Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс




Скачать 108.79 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс
Дата публикации21.09.2013
Размер108.79 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 класс
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Программы общеобразовательных учреждений, «Русский язык» к учебникам для 5-9 классов (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Издательство Москва «Просвещение»2008.

Ориентирована на учебник С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко М.: Просвещение, 2007
В соответствии с учебным планом курс рассчитан на 105 часов, 3 час в неделю.

^ Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Блоковая структура примерной программы дает возможность соединять содержание блоков различными способами, что найдет отражение в авторских программах.

^ Цели обучения русскому языку
1.Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

5. Учить применять полученные знания и умения в жизни.
^ Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны:

знать-понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь;
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:

-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

-создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т. д.;
ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.)

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
^ ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
^ МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
^ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значения слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

Опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
^ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

-использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе следующие:

- тестирование;

- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

- проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение-описание памятника;

- сочинение на морально-этическую тему;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.
^ Содержание курса.
Общие сведения о языке (1 час)

Функции русского языка в современном мире.

Повторение изученного в 5-7 классах (8 + 2ч.)

Повторение пройденного включает в себя понятие о системе языка. Фонетика, орфоэпия, графика, морфемика, словообразование, лексика, фразеология.

^ Синтаксис и пунктуация ( 3+1ч.)

Синтаксис как раздел грамматики. Стили речи, типы речи. Работа с текстом, анализ текста.

Словосочетание ( 3 часа)

Повторение пройденного в 5 кл. Связь слов в словосочетании (управление, согласование, примыкание). Виды словосочетаний по морфологическим свойствам. Построение синонимических словосочетаний.

^ Простое предложение (2+1ч.)

Повторение пройденного. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении, интонация предложения. Логическое ударение. Описание архитектурных памятников.

^ Двусоставные предложения ( 6+1 часов)

Повторение пройденного. Главные члены предложения. Сказуемое (составное именное сказуемое, составное глагольное ск.). Подлежащее. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения. Сочинение о памятнике культуры.

^ Второстепенные члены предложения ( 6+2ч.)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств.

^ Односоставные предложения ( 12+2ч.)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым и подлежащим. Синонимия односоставных предложений и двусоставных, их текстообразующая роль. Рассказ на свободную тему.

^ Простое осложненное предложение ( 1 час)

Понятие о простом осложненном предложении. (Обособленные приложения, обстоятельства, определения, однород. чл. и т.д.)

^ Однородные члены предложения ( 9+6ч.)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, разделительными, противительными). Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания.

^ Обособленные члены предложения ( 15 +2ч.)

Понятие об обособлении. Обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения.

^ Слова, грамматически не связанные с членами предложения ( 8+2ч.)

Обращения, вводные слова и предложения, междометия. Выделительные знаки препинания.

Синтаксические конструкции с чужой речью ( 4+3 ч.)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, при цитировании. Косвенная речь.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе ( 5 часов)
Уроки развития речи-11

Контрольные работы - 12


Литература:

Для учителя

  1. Н. В. Егорова Поурочные разработки по русскому язык. Универсальное издание. К учебнику С. Г. Бархударова, С.Е. Крючкова 8 класс. Москва, «ВАКО» 2010

  2. Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова, О.В. Волкова Материалы к мониторингу качества учащихся по русскому языку в 8 кассе. Казань 2012

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 5 классе на 2012 -13 учебный год
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским ) языком обучения...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconПояснительная записка к рабочей учебной программе 2 класс
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку (4 класс) составлена на основе...
Пояснительная записка к рабочей программе 4- класса мбоу хансверская оош бавлинского муниципального района рт на 2012-2013 учебный...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 8 класса общеобразовательной школы

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс
Ведущая практическая задача в 3 классе — развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconПояснительная записка к рабочей программе по географии России 8 класс...
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности,...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. Т. Баранова,...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconПояснительная записка к программе «Экология леса»
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс iconПрограмма занятий по русскому языку. Пояснительная записка
Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Олимпиады и конкурсы по русскому языку призваны усилить...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница