Скачать 27.86 Kb.
|
Дронова Н.В. Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс) Школа играет важную роль в становлении личности человека. Основной задачей современного образования является развитие каждого учащегося с учётом индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому и продуктивно-деятельному. В связи с этим возникает проблема выбора учебной литературы. При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана структура базисного учебного плана для 10-11 классов, что, безусловно, должно учитываться авторами новейших программ и учебников по литературе. Двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях, имеют учебники профессоров В.И.Сахарова и С.А.Зинина «Литература 19 века.10 класс» и В. А.Чалмаева, С.А. Зинина «Русская литература 20 века.11 класс»: учебники для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС». Достоинствами настоящих учебников являются научность, в то же время доступность, интересен подбор материала; каждый раздел сопровождается репродукциями, литографиями, фотографиями музейных экспонатов. После параграфа достаточное количество вопросов на повторение и закрепление материала, имеются вопросы повышенной трудности, направленные на сопоставление художественных произведений разных авторов: проблематики, мотивов, образов. Перечисляются основные теоретико-литературные понятия, на которые следует обратить внимание при изучении темы, даётся перечень тем сочинений, докладов и рефератов, рекомендуется список литературы. Материал можно варьировать в зависимости от специфики класса. Наличие в учебниках разноуровнего материала не означает его жёсткого разведения – напротив, «базовые» и «профильные» структурно-смысловые блоки имеют взаимопроникающий характер. Учитель, преподающий в классе с непрофильным обучением, волен использовать материал повышенной сложности по своему усмотрению, согласуя его с возможностями учащихся. То же относится и конкретному ученику непрофильного класса, испытывающему потребность в расширении своего читательского кругозора. Учебники нового поколения призваны дать старшекласснику возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечить его право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры», которое формирует мир личности в её связи с общенациональной традицией. Кроме того, учебники не сдерживают инициативу учителя, не ставят его в определённые рамки изложения материала (примеры из опыта работы). Но есть и недостаток. Так, например, новая программа 10 класса предлагает обязательное изучение творчества писателя, представителя литературы народов России. В настоящий учебник не включён материал по данной теме. На мой взгляд, современный учебник должен содержать и ссылки на информационные ресурсы Интернет (примеры из опыта работы). В целом эти учебники направлены на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образного аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций. Современный учебник – набор эффективно подобранных инструментов для организации учебного процесса, создающий условия для приобретения индивидуального опыта, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. |
![]() | Программы курса. Авторы: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. // М.: Ооо «тид «Русское слово – рс 2009; Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская... | ![]() | Примерной программы основного общего образования, Программы по литературе для 10-11 классов авторов С. А. Зинина, В. А. Чалмаева,... |
![]() | Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие... | ![]() | «Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»... |
![]() | С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А.... | ![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010 |
![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | ![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010 |
![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением... |