№ урока
| Тема и основные вопросы
| Знания, умения и навыки
| Домашнее задание,
|
1
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
^ . Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былине. Собирание былин и собиратели. «Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
| Знать важнейшую идейно-нравственную проблему литературы;
уметь видеть взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении
Знать художественные особенности былин, собирателей и сказителей былин, периоды развития былинного творчества;
Уметь анализировать былины в единстве формы и содержания, понимать идейное своеобразие былин
| Знать основные теоретико-литературные понятия устного народного творчества и произведения, изученные в предыдущих классах.
|
2
| ^ . «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.
| Знать жанры древнерусской литературы (поучения, наставления, повести, жития), периоды создания древнерусской литературы; уметь анализировать произведения древнерусской литературы
| Русский фольклор и древнерусская литература; письм. работа - стилизация «Поучение младшему брату»
|
3
| ^ . М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (*изучается целиком) Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества.
В.А.Жуковский. Баллада «Лесной царь»
| Знать определение оды и её художественные особенности, биографию Ломоносова и Державина; уметь анализировать лирическое произведение эпохи классицизма, понимать своеобразие литературы эпохи классицизма.
Традиции романтизма. Определение баллады и особенности жанра.
| Наизусть отрывок из оды
|
4
| ^ . «Медный всадник». Выражение чувства любви к родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. Тема власти и «маленького человека». Образ Медного всадника и его трактовка в литературе.
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставление Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие языка.
Пушкин-драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
| Знать определение поэмы, знать содержание поэму и её образную систему; понимать проблематику произведения; уметь высказывать своё мнение и аргументировать его, уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания, находить устаревшие слова в тексте. Стилизация как художественный приём.
Драма как род литературы.
| Наизусть отрывок из «Медного всадника»
Знать проблематику «Бориса Годунова»
|
5
| А.С.Пушкин «Повести И.П.Белкина». «Станционный смотритель». Пушкин-гуманист. Любовь в произведениях А.С.Пушкина. Тема «маленького человека».
| Тематика и проблематика в художественном произведении.
| Рассказ «История жизни Самсона Вырина» от 1-го лица,
от лица Дуни и Минского
|
6
| ^ «Песня про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образ гусляров и автора. М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
| Знать художественные особенности поэмы, особенности сюжета и художественной формы поэмы Лермонтова; уметь давать характеристику героям, высказывать своё мнение по поднятой проблеме; понимать мастерство Лермонтова в создании образов и художественной формы произведения
| Сочинение «История России в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»
|
7
| ^ . «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Речь Тараса о товариществе. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.
| Знать определение повести, героя, биографию Гоголя, историю создания произведения; уметь сопоставлять образы, составлять план сравнительной характеристики, писать сочинение-сопоставление, речь как элемент портрета персонажа
| Сочинение «Остап и Андрий - сыновья одного отца».
|
8
| ^ .
И. С. Тургенев. «Бежин луг». Рассказы мальчиков и их роль в рассказе. Образы мальчиков. Мастерство Тургенева в изображении природы. Ночной и вечерний пейзаж. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное достоинство рассказа. И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч». Смысл сопоставления главных героев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача»
| Знать биографию И.С.Тургенева, историю создания произведений, определение рассказа, очерка, стихотворения в прозе, повести, образную систему рассказов, содержание, проблематику; уметь составлять план характеристики, подготавливать рассказ по плану, защищать своё выступление; пересказывать эпизоды, выразительно декламировать стихотворения в прозе.
| Литературный портрет и литературный пейзаж. Критический реализм как художественный метод и литературное направление. Сочинение стихотворения в прозе.
|
9
| ^ . «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
^ о родной природе «Край ты мой, родимый край» А.К.Толстой, В.А.Жуковский, И.А.Бунин
| История создания поэмы. Беседа по содержанию. Словарь Некрасова.
Повод для написания «Размышлений…». Впечатления от прочитанного. Против кого направлен гнев поэта? Портреты крестьян. На какие выводы наталкивает поведение крестьян?
| Проблематика произведений Некрасова, анализ эпизода «разговор у губернатора Иркутска».
|
10
| ^ . «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. «Дикий помещик». Смысл названия.
| Сатирический пафос творчества Салтыкова-Щедрина.
|
|
11
| ^ . «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.
| Раннее творчество Л.Н.Толстого. Своеобразие прозы Толстого, внутренние монологи.
|
|
12
| ^ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта.
|
|
|
13
| ^ . «Хамелеон». Средства создания комического в рассказе Развитие понятия о юморе и сатире.
«В мастерской художника слова» Рассказы Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия»
| Яркий сюжет и значение детали в произведениях А.П.Чехова.
| Юмор и сатира. М.Е.Салтыков-Щедрин и А.П.Чехов.
«Боже, как грустна наша Россия!» (А.С.Пушкин при чтении начала «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя)
|
14
| ^ . Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
| Знать биографию Горького, автобиографический характер повести «Детство», образную систему и сюжет произведения; уметь рассказывать о литературном герое с цитированием; знать, что такое тема и идея произведения; уметь опреде-лять тему и идею произведения; развивать навык выразительного чтения стихотворения и прозы;
| Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики эпизода.
«Жизнь глазами детей» по произведениям Л.Н.Толстого, А.М.Горького и И.А.Бунина.
|
15
| ^ «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. «Ангелочек». Гуманистический пафос произведения.
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
| Знать тексты и уметь отвечать на проблемные вопросы. Понятие пафоса.
| Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
|
16
| ^ «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин.
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.
^ . «Июль», «Никого не будет дома…» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.
| Уметь анализировать лирическое произведение; уметь определять средства комического в произведении, анализировать образ лирического героя
| Лирический герой В.Маяковского и Л.Пастернака
|
17
| ^ .
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова.
Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. М.
| Понятие о литературной традиции. Обучение целостному анализу эпического произведения.
Развитие понятия о лирическом герое.
|
|
18
| ^ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.
Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.
Ю.П.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственной ценности.
| ;
|
|
19
| Д.С.Лихачёв «Земля родная»
Стихотворения поэтов I-й половины ХХ в. «Тихая моя Родина». В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Забо-лоцкий, Н,Рубцов. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
|
|
|
20
| ^ «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.
Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
| Знать биографии писателей; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать лирическое произведение
|
|
21
| ^ . Особенности жанра.
Японская танка. Традиции дзуйхицу.
| Знать определение хокку; развивать навыки устного выступления;
| Сочинить хокку или танку.
|
22
| Подвиг и жертва во имя любви.
Джеймс Олдридж. Отец и сын (из повести «Последний дюйм»)
О. Генри. «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.
Луиджи Пиранделло «Черепаха»
| Умение отвечать на проблемные вопросы.
|
|