Русской дороги в стихах XIX века




Скачать 292.72 Kb.
НазваниеРусской дороги в стихах XIX века
страница1/3
Дата публикации24.09.2013
Размер292.72 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3

Эффективность применения Интернет-ресурсов


Фирстова С. В.,

учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ с. Еланка»

Балаковского района

Саратовской области,

высшая квалификационная категория
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что применение Интернет-ресурсов делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Несмотря на трудности, возникающие в связи с применением ИКТ (неоснащённость компьютерами предметных кабинетов, малое количество ПК в компьютерном классе, нечёткая организация доступа к сети Интернет, отсутствие локальной сети и даже интерактивной доски и т. п.), наша сельская школа старается шагать в ногу со временем. После лёгкого ажиотажа вокруг ИКТ наступил закономерный этап осмысления эффективности использования Интернет-ресурсов. Ведь, что ни говори, а традиционную классно-урочную систему ещё никто не отменял. Поэтому педагогу важно правильно оценивать целесообразность использования Интернет-ресурсов, тщательнее продумывать ход урока, учитывая все «подводные камни». Эта истина стала результатом пятилетнего исследования на тему «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе». Свой скромный опыт я неоднократно представляла коллегам в школе, на заседании круглого стола в рамках работы районного МО, на Интернет-конференцию (см. приложение № 1).

Неоспорима роль сети Интернет в подготовке и проведении учебных исследований. Ниже предлагается тематика подобных работ на уроках русского языка и литературы.

^ Список тем творческих работ

2009-2010 учебный год




Тема

Сроки

Ответственный

Литература ,

6 класс

Тема русской дороги в стихах XIX века.







Содружество муз. Роман А. С. Пушкина «Дубровский»







«Русский пейзаж в поэзии и в живописи» - альбом







Юмор в рассказах А. П. Чехова







Наблюдательность учёного и мастерство художника в произведениях М. М. Пришвина







Н. Рубцов «Далёкое» и И. Суриков «Детство» - сопоставление







Литература ,

8 класс

Метель во II гл. «Капитанской дочки», повести «Метель» и в стихотворении «Бесы» - сравнение







Кавказ в судьбе М. Ю. Лермонтова.







Война в жизни А. Т Твардовского







Историзм русской литературы







Писатели улыбаются







Литература, 9 класс

Жуковский и Пушкин.







Романтическая лирика начала XIX века –литературная газета







Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина







В чём уникальность «серебряного века» русской поэзии?







Русский язык, 6 класс

Имя существительное в тексте.







Имя прилагательное в тексте.







Глагол в тексте.







Число и числительное.







Кто такой Нуповолов?







Русский язык, 8 класс

Использование в речи стилистических синонимов – словосочетаний.







С русским языком можно творить чудеса.







Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым – буклет.







Обращения в художественной литературе







Русский язык,

9 класс

Указательные слова – помощники в определении вида придаточного предложения.







Сложноподчинённое предложение в художественной литературе







Все народы меняются словами







Устаревшие слова как живые свидетели истории







Русский язык «может живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно».








Внеклассная работа позволяет шире и активнее использовать Интернет-ресурсы. В этом учебном году собираюсь опробовать эту методику на занятиях кружка (см. приложение № 2). Надеюсь, мои наработки окажутся полезными.

В заключение предлагаю Интернет-ресурсы, использование которых, на мой взгляд, наиболее целесообразно в практике учителя русского языка и литературы (из каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования», выпуски 1 – 4).

  1. «Вавилон» - современная русская литература - http://www.vavilon.ru

  2. Википедия: свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org

  3. Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» - http://www.rm.kirov.ru

  4. Лингвистические задачи - http://www.stengazeta.net

  5. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» - http://www.megabook.ru

  6. Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку «Светозар» - http://www.svetozar.ru

  7. Русская виртуальная библиотека – http://www.rvb.ru

  8. Справочно-информационный портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

  9. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru

  10. Яндекс. Словари - http://slovari.yandex.ru

Приложение № 1

Использование ИКТ в практике учителя сельской школы

Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернет-ресурсов.

Использование ИКТ позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся, оперативно оценивать результаты их обучения и воспитания, повышать уровень обученности и качества знаний.

В данной статье представлен опыт работы по внедрению ИКТ в процесс преподавания русского языка и литературы.

Обзор возможностей применения ИКТ и Интернет-ресурсов:

  • Объяснение нового материала.

  • Практические занятия, уроки-тренинги.

  • Самостоятельная индивидуальная работа.

  • Тематический и итоговый контроль.

  • Исследовательская деятельность.

  • Внеклассная работа.

Изучение нового материала

  • Применение ИКТ повышает информационный объём уроков.

  • В старших классах распространены уроки-лекции. Их можно разнообразить, выбрав форму мультимедийной презентации. В ходе лекции учащиеся записывают основные положения, отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для дальнейшего обучения.

  • Сочетание разных видов информации: текстовой, графической, звуковой - положительно влияет на познавательный интерес и стимулирует активность учащихся.

  • Чтобы учащиеся сосредоточились на материале, можно в конце лекции предложить викторину-тест (фронтально или индивидуально). См. приложение № 1.

  • Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме.

  • Возможна реализация специальных методов обучения, ориентированных на привлечение ресурсов сети Интернет. Каждый учащийся может работать за компьютером индивидуально, учитель выступает как координатор действий учащихся. Для такого урока составляется особый конспект-гипертекст. См. приложение № 2.

Практические занятия, уроки-тренинги

  • На практических занятиях учащиеся активно используют ПК для решения конкретных филологических задач.

  • В ходе уроков-тренингов школьники повторяют, закрепляют и обобщают теоретические знания, применяют практические умения и навыки.

  • На таких уроках несложно осуществлять дифференцированный подход, т. к. каждый ученик работает в индивидуальном темпе за ПК.

  • В помощь учителю – электронные пособия:

1С:Репетитор: Русский язык;

Диктанты, изложения, тренинговые задания – изд-во «Учитель»;

Фраза. Издание «Новый Диск» и др.

Самостоятельная индивидуальная работа

  • В современных условиях важна не сумма знаний, а формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Учитель должен раскрыть перед учащимися возможности современных информационных технологий.

  • Применение ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает индивидуальную работу учащихся по выполнению различных заданий, формирующих умения и навыки: работа с электронными учебниками, тематический обзор новостей из области филологии, обзор литературных новинок, поиск в словарях и энциклопедиях, подготовка рефератов, подбор иллюстраций к прочитанному произведению, чтение книг в электронном варианте, создание творческих работ и др.

Тематический и итоговый контроль

  • Обучение школьников предусматривает итоговый контроль усвоенных знаний и умений, проводимый после изучения конкретных тем или разделов. В помощь: 1С: Репетитор: Тесты по орфографии и пунктуации и др.

  • ИКТ существенно облегчают подготовку к ЕГЭ. На портале http://ege.edu.ru помещены демоверсии ЕГЭ, реальные тестовые задания позволяют учащимся оценить собственные знания, ряд тестов доступен в форме интерактивных on-line тренажёров. Из электронных пособий активно используется 1С: Репетитор: Сдаём Единый экзамен.

Исследовательская деятельность учащихся

  • ИКТ позволяют реализовать поисковые и исследовательские методы обучения.

  • Выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу информации.

  • Для организации и проведения работы над проектом необходимо чётко определить его цели, обосновать актуальность, предметную значимость.

  • Учитель проводит консультации, осуществляет контроль и оценку результатов проекта. Представление проекта учащегося возможно в форме презентации.

Внеклассная работа

  • Образовательная внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу.

  • Она стимулирует познавательную деятельность школьников, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, развитию их творческих способностей.

  • Использование Интернет-ресурсов позволяет участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах, разнообразить занятия предметного кружка, играть в познавательные игры.

Выводы

  • Использование ИКТ и Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить наглядность, качество и доступность обучения.

  • Даже при традиционной классно-урочной системе ИКТ и образовательные Интернет-ресурсы могут и должны использоваться учителями в качестве информационной и методической поддержки учебного процесса.

  • Для учителя важно определить когда, где и как использование ИКТ может способствовать достижению учебных целей; проанализировать качество ресурсов; содействовать учащимся в процессе поиска и анализа информации из Интернета.

Полезные ссылки

  • Для учителя:

http://.litera.edu.ru – русская и зарубежная литература для школы;

http://rvb.ru – русская виртуальная библиотека;

http://rus.1september.ru – газета «Русский язык»;

http://lit.1september.ru – газета «Литература»;

http://metodichka.net/rus - материалы для учителя русского языка и литературы

  • Для учащихся:

http://www/gramota.ru –-справочно-информационный портал «Русский язык»;

http://www.rm.kirov.ru – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»;

http://vernadsky.info - конкурс юношеских исследовательских работ;

Приложение № 1

Избранные слайды презентации-лекции




Приложение № 2

Интернет-урок по литературе в 11 классе

(конспект представляет собой гипертекст)

^ Тема: своеобразие романа Е. И. Замятина «Мы».

Цели: дать представление о жизни и творчестве автора, углубить знания учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа.

Ресурсы: Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. I полугодие», Lib.ru/Классика, www.tstu.ru.

1. Вступительное слово учителя об особенностях урока, его теме, целях и задачах.

2. Повторение терминов.

Утопия в литературе – развёрнутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русской дороги в стихах XIX века iconЧто непонятно у классиков, или русский быт XIX века
Как мы убедились, без знания особенностей уклада жизни русского общества XIX века трудно понять русскую литературу. Проект позволяет...

Русской дороги в стихах XIX века iconКалендарно-тематическое планирование по программе В. Я. Коровиной 10 класс
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Русской дороги в стихах XIX века iconПрограмма курса «история русской литературы» (Х х1Х вв.) Автор ст...
Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X xvii вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе...

Русской дороги в стихах XIX века icon«История русской литературы xviii-первой половины XIX века» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «История русской литературы XVIII – первой половины XIX века» предполагает изучение литературного процесса 1700–1850-х...

Русской дороги в стихах XIX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Русской дороги в стихах XIX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Русской дороги в стихах XIX века iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 45....
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Русской дороги в стихах XIX века iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...

Русской дороги в стихах XIX века iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

Русской дороги в стихах XIX века iconТворчество Иннокентия Федоровича Анненского относится к временному...
Творчество Иннокентия Федоровича Анненского относится к временному промежутку, называемым "серебряным веком русской поэзии" (конец...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница