Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста»




Скачать 103.53 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста»
Дата публикации20.09.2013
Размер103.53 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


рабочая Программа учебной дисциплины
ДПП.Р.02 Литературное краеведение


1. Цели и задачи дисциплины

Цель

- изучить историю формирования и развития «сибирского текста» в русской литературе.

Задачи

- изучить основные этапы становления и развития «сибирского текста»;

- сформировать представление о «сибирском тексте» как феномене русской литературы XVIII-XX веков;

- познакомить с творчеством писателей XIX-XX веков, обращавшихся к «сибирской» теме;

- пробудить интерес к проблемам региональной литературы;

- познакомить с творчеством писателей - томичей;

- изучить тексты, имеющие отношение к краеведческой тематике;

- развить научно-творческие навыки студента, способствующие самостоятельной работе с художественными текстами.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате работы над курсом студент должен:

Знать: - основные термины и понятия, изучаемые в разделах курса;

- основные этапы развития региональной литературы;

- литературные произведения выдающихся писателей XIX-XX веков, посвященных региональной тематике.

Уметь: - анализировать памятники русской литературы XIX-XX в;

- ориентироваться в историко-культурном, литературном контексте;

- правильно использовать термины и понятия, изучаемые в рамках курса.

^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

100

9

9

Аудиторные занятия

42

Лекции

42

Практические занятия (ПЗ)




Самостоятельная работа

58

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет


^ 4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Самостоятельная работа

1.

«Мифологема Сибири» в творчестве русских писателей XVIII-XIX веков.

8


9

2.

Проблема областничества и народническая литература.

6

9

3.

«Сибирский текст» в литературе XX века.

8

10

4.

Топонимические предания о городе Томске.

4

9

5.

Творчество писателей-сибиряков второй половины XX – начала XXI века.

10

15

6.

Методика краеведческой работы в школе.

6

6


^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Русские писатели в Томске / гл. редактор А.С. Янушкевич. – Томск: Водолей, 1996. - 192 с.

  2. Казаркин, А.П Русская литература Сибири: XX век: программа спецкурса / А. П. Казаркин. - Томск : изд.-во ТГУ, 2002. – 32 c.

  3. Заплавный, Сергей. Томские сказания. Томск, 2007. - 230 с.

б) дополнительная литература

  1. Азадовский, М. К. Сибирские страницы: Статьи, рецензии, письма / М. К. Азадовский. - Иркутск, 1988. - 203 с.

  2. Сибирь в контексте мировой культуры. Опыт самоописания : коллективная монография. - Томск : Сибирика, 2003. - 215 с.

  3. Очерки русской литературы Сибири : в 2-х т. Новосибирск, 1982. Т.1-Т.2

  4. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / под общей редакцией Л. М.Мосоловой. СПб : Лань, 2001. - 288 с.

  5. Серебренников, Н. В. Опыт формирования областнической литературы. Томск : ТГУ, 2004. - 308 с.

  6. «Сибирская газета» в воспоминаниях современников / Вст. статья, подгот. текста и комментарии Н. В. Жиляковой. Науч. ред. Н. М.Дмитриенко. Томск : изд-во НТЛ, 2004. - 200 с.

  7. Жили да были: Фольклор и обряды томских сибиряков / Собиратель, составитель и автор комментариев П. Е.Бардина. - Томск, 1997.

в) художественные тесты

  1. Наумов, Н. И. Рассказы. (любое издание)

  2. Потанин, Н. Г. Тайжане. Томск, 1997

  3. Русские народные бытовые сказки Сибири. Новосибирск, 1985.

  4. Русские народные сатирические сказки Сибири. Новосибирск, 1981.

  5. Русские народные сказки Сибири о чудесном коне. / Сост. Р. П.Матвеева. Новосибирск, 1984.

  6. Сибирские сказки. / Записаны Н. С. Коровкиным от А. С.Кожемякиной. Новосибирск, 1973.

  7. Сказания земли Томской. Хрестоматия / Сост. П. Е.Бардина и др. Томск, ТГПУ, 2004.

  8. Томские сказания./ В обработке Н. В. Татаурова. Томск, 1993.

  9. Федоров-Омулевский, И. В. Шаг за шагом. Роман, рассказы. Иркутск, 1983.

  10. Халфина, М. Рассказы, повести (любое издание).

  11. Шишков, В. Я. Угрюм-река (любое издание). По Чуйскому тракту. Чуйские были. Бабушка потерялась. Тайга (любое издание).

  12. Радищев, А. Н. Записки путешествия в Сибирь. Дневник путешествия из Сибири (любое издание).

  13. Станюкович, К. М. Морские рассказы. Не столь отдаленные места (любое издание).

  14. Наумов, Н. И. Сила солому ломит (любое издание).

  15. Чехов, А. П. Из Сибири (любое издание).

  16. Каленова, Т. Университетская роща (любое издание).

  17. Липатов, В. Игорь Саввович (любое издание).

  18. Гартунг, Л. Зори не гаснут (любое издание).

  19. Клюев, Н. Стихи (любое издание

^ 6.2. Средства обеспечения дисциплины:

Книжный фонд библиотеки ТГПУ, НБ ТГУ, библиотеки им. А.С. Пушкина.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Музеи г. Томска: музей славянской мифологии, музей деревянного зодчества, Томский художественный музей, Томский краеведческий музей, музей редкой книги и т.д. DVD-проигрыватель, диски с записями о Томске, с фильмами – экранизациями художественных произведений томских писателей.

^ 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1.. Методические рекомендации преподавателю

Курс «Литературное краеведение» занимает особое место в ряду филологических дисциплин, предполагая не только теоретическое, но и практическое знакомство с пространством бытования литературных текстов. В связи с этим студентам предлагается посетить музеи г. Томска, организовывать встречи с писателями и поэтами города, В рамках курса предполагается проведение очных (или заочных) экскурсий по городу, литературных гостиных с участием томских писателей.

^ 8.2. Методические указания для студентов

8.2.1. Примерный перечень тем для самостоятельного изучения дисциплины:

1. Томская земля в очерковой литературе, записках, дневниках писателей Путевые, дневниковые, очерковые записки писателей, бывших в Томске

2. Топонимические предания о Томской области

3. Легенда о старце Федоре Кузьмиче

4. Чтение художественной литературы: Радищев А.Н. Записки путешествия в Сибирь. Дневник путешествия из Сибири; Станюкович К.М. Морские рассказы. Не столь отдаленные места; Наумов Н.И. Сила солому ломит; Шишков В.Я. По Чуйскому тракту. Чуйские были. Бабушка потерялась. Тайга; Чехов А.П. Из Сибири; Каленова Т. Университетская роща; Липатов В. Игорь Саввович; Гартунг Л. Зори не гаснут; Халфина М. Мачеха. Безотцовщина. Другие рассказы; Клюев Н. Стихи

5. Организация литературно-краеведческой работы в школе. Встреча с писателем земли Томской (по выбору). Письменные задания на литературно-краеведческом материале. Литературно-краеведческие викторины и олимпиады. Литературно-краеведческие вечера. Литературная экскурсия по г. Томску. Очная или заочная экскурсия:

^ 8.2.2.Примерный перечень заданий для самостоятельной работы.

1. Разработать литературную экскурсию по г. Томску.

2. Отметить литературно-краеведческие объекты на карте г. Томска для организации заочной экскурсии по городу (улицы, памятники, мемориальные доски и т.д.).

3. Составить план очной или заочной экскурсии по Томску. Подобрать тексты к каждому объекту экскурсии.

4. Изучить историю создания памятника писателю (по выбору).

5. Прочитать и проанализировать произведение, созданное на сибирской земле (например, А.Н. Радищев «Записки путешествия в Сибирь», «Дневник путешествия из Сибири»; К.Н. Станюкович «Морские рассказы», «Не столь отдаленные места»; Н.И. Наумов «Сила солому ломит»; В.Я. Шишков «По Чуйскому тракту», «Чуйские были», «Бабушка потерялась», «Тайга»; А.П. Чехов «Из Сибири» и др.)

^ 8.2.3. Примерная тематика рефератов:

  1. Русский писатель (на выбор - Аввакум, Радищев, Короленко, Станюкович, Чехов и т.д.) в Томске.

  2. Русский писатель (по выбору) о Томске и Томской земле.

  3. Томская земля в записках, дневниках, письмах русских писателей.

  4. Легенды о городе Томске.

  5. Подготовка, организация и проведение встречи с томским поэтом с последующим обсуждением его творчества.

^ 8.2.4. Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Миф о Сибири в русской литературе XVII-XX вв. («Житие» протопопа Аввакума»).

  2. Н.А. Радищев в Томске.

  3. Легенды и предания г. Томска. Легенда о Ганнибале.

  4. Легенды и предания г. Томска. Легенда о старце Федоре Кузьмиче.

  5. Сибирь как лиминальное пространство в творчестве русских писателей первой половины XIX в.

  6. Творчество В.Г. Потанина, Н.М. Ядринцева.

  7. Творчество Н.И. Наумова, Г.Д. Гребенщикова, В.Я. Шишкова (по выбору).

  8. «Сибирский текст» в творчестве А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко (по выбору).

  9. Русские писатели в Томске. Г.С. Батеньков, В.Г. Короленко, Г.И. Успенский, В.Я. Шишков, Н. Клюев в Томске (по выбору).

  10. «Сибирский текст» в русской литературе первой половины XX в.

  11. Сибирь в творчестве писателей-сибиряков во второй половине XX в. (В.Распутин, С. Залыгин, Ф. Абрамов и др.).

  12. Назовите улицы города Томска, названные в честь писателей. Расскажите об одной из них.

  13. Назовите имеющиеся в городе памятники писателям. Расскажите об одном из них.

  14. Расскажите о личной библиотеке В.А. Жуковского, хранящейся в библиотеке Томского университета.

  15. Топонимические легенды города Томска.

  16. Литературные кружки и объединения г. Томска.

  17. Творчество М. Халфиной, Л. Гартунга, Т. Каленовой, В. Липатова, С. Заплавного и др. (по выбору).

  18. Расскажите о пребывании А.М. Волкова в Томске, о его литературной деятельности и музее А. Волкова в ТГПУ.

  19. Методика организации вечера на литературно-краеведческом материале (с методической разработкой литературно-краеведческого вечера).

  20. Методика организации факультатива по литературному краеведению в школе.

  21. Методика организации литературно-краеведческих викторин и олимпиад (с методической разработкой литературно-краеведческой викторины или олимпиады).

  22. Описание заочной литературной экскурсии по г. Томску.

  23. Методические разработки письменных заданий на литературно-краеведческом материале.

  24. Методика составления библиографического и источниковедческого списков по материалам литературного краеведения.

  25. Расскажите подробно о литературной деятельности современного томского писателя / поэта.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 050301.65 «Русский язык и литература».

Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

К.ф.н., доцент кафедры литературы Ю.О. Чернявская

Приложение 1

Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся

1. Разработать литературную экскурсию по г. Томску.

2. Отметить литературно-краеведческие объекты на карте г. Томска для организации заочной экскурсии по городу (улицы, памятники, мемориальные доски и т.д.).

3. Составить план очной или заочной экскурсии по Томску. Подобрать тексты к каждому объекту экскурсии.

4. Изучить историю создания памятника писателю (по выбору).

5. Прочитать и проанализировать произведение, созданное на сибирской земле (по выбору).

Приложение 2

Материалы к текущей и промежуточной аттестации

Примерные формулировки тестовых заданий:

  1. Основные задачи краеведения.

  2. Укажите основные принципы краеведческой работы.

  3. Какую роль сыграла Сибирь в жизни протопопа Аввакума?

  4. С какими событиями жизни Н.А. Радищева связан г. Томск?

  5. Каким образом связано с г. Томском имя В.Г. Батенькова?

  6. В связи с чем г. Томск посетил А.П. Чехов?

  7. Назовите основные черты сибирского топоса в русской литературе XVII-XX вв.

  8. Назовите имена русских писателей XIX в., побывавших в Сибири.

  9. Назовите имена зарубежных писателей XIX в. писавших о Сибири.

  10. Назовите имена зарубежных писателей XX в. писавших о Сибири.

  11. Выделите основные этапы формирования «сибирского текста» в русской литературе.

  12. Назовите имена русских писателей первой половины XIX в., обращавшихся к сибирской теме.

  13. Какие топографические легенды о Томске вам известны?

  14. Назовите основные произведения Н.Г. Потанина.

  15. С историей какого направления общественной мысли связана деятельность Н.М. Ядринцева?

  16. Назовите основные произведения В.Я. Шишкова.

  17. Назовите основные произведения В.Г. Короленко.

  18. Назовите основные произведения В. Распутина.

  19. Назовите улицы города Томска, названные в честь писателей.

  20. Назовите имеющиеся в городе памятники писателям.

  21. Какие музеи, посвященные жизни и творчеству русских писателей в Томске вы знаете?

  22. Библиотека какого русского писателя XIX в. хранится в библиотеке Томского государственного университета?

  23. Назовите литературные объединения г. Томска.

  24. Назовите имена современных томских писателей.


Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету);

  1. Русский писатель (на выбор - Аввакум, Радищев, Короленко, Станюкович, Чехов и т.д.) в Томске.

  2. Русский писатель (по выбору) о Томске и Томской земле.

  3. Томская земля в записках, дневниках, письмах русских писателей.

  4. Легенда о Федоре Кузьмиче.

  5. Методика организации вечера на литературно-краеведческом материале.

  6. Методическая разработка литературно-краеведческого вечера.

  7. Методическая разработка вечера – «Стихи и песни о Томске».

  8. Методика организации факультатива по литературному краеведению в школе.

  9. Разработка факультатива по литературному краеведению в 5-7 классах.

  10. Методическая разработка факультатива по литературному краеведению в 8-11 классах.

  11. Методика организации литературно-краеведческих викторин и олимпиад.

  12. Методическая разработка литературно-краеведческих викторин и олимпиад.

  13. Описание литературно-краеведческого музея в школе.

  14. Описание заочной литературной экскурсии по г. Томску.

  15. Методические разработки письменных заданий на литературно-краеведческом материале.

  16. Составление библиографического и источниковедческого списков по материалам литературного краеведения.

  17. Подготовка, организация и проведение встречи с томским поэтом с последующим обсуждением его творчества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Дс. 05. История польской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconРабочая программа дисциплины п. 09 Общая электротехника и электроника Цели и задачи дисциплины
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплины профессионального цикла

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconРабочей программы учебной дисциплины: / / рабочая программа учебной дисциплины
...

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconРабочей программы учебной дисциплины Всеобщая история
Цель учебной дисциплины изучить ведущие тенденции и основные закономерности политического, социально-экономического, религиозно-конфессионального...

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconПрограмма дисциплины дпп. 05 Зарубежная литература (вторая половина...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (вторая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами...

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconРабочая программа дисциплины Дисциплины «Литературное краеведение»
Сахалинской области, получить представление о характере художественно-смыслового пространства, литературного достояния народов Сахалина...

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconПримерная программа дисциплины соответствует требованиям фгос впо....
Аннотация примерной программы дисциплины «Государственные и муниципальные финансы»

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Р. 02 Литературное краеведение Цели и задачи дисциплины Цель изучить историю формирования и развития «сибирского текста» iconАннотация примерной программы учебной дисциплины «Аналитическая химия...
Цели дисциплины – научить студентов выполнению анализов различных природных объектов и технических объектов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница