтения («Школьная библиотека». – 2006. - № 4).

Последняя запись в дневнике императрицы от 16 июля: «Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала Святого Пророка Амоса и Пророка Авдия». Ночью 17 июля их не стало.

«Смысл брака в том, чтобы приносить радость, - выписывает Александра Федоровна из прочитанной книги. – Подразумевается полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве».

И наша с Вами задача не в поиске сенсаций, но в попытке понять истоки и основу их неослабевающей любви к друг другу, которая может научить нас сегодняшних приносить кому-то радость.

Можно привести еще несколько ярких примеров из детства Л. Н. Толстого, который вспоминает, что, будучи 5-летним ребенком, он приходил к бабушке слушать сказки, которые рассказывал крепостной Лев Степаныч. Это был старый и слепой старик, но «вследствие свойственной слепым необыкновенной памяти, мог слово в слово рассказывать сказки после того, как их раза два прочитывали ему».

Занятия с отцом также доставляли много радости маленькому Лёве. «Помню, как он раз заставил меня прочесть ему полюбившиеся мне и выученные мною наизусть стихи Пушкина «К морю»: «Прощай свободная стихия» и «Наполеон»… Его поразил, очевидно, тот пафос, с которым я произносил эти стихи, и он, прослушав меня, как-то значительно переглянулся с бывшим тут Языковым. Я понял, что он что-то хорошее видит в этом моём чтении, и был очень счастлив этим» (Толстой И. В. «Особенно радостны детские годы…//И. В. Толстой. Свет Ясной Поляны. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С.103-108).

И, конечно, очень хочется, чтобы традиция семейного чтения не «канула в Лету». Книги, которые передавались из поколения в поколение, которые перечитывались по много раз, дают не только великое обучение грамоте речи и письма, но и «грамоте души».

Практика показывает, что в семье доминируют авторитарные взаимоотношения. Родители неправильно понимают смысл семейного чтения, игнорируя главное: доверительность, доброжелательность, эмоционально - положительное общение взрослого и ребенка.

В отношениях родителей и детей воспитание, как цель общения, всегда ясно осознается взрослыми и последовательно ими реализуется

Таким образом, мы рассматриваем семейное чтение как изначально воспитательный процесс, с особой спецификой общения читателя – ребенка и родителей, близких ему людей, которым он доверяет.

Ребенок – читатель ждет от взрослого совместного сопереживания, искреннего интереса, желания читательского общения с ним. Именно в этом случае будет достигнуто сотрудничество в процессе совместного семейного чтения.

Исходя из вышесказанного и опираясь на принципы педагогического сотворчества, мы определяем семейное чтение как совместную читательскую деятельность семьи в условиях творческого «интегрированного» общения ребенка и родителей, направленную на нравственно – эстетическое развитие личности ребенка.
Материал подготовлен зав. ИМО Михайловой Н. И.




Всероссийский конгресс «В защиту чтения» (Москва, сентябрь 2001 г.) констатировал наличие кризиса детского чтения в нашей стране. Современные дети читают мало, а у тех, кто еще не потерял этот вкус – крайне бедный круг интересов. Это – комиксы, ужастики, детективы и т.п. литература, ориентированная на развлечение и бездумие.

В чём причина кризиса? Многие люди винят телевидение и компьютер, но это ошибочное мнение, и оно отвлекает от настоящей причины!

Распалась государственная система руководства детским чтением, которая обеспечивала воспитание самого читающего народа в мире.

Школа сосредоточила все усилия на образовании, отказавшись от воспитательной функции, а потому всё внимание сосредоточила на одной грани руководства детским чтением – информационной, что фактически привело к отказу от книги как средства формирования личности ребёнка: книгой пользуются, с книгой работают, с ней знакомятся, НО НЕ ЧИТАЮТ.

Чтение превращено в продолжение уроков, о6но сведено к выборке из печатного текста требуемой информации.

Конечно, навыки работы с так называемой деловой книгой необходимы. Но деловое, прагматичное направление, при всей своей важности, вытеснит в руководстве детским чтением нравственный и эстетический аспект. И на этом фоне как никогда прежде остро встал вопрос о помощи детям в усвоении нравственного содержания книг. Ребёнок воспринимает нравственные идеи книг, если они не противоречат, а, наоборот, совпадают с его жизненными представлениями и понятиями. А эти понятия закладываются в семье.
В самой природе семейных отношений заложен огромный потенциал, позволяющий родителям создавать реальные условия для организации семейного чтения:

  • осознанное и уважительное отношение родителей к книге и чтению как жизненно важной деятельности детей;

  • целенаправленная, тактичная и заинтересованная помощь в чтении;

  • разумное распределение времени между чтением и другими видами занятий школьника;

  • помощь в чтении через педагогически направленное, эмоциональное общение, являющееся условием и источником развития личности.

^ Читательское общение – общение с родителями по поводу прочитанного, в процессе читательского общения ребёнок осваивает нравственно – эстетические ценности.

^ НО: далеко не в каждой семье реализуется её уникальная способность содействовать с помощью совместного чтения целостному развитию личности ребёнка, отвечая его возрастной предрасположенности к общению.

Это во многом связано с рядом факторов:

  • некомпетентностью родителей в области литературы,

  • отсутствием у них ББЗ,

  • отсутствием педагогической культуры, культуры чтения.


Родители неправильно понимают смысл семейного общения, игнорируя главное:

  • доверительность

  • доброжелательность

  • эмоционально – положительное общение взрослого и ребёнка.

Родители не различают воспитательный и образовательный аспекты, используя одни и те же приёмы влияния, отбивая интерес к чтению – творчеству.

Рассматривая семейное чтение как воспитательный процесс, теоретики считают, что оно должно быть направлено на то, чтобы каждый его участник приобщался к мнениям другого, свободно и эмоционально принимал или не принимал их.

Элементы общения как социальной деятельности:

  • цель;

  • содержание;

  • средства;

  • результат.

Родители – руководители семейного чтения, ребёнок – объект, но чтение – межличностное общение, поэтому объектом и субъектом являются обе стороны.

Семейное чтение становится процессом осознанного общения, доставляющего детям и взрослым радость совместного постижения нравственно – эстетических ценностей, самораскрытия, открытия друг друга.

Ребёнок – читатель ждёт от взрослого совместного сопереживания, искреннего интереса, желания читательского общения с ним. Именно в этом случае будет достигнуто сотрудничество в процессе совместного семейного чтения.

По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.

В книге Даниэля Пеннака «Как роман» даются следующие советы:

1. Если Вы хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием! Цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним.

Это заблуждение. У него еще слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в 6-7 лет ребёнок с упоением слушает «Робинзона Крузо» (с купюрами), а сам одолеет лишь «Курочку Рябу».

Читайте детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

Конечно, целиком они трудны, но опуская длинные описания и пересказывая отдельные эпизоды, Вы приспособите их к восприятию своего ребёнка. Как это сделать – покажет общение с ним, а может случиться и так, что Вы почувствуете: он еще не дорос до этой книги, и Вы отложите её «на потом».

«Толстые книги» – это чтение с продолжением, где остановка на самом интересном месте. Дети ждут продолжения с интересом и нетерпением. Практикуйте такие чтения лет с 5-6-ти, когда ребёнок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте, и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок.

Хорошо, если привычка к совместному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае не в самом интересном месте) беседой: всё ли понятно ребёнку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у Вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать- оправдываются ли эти предположения.

Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращайте беседу о книге в экзамен, избегайте разговора проверочного характера, не заставляйте ребёнка пересказывать.

Советы:

  1. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым, чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не ущемляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как бы Вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая своё детство позже, он непременно вспомнит часы совместного с Вами чтения, и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

  2. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребёнку прокомментировать свои рисунки.

  3. Способен разжечь любопытство ребёнка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (нет времени!). Заинтересованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.


А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам «без ума». Это «авторитетное мнение» любимого героя оказывает своё положительной действие. Ребёнок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон.
^ Помощники в выборе книг для детского чтения.

Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать её именно тогда, когда она особенно нужна? Хорошим помощником родителям может стать пособие известного библиографа нашей страны И. Н. Тимофеевой - «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000).

^ Книга для школьника в домашнем собрании.

Стратегия комплектования домашней библиотеки школьника в значительной степени определяется его учебной программой.

  1. Ядро семейной библиотеки – классика детской литературы (русские и зарубежные авторы, для младших детей – сказки).

  2. Словари, справочники, энциклопедии. Имея их дома, ребенок в любую минуту может к ним обратиться.

  3. Журналы.

Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учётом его интересов и увлечений. Пусть ребёнок вместе с Вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

Информация о новых журналах для семейного чтения:

«Читайка» (для младших школьников, индекс по каталогу Роспечати 20246, блок «Школьная библиотека»), «Семейное чтение» (для совместного чтения детей и родителей, индекс по каталогу Роспечати 20248, блок «Школьная библиотека»), «Крылья» (индекс по каталогу Роспечати 20247, блок «Школьная библиотека) специально нацелены на поднятие престижа чтения как модного досуга.
Вывод:

Самое важное, что могут родители посоветовать школьнику – записаться в библиотеку, и на первых порах вместе с ним посещать её.

Обращение ребёнка и его родителей в детскую или школьную библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка – лучший путь к чтению ценной литературы.

^ Родители должны понять, что читатель рождается в семье, а для его воспитания нужна хорошая, умная книга.

Библиотеке для оказания практической помощи семье необходимо организовать цикл занятий:

  1. Как выбрать книгу для семейного чтения.

  2. Как читать и обсуждать прочитанное.

  3. Как организовать личную библиотеку школьника.


[Материал подготовлен методистом по детскому обслуживанию

Щетининой М. В.]


Библиотека сегодня должна плодотворно использовать все активные библиотечно – библиографические формы и методы работы в процессе семейного чтения, брать на вооружение новые методики работы с детьми – читателями и их родителями.

Библиотека видит свою задачу в содействии такой функции семьи, как организация семейного досуга, передача от поколения к поколению лучших традиций семейного общения, в том числе собственно чтения.

В настоящее время для многих родителей юных читателей характерны педагогическая неграмотность, поверхностное знание литературы, адресованной юному читателю, непонимание воспитательной ценности искусства, отсутствие осознания целей руководства чтением детей в семье.

Динамика читательского развития родителей, уровень эстетического восприятия литературы находятся в прямой зависимости от степени использования рекомендательной библиографии и степени развития библиографической потребности.

Неоспорима полезность проведения анкетирования – диагностики о совместном помещении родителями и детьми библиотеки, в том числе по использованию каталогов и картотек, библиографических пособий и пр.

Одним из факторов, тормозящих процесс семейного чтения является отсутствие библиотечно – библиографических навыков (знаний) родителей, что затрудняет работу с книгой, читательское общение.

Библиотека в этом направлении должна взять на себя функцию проводника идеи возрождения семейного чтения.

Мотивация и предпочтения родителей при выборе книг, методов их рекомендации, в том числе и библиографических, зависят от особенности восприятия произведений как родителями, так и детьми, критерии оценки этих произведений. Книжная выставка, индивидуальная беседа, рекомендательное библиографическое пособие как источники потребности помочь ребенку освоить школьную программу, содержат также возможности ориентации родителей на интеллектуальное, нравственно – эстетическое развитие ребенка – читателя.

Сегодня система рекомендательных библиографических пособий для родителей находится в стадии формирования. Развитие этой системы зависит от развития рекомендательной библиографии литературы для детей в целом, от развития литературы для детей, теории и практики руководства их чтением. Особенно благодатным полем могут служить рекомендательные пособия по искусству, этике, патриотической направленности, краеведению и пр.

Совместное чтение литературы обогатит ребят и родителей, создаст атмосферу единения, побудит к обсуждению, обмену мнениями, желанию прочитать дополнительную литературу.

Активное использование библиотечно – библиографической информации в помощь родителям и детям ведет к сдвигу мотивов руководства чтением детей, побуждает к творческому читательскому семейному общению. Ориентироваться в мире литературы характерно для рекомендательной библиографии в целом. Рекомендательная библиография соединяет в себе критические и психолого – педагогические аспекты анализа художественного или познавательного произведения, библиографическая характеристика произведения должна привлечь к чтению, заинтересовать, побудить к обдумыванию содержания произведения, его самостоятельной оценке. Создание таких рекомендательных пособий, подготовка родителей к работе с ними – задача библиотеки по организации семейного чтения.

Рекомендательное пособие подразумевает наличие аннотаций на предлагаемые издания.

Детей и подростков в книге всегда привлекают события и люди, обстоятельства и человеческие характеры, проявляющиеся в них. В зависимости от возраста меняется только степень интереса к событиям или образам героев, но внимание к ним присутствует всегда. Задача библиографа – помочь аннотацией направить ребенка на понимание главного, что заложено в книге.

[Рекомендации по аннотированию детской литературы См. учебно – методическое пособие: Дулатова А. Н. Аннотирование детской художественной литературы. – М.: Либерея, 2004. – 80 с. (с.25, 27, 29, 33, 46, 49, 50-52, 55, 57-58).]

Библиографическое пособие в адрес младших школьников должно учить находить главное в книге, уметь выражать свое отношение к читаемому, помогать воспитывать художественный вкус. Важнейшие задачи – заинтересовать ребенка данной книгой, пробудить интерес к героям, жанру, теме.

Наиболее приемлемые формы библиографических пособий для детей младшего и среднего школьного возраста – картотека, указатель, список, беседа.

[Важнейшие методы аннотирования книг для читателей детей и подростков см. пособие Дулатовой А. Н.].

Чтение младших школьников менее самостоятельно, чем чтение подростков, больше “управляется” и аннотированное библиографическое пособие является стимулом к самостоятельному выбору книги и закреплению навыков чтения.

В библиографической характеристике художественного произведения для подростков отражается гораздо больше аспектов книги, чем в аннотации для детей. У подростков более высокий уровень развития, повышен интерес к приобретению знаний. Для этой группы читатаелей полезна разработка системы пособий, где художественная книга отражалась бы комплексно, во взаимодействии с книгами других отраслей знания и помогла увидеть в художественном произведении источник новых знаний и эстетического наслаждения.

Важнейшей особенностью читательского пособия для руководителей чтения является то, что библиограф создает установку на восприятие книги и у взрослого, и у детей, которым этот взрослый рекомендует произведение. Отбирая литературу в пособие, библиограф руководствуется основными критериями эстетики, стремится рекомендовать самые лучшие в идейном и художественном отношении произведения. Библиографическая характеристика в этом случае должна содержать идейно – эстетическую оценку художественного произведения, методические рекомендации по работе с ним среди читателей разного возраста (см. пособие Дулатовой А. Н., с.73 – 74.)

При составлении библиографической характеристики научнопознавательных изданий важно учитывать, что интерес к самостоятельному чтению у детей и юношества может вызвать умело преподнесенная занимательная фактографическая информация.


Подготовила зав. ИБО Бакович О. Н.
^

Использование рекомендательных библиографических пособий


в работе с родителями.
Библиотеки ищут наиболее активные формы взаимодействия с семьёй в целях активизации влияния на чтение детей и юношества. Это организация в разных регионах страны библиотек семейного чтения. Необходима система целенаправленной рекомендательно – библиографической деятельности, осуществляемой дифференцированно. Успех обеспечить может только взаимная заинтересованность обоих сторон – семьи и библиотеки.

Библиотеки различных уровней призваны систематически изучать эффективность библиографического информирования учащихся и руководителей детского, юношеского чтения.

Для этого проводят: анализ читательских формуляров (отслеживание влияния тех или иных форм библиографического информирования на книговыдачу, учет выданной литературы с выставок; беседы помогают определить степень удовлетворения потребностей читателей).

Может быть использован метод анкетирования учащихся среднего и старшего школьного возраста, а также руководителей их чтения.

Выводы, сделанные на основе анализа, позволяют определить основные направления, тематику, содержание библиографической информации, наиболее эффективные формы информирования, в том числе, с применением новых технологий.

Совершенствование БИ – повседневная забота детских и юношеских библиотек.

[См. Рыбина Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества: Учебное пособие. – М.: Либерея, 2004. – 216 с.]

Список литературы.


  1. Библиографические игры, представления: [Дайджест по страницам периодики]. – ЦРБ им. Толстого, МБО. – Новосибирск, 200 .

  2. Библиотечные уроки: [Дайджест по страницам периодики]. – ЦРБ им. Толстого, МБО. – Новосибирск, 200 .

  3. Булышева Е. А. А без телевизора жить можно: Возрождая традиции семейного чтения.//Библиотека. – 2005. - № 1. – С.16-18.

  4. Воронова Н. Мюнхгаузен.//Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 4. – С.106-109. (Рубрика «Библиогид. Парад героев»).

  5. Галактионова А. Ф. Вместе весело шагать по просторам! [Сценарий веселой семейной викторины по школьным предметам]//Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – С.95-98.

  6. Голубева Н. Л. Семейное чтение в детской библиотеке: [Учебно – методическое пособие]. – М.: Либерея, 2006. – 88 с.

  7. Дулатова А. Н. Аннотирование детской художественной литературы: [Учебно – методическое пособие]. – М.: Либерея, 2004. – 80 с.

  8. Как работать с каталогом: [Памятка]. – Новосибирск: МУК ЦБС им. Толстого, 2006. – 6 с.

  9. Логинова Н. В. Лестница, по которой может подняться каждый: [Опыт работы в рамках программ по детскому чтению]//У книжной полки. – 2006. - № 3. – С.98-99.

  10. Малая С. Отечественная история: Древняя Русь и Московское царство: [Список]//Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – с.101 – 107. (По страницам Библиогида. Познавательные книги).

  11. Мяэотс О. Золотые имена детской литературы: Записки о детской литературе. Рубрика «Остров сокровищ»//Библиотека в школе. – 2006. - №6. – с.21-23.

  12. Рыбина Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества: [Учебное пособие]. – М.: Либерея, 2004. – 216 с.

  13. Стахеева В. А. «Приближение к душе»: [Программа чтения для детей]//Школьная библиотека. – 2006. - № 5. – С.4-6.

  14. Степичева Т. В. Семейное чтение. Зачем?//Школьная библиотека. – 2004. - № 2. – С.87-92.

  15. Ступени: Программа семейных чтений./ОДБ им. Л. И. Кузьмина, г. Пермь//Книжки, нитки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. - № 7. – С.3-6 [См. также Книжки, нотки и игрушки… 2001 № 4-7; 2002 № 4-7; 2003 №7-9.]

  16. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000. – 512 с.

  17. Тихомирова И. И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению //Школьная библиотека. – 2005. - № 9-10. – С.4-21.

  18. Толстой И. В. «Особенно радостны детские годы…//И. В. Толстой. Свет Ясной Поляны. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С.103-108.

  19. Шарова С. А., Салова Е. А. Воспитание личности: [Библиографический список]//Мир библиографии. – 2001. - № 1. – С.60-64.

  20. Чижовкина Л. А. Дом моей мечты: [Сценарий семейного праздника в библиотеке]//Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 3. – С.59-61.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бакович О. Н. Фомичева И. Б. Щетинина М. В iconО книгах о войне
Самарцы в годы Великой Отечественной войны : Крат рек библиогр указ. / Сост. Н. П. Фомичева; Ред. А. Н. Завальный. Самара, 2000....

Бакович О. Н. Фомичева И. Б. Щетинина М. В iconПрограмма Дня библиографии «Новосибирск на карте страны»
Урок-беседа «Информационный ключ к нашему городу»./методист по детскому обслуживанию Щетинина М. В

Бакович О. Н. Фомичева И. Б. Щетинина М. В iconПланирование 2013: векторы развития, приоритеты, даты и события года...
«Энциклопедические библиотечные функции мало востребованы современными читателями»

Бакович О. Н. Фомичева И. Б. Щетинина М. В iconАнализ работы по основным направлениям деятельности гбоу ао скош №15 за 2012/2013 учебный год
Два педагога обучаются заочно, получают специальное дефектологическое образование: Щетинина Т. Н., Чистякова В. Е.; два педагога...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница