Эссе как вид творческой работы Лекция




Скачать 47.29 Kb.
НазваниеЭссе как вид творческой работы Лекция
Дата публикации22.09.2013
Размер47.29 Kb.
ТипЛекция
lit-yaz.ru > Литература > Лекция

МОУ ЧСОШ им. А.А. Яковлева. Элективный курс «Эссе как вид творческой работы»


Эссе как вид творческой работы

Лекция

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.

А. Эльяшевич

Среди жанров прозы есть жанр, который вбирает в себя воспоминания, дневники, письма, исповедь, проповедь и даже своеобразный очерк, рассказ. Чёткого определения у этого жанра нет. Одни склонны видеть в нём мемуары особого рода, другие применяют к нему название «записки», третьи осторожно употребляют иностранное слово «эссе». А Наталья Иванова в своей книге «Точка зрения» окрестила его «авторской прозой», прозой «прямого непосредственного действия», в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и героем. «Стремление обнажить самого себя, понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой» - вот основа «авторской» прозы, - утверждает один критик. Познание действительности через самопознание – форма подобных произведений, - утверждает другой.

Итак, что такое авторская проза?

Обратимся к определениям жанра эссе, данным в различных литературоведческих справочниках.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.

Во французском языке слово ЭССЕ значит «попытка, проба, очерк», в латинском – «взвешивание, взвешиваю» (Т.А. Калганова, Сочинения различных жанров, - М., 1997).

^ Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).

Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о системности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).

^ Эссе – это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Например, прочитан роман И.А. Гончарова «Обломов». Он не оценивается, не анализируется ни с содержательной, ни с формальной стороны. А обозначается и формулируется проблема, возникшая у читателя по ассоциации: «Халат три раза появляется на Обломове. Почему?» (С.А.Котельникова, Аннотация – отзыв – рецензия _ эссе, РЯШ, №1, 1998).

История жанра

Родоначальником жанра эссе был французский писатель-гуманист М. Леонтель, написавший в 1580 году «Essais», где изложил мысли о судьбе общества и человека. На русский язык произведение М. Леонтеля переведено как «Опыты». В 1697 году Ф. Бэкон создал свои «Essais», а затем к эссе обращались Д. Локк, Д. Аддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит. У них жанр трансформировался – его стали понимать как опыт автора в разработке определённой проблемы.

В XX веке к эссе обращались такие крупные художники, как Б. Шоу, Дж. Голсуорси, А. Франс, Р.Ролан и другие.

Термин «эссе» широко распространён на Западе, особенно в Англии, Франции, Польше.

В Германии употребляют термин «скитце» - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы.

Импрессионизм (от франц. Impression – впечатление) – направление в живописи второй половины XIX - начала XX века, зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Особенности:

  • отсутствие чётких контуров;

  • отказ от смешанных цветов, художники начали писать чистыми, яркими красками, густо нанося их отдельными мазками;

  • нужный тон достигается оптическим смешением красок во время созерцания картины;

  • изображение мгновенно возникших впечатлений о цвете и форме предмета.

Представители направления: Клод Моне, Огюст Ренуар (смотри презентацию «История жанра»).

Русская эссеистика

Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления». Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин - к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А. И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А. Эльяшевичем «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отнести и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, и «Исповедь» Л. Н. Толстого.

В истории эссеистики последних десятилетий необходимо назвать имена М. Кольцова, М. Пришвина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, А. Адамовича и такие произведения, как «Гамбургский счет» В. Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «золотая роза» К. Паустовского, «Перечитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга, «Трава забвенья» и «Святой колодец» В. Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некрасова, «Люди или Нелюди» В. Тендрякова.

Единой модели, единого образца эссе не было и не будет. Жанр обновляется и развивается согласно велением времени.

Жанр эссе в последние годы

Бывают времена, когда открытый, «начистоту» разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы 20 века были отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергией. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская» проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее социальное содержание

В наши дни повысился читательский интерес к личности писателя. Необычайно популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирали в конце 20 века встречи с писателями в телевизионной студии «Останкино». Это свидетельство повышенного спроса на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем просто поэтом. Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени - эссеизация жанров повести и романа. «Печальный детектив» В Астафьева, «Всё течёт», «Жизнь и судьба» В Гроссмана, «Пушкинский дом» А. Битова, «Всё впереди» В.Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Белые одежды» В.В.Дудинцева, «Мужики и бабы» Б Можаева, «Ягодные места» Е. Евтушенко. В них ткань художественного повествования пронизана токами публицистики, а в хоре голосов персонажей отчётливо звучит - порой даже солирует - авторский голос.

Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актёра, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

Подведём итоги, определим особенности жанра эссе

  • Обращение к значительным философским, историческим, литературным проблемам

  • Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения

  • Сравнительно небольшой объём

  • Субъективность, ярко выраженная позиция автор, порой исповедальный характер произведений

  • Заголовок не находится в прямой зависимости от темы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эссе как вид творческой работы Лекция iconЭлективный курс «Эссе как вид творческой работы»
Автор: Меньшикова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Эссе как вид творческой работы Лекция iconРабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой...
...

Эссе как вид творческой работы Лекция iconЭссе в учебном процессе Эссе как вид учебной деятельности
Википедия). «Жанр философской, эстетической, художественно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто...

Эссе как вид творческой работы Лекция iconУрок развития речи в 6 классе. Тема урока: «Этюд как вид творчества»
Развивать и обогащать лексический состав речи учащихся в процессе творческой работы

Эссе как вид творческой работы Лекция iconЛекция для учащихся 11-х классов «Технология написания части с егэ»
А в конце по секрету дам совет для тех, кто до мая так и не научится выполнять это вид работы

Эссе как вид творческой работы Лекция iconЛекция Историография как научная дисциплина Лекция Исторические знания в Древней Руси
Лекция 10. Историческая наука в России в последней трети XIX – начале XX вв.: общие тенденции развития, методологические поиски

Эссе как вид творческой работы Лекция icon«Православная икона. Иконы Спасителя». Вид работы
Вид работы: методическая разработка урока по модулю «Основы православной культуры» в курсе обществознания 7 класс

Эссе как вид творческой работы Лекция iconУрок лекция с элементами беседы и творческой работы
Хiх века, систематизировать знания учащихся понятия теории “чистого искусства”, познакомить детей с биографией А. А. Фета, показать...

Эссе как вид творческой работы Лекция iconМетодические рекомендации по написанию эссе Эссе фр essai "опыт"
Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Здесь Вы единственный творец. Сочинение в жанре эссе требует от автора...

Эссе как вид творческой работы Лекция iconГлава
Но в той или иной степени может употребляться. Часто встречаются метафоры в портретных зарисовках, эссе, рассуждениях, фельетонах...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница