Литература Тема. Певцы родной природы




Скачать 116.17 Kb.
НазваниеЛитература Тема. Певцы родной природы
Дата публикации16.10.2013
Размер116.17 Kb.
ТипЗанятие
lit-yaz.ru > Литература > Занятие
Автор – Турова Наталья Владимировна.

Образовательное учреждение – Томская область, Кривошеинский район,

село Кривошеино, МОУ «Кривошеинская средняя школа».

Предмет – литература

Тема. Певцы родной природы.

Продолжительность занятия - 45 минут

Класс – 7

Методическое обеспечение –……

Задачи. Способствовать формированию знаний об особенностях изображения пейзажа в творчестве русских поэтов, писателей, художников и музыкантов XIX века.

Способствовать формированию навыка сопоставительного анализа.

^ Пояснительная записка. Данный урок посвящен знакомству обучающихся с особенностями изображения пейзажа в творчестве русских художников XIX века. Необходимо не только вспомнить, что уже известно обучающимся по данной теме, но и стимулировать их интерес к новому знанию, активизировать внимание, повысить уровень мышления. С этой целью при проведении урока используется технология РКМЧП и медиаподдержка, направленные на усиление мотивации в познании нового материала.

Перечень наглядных материалов. Презентация к уроку.

Необходимое оборудование – операционная среда Windows XP, медиапроектор, редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word

Авторский медиапродукт – презентация Microsoft Power Point
^ Технологический сценарий урока – последовательная взаимосвязь кадров презентации по ходу урока.


1

2

3

4

5






6

7

9

8

10




12

13

14

15

11






16

17

19

18

20






22

21



Содержание кадров.
1 – 13. Репродукции картин художников-пейзажистов XIX века.

14. Тема урока.

15. Репродукция картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг»

16 – 18. Репродукции картин Ф. А. Васильева.

19 – 21. Репродукции картин А. И. Куинджи.

22. Репродукция картины Куинджи «Днепр утром»
Целесообразность использования медиапродукта на занятии.

  1. Недостаточное количество иллюстрационного материала в существующих учебно-методических пособиях.

  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

  3. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.


^ Карта занятия.


Комментарий хода урока

Время

№ слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Приветствие учителя

1 мин










Стадия вызова.

Под музыку П. И. Чайковского демонстрируются слайды с репродукциями картин художников-пейзажистов XIX века.


1 мин.

1 - 13

Внимание

Культура эмоций и чувств

Обучающиеся вспоминают, что им известно об особенностях изображения пейзажа в художественных текстах.

3 мин.

14

Память

Активность

Ясность речи

Коммуникативность

Стадия осмысления. Составление «Дерева предсказаний».

Работа с эпиграфом к уроку. Беседа по стихотворению Тютчева «Весенняя гроза».

10 мин.




Мышление

Точность речи

Рефлексивность

Беседа по содержанию картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг». Сопоставление особенностей изображения природы у Васильева и Тютчева.

Сообщение о Ф. А. Васильеве.

7 мин.

15

16, 17, 18

Внимание

Мышление

Точность речи

Культура эмоций и чувств

Рефлексивность

Аргументированность


Сообщение о А. И. Куинджи.
Беседа по содержанию картины «Днепр утром». Чтение «Чуден Днепр…» Н. В. Гоголя.

Звучит «Баркарола» Чайковского

6 мин.

19, 20, 21

22

Внимание

Точность речи


Культура эмоций и чувств Рефлексивность

Аргументированность

Умение слушать и слышать

Стадия рефлексии.

Проверка записей в «Дереве предсказаний».

Составление и проверка синквейна


10 мин.




Память

Точность речи

Мышление

Рефлексивность Активность

Ясность речи

Коммуникативность

Подведение итогов урока

1 мин.











^ I этап. Стадия вызова.
Слайды № 1 – 13.

Звучит отрывок из «Времен года» П. И. Чайковского «Осенняя песня».
- Какое впечатление произвели на вас полотна русских художников и прозвучавшая музыка? Что почувствовали вы в эти несколько минут?

- Все мы, рассматривая картины Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Саврасова, Васильева, слушая музыку Чайковского, почувствовали себя счастливыми. А счастье возникает от полного слияния с природой, достичь которое может лишь тот, кто прикоснулся к ее тайнам.
Слайд № 14

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны найти ответ на уроке, тема которого «Певцы родной природы»? Будьте внимательны к отвечающим, это пригодится вам чуть позже.

- Кто изображал в своих произведениях природу? Как изображена природа в произведениях художников 19 века? Каковы особенности изображения природы? Что хотели сказать авторы, изображая в своих произведениях природу? Какие изобразительные средства они использовали?
^ II этап. Стадия осмысления.
- С темой природы в произведениях русских поэтов и писателей мы с вами уже не раз встречались на уроках литературы, поэтому вы можем предсказать, о чем мы сегодня будем беседовать. Составьте «Дерево предсказаний», на котором отразите, что мы, по-вашему, вспомним о том, как изображена природа в творчестве художников XIX века. В своей работе опирайтесь на только что прозвучавшие вопросы, составленные вашими товарищами. Обратите внимание на значение слова художник.

Художник – тот, кто творчески работает в какой-нибудь области искусства, поэт, живописец, композитор. (Запись сделана на доске)

^ Помните, что на стволе «Дерева предсказаний» пишется основная тема, на ветках – подтемы, на листочках – микротемы.
Обучающиеся самостоятельно создают свое «Дерево предсказаний».
- Каким получилось ваше «Дерево предсказаний», мы рассмотрим в конце урока, а в ходе урока вы цветным стержнем будите добавлять к «Дереву предсказаний» то, что вам не удалось вспомнить или новую для вас информацию.

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для музыкантов, поэтов, художников. Русская пейзажная лирика, живопись, музыка XIX века богата именами выдающихся мастеров, посвятивших большую часть своего творчества изображению природы. При этом каждый из них природу Родины видел по-своему. Но многое их объединяет, и, прежде всего, отношение к миру природы.

^ Обратимся к эпиграфу урока: (написан на доске)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

- ^ Найдите ключевые слова данных строчек.

- Ключевые слова душа, свобода, любовь, язык.

- Как вы понимаете эти строчки?

- Природа – живое существо.

- ^ Вот эту мысль мы с вами постараемся доказать, обратившись к творчеству художников, которых по праву можно назвать певцами родной природы.
В исполнении обучающегося звучит стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».
- ^ Каким чувством наполнено стихотворение?

- Чувством радости, ведь весной обновляется и природа, и душа человека.

- Какие картины встают перед взором лирического героя?

- Перед взором лирического героя одна за другой встают картины весенней грозы: дождик брызнул, пыль летит, повисли дождевые нити.

- ^ Какую роль играет быстрая смена одной картины другой?

- Эта быстрая смена картин позволяет увидеть природу в движении, как живое, одушевленное явление мироздания.

- ^ Какое средство выразительности использует автор, чтобы передать картину весенней грозы?

- Автор использует олицетворения: гром, резвяся и играя, грохочет в небе; поток бежит; гам лесной, шум нагорний вторят весело громам.

- ^ Мы видим грозу, а слышим ли мы ее?

- Да, мы слышим громовые раскаты. Стихотворение пронизано гремящими звуками, которые встречаются в словах гроза, гром, резвяся, грохочет, гремят раскаты, брызнул, с горы, нагорный. Автор использует прием аллитерации.

- ^ Какие еще средства выразительности использует Тютчев, создавая картину весенней грозы?

- Автор использует эпитеты: проворный (поток), весело (вторит).

- ^ С чем сравнивает грозу собеседница лирического героя? Какую роль играет это сравнение?

- Гроза сравнивается с молодой, веселой, ветреной богиней юности Гебой, героиней древнегреческих мифов. Она «громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила». Это усиливает радостное чувство, выраженное в начале стихотворения. А обращение к древнему мифу подчеркивает мысль о вечности живой, одухотворенной природы, которая творит праздник весны для уставшего от долгой зимы человека.

- Итак, первая особенность изображения природы: природа живая, одухотворенная. Природа вечна. Чтобы так изобразить природу, автор использует эпитеты, олицетворение и аллитерацию. Вернитесь к своему «Дереву предсказаний», проверьте, вспомнили ли вы о данных особенностях изображения природы, если нет, внесите эту информацию в свою работу.
Слайд №15

- Обратите внимание на репродукцию с картины Федора Александровича Васильева «Мокрый луг». Какой момент состояния природы передан на картине Васильева? Можно ли назвать этот пейзаж созвучным стихотворению Ф. И. Тютчева?

- Только что закончилась гроза. Прошел бурный ливень. Небо еще не совсем очистилось от туч. По лугу скользит тень от убегающей тучи. Деревья мокрые, воздух напоен влагой. Легкий ветерок пробежал по светлеющей воде. Выпрямляется примятая ливнем трава. Природа как будто стряхивает с себя оцепенение, охватившее ее во время грозы. Она оживает. Вся картина овеяна тонким чувством красоты природы. Природа дышит, живет, радуется.

- ^ Вы почувствовали отношение Тютчева и Васильева к тому, что они изображают в своих произведениях? Что общего между способами изображения природы у этих художников?

- Они тонко чувствуют природу. Легко улавливают и передают едва заметные изменения в состоянии природы. Природа в их произведениях не просто живая, она деятельная, активная, изменчивая.

- ^ Итак, еще одна особенность изображения природы: природа деятельная, активная, изменчивая. Сделайте запись в «Дерево предсказаний»
Слайды № 16, 17,18

Сообщение обучающегося. «Мокрый луг» - один из лучших пейзажей Федора Александровича Васильева. Он был учеником великого И. И. Шишкина. На пейзажи Васильева смотришь с особенным чувством, в котором смешиваются восхищение мастерством художника и горечь от того, что он ушел из жизни совсем молодым, в 23 года умер от чахотки. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до полного самозабвения. Что бы художник ни изображал – деревенскую улицу после дождя, заброшенную мельницу, накренившиеся от порыва ветра деревья – мы всегда чувствуем, что он переживает, чем живет его душа».
Слайды № 19, 20, 21

Выступление обучающегося. «Архип Иванович Куинджи. Картины этого живописца заметно отличаются от работ его современников – И. И. Шишкина, И. Левитана, Ф. А. Васильева. Его излюбленные пейзажи связаны с югом России, Украиной. Куинджи увлекался необычным, особенным в состоянии природы и подобные моменты запечатлевал в своих произведениях. Современники называли его волшебником, чародеем кисти. В пейзажах Куинджи поражают прежде всего необычный колорит и освещение. Краски как будто светятся изнутри. Простому мотиву, скромному уголку природы Куинджи придавал сказочное очарование, торжественное звучание, возвышенную поэтичность».
Слайд № 22

- ^ Перед вами пейзаж А. И. Куинджи «Днепр утром». Всмотритесь в него. Что изображено на картине?

- Раннее утро, все окутано легкой прозрачной дымкой. Бесконечные дали и полноводный Днепр, с его плавным течением, мягкими изгибами берегов и высокий холм на переднем плане. Он покрыт цветущими степными травами.

- ^ Какое настроение передает художник?

- Спокойная величавость пейзажа передает настроение умиротворенности, лиризма и восторга перед извечной красотой природы. Подчеркивает эту мысль и общий жемчужно-серебристый колорит картины, построенный на сочетании серебристых, сиреневых, золотисто-розовых и зеленоватых тонов.

- ^ Чему посвящена картина?

- Картина прославляет красоту и могучие силы природы.

- Вы можете добавить в свое «Дерево предсказаний», что художник восхищается, восторгается природой, прославляет ее красоту, могущество.

Глядя на «Днепр утром», невольно вспоминаешь чудесные строки Н. В. Гоголя, посвященные Днепру.
Выразительное чтение обучающегося. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы плавные воды свои. Не шелохнет, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или нет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру».
Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского «Июнь» («Баркарола»).

- ^ Понравилась ли вам музыка? Что вы представляли, слушая ее? Что хотел передать автор?

- В музыке слышится что-то напоминающее плеск волн, которому подражают звуки фортепиано. Любовь к природе, Родине передает Чайковский в своем музыкальном пейзаже.
Выступление обучающегося. «В одном из московских изданий 70-х годов XIX века публиковались фортепианные миниатюры Петра Ильича Чайковского. Позже они были объединены автором в цикл «Времена года». Композитор создает музыкальные пейзажи, в которых простыми выразительными средствами живописует картины русской природы, вызываемые ими поэтические настроения, чувства, душевные состояния. Цикл объединяет различные по настроению пьесы. Одни из них быстрые, жизнерадостные, другие более сдержанны. Среди них – две жемчужины «Осенняя песнь» и «Баркарола». Они прозвучали сегодня на уроке».
^ II этап. Стадия рефлексии.
- Вернитесь к своему «Дереву предсказаний». Как теперь оно выглядит? Много ли новой информации вы в него внесли или все, о чем мы сегодня говорили, вы вспомнили самостоятельно? При ответе обязательно выделяйте, что вы вспомнили сами и что дописали в ходе урока. (Заслушиваются ответы обучающихся).
- ^ Примерно таким должно было получиться ваше «Дерево предсказаний». На доске изображено «Дерево предсказаний», составленное учителем. На стволе дерева написано «Родная природа». Первая ветка – кто создавал произведения о природе. Листочки – Художники: И. Левитан, И. Шишкин, К.Саврасов, А. Васильев,

Ф. Васильев. Композиторы: П. И. Чайковский. Писатели, поэты: Ф. И. Тютчев, Н. В. Гоголь. Вторая ветка – чувства, выраженные художниками. Листочки: любовь, восторг, восхищение, прославление. Третья ветка – средства выразительности. Листочки: олицетворение, эпитеты, аллитерация, метафоры. Четвертая ветка – какой показана природа. Листочки: могучая, одушевленная, одухотворенная, подвижная, постоянно меняющаяся, вечная.
- Подведем итог нашему разговору составлением «Синквейна», в котором вы обобщите материал, рассмотренный сегодня на уроке.

Самостоятельная работа обучающихся по составлению синквейна.

Чтение составленных синквейнов.

Вариант ответа.

Природа.

Одухотворенная, вечная.

Чувствуют, благоговеют, прославляют.

С удовольствием читаю, рассматриваю, слушаю

Любовь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Тема. Певцы родной природы icon«Поэзия родной природы»
Тема «Поэзия родной природы» выучить стихотворение по выбору; А. П. Чехов Рассказ «О любви» (прочитать биографию писателя и рассказ,...

Литература Тема. Певцы родной природы iconЛитература 6 класс Тема урока: Лики родной природы в русской поэзии
Ф. Тютчев, И. Тургенев, Е. Баратынский; выставка книг со стихами о природе «Пред ликом священной природы»; отпечатанные тексты стихотворений;...

Литература Тема. Певцы родной природы iconТема: «Край ты мой, родимый край…»
Зинтересовать детей темой родной природы в различных областях искусств (музыка, живопись, литература)

Литература Тема. Певцы родной природы iconТема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...

Литература Тема. Певцы родной природы iconУрок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века»
Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине,...

Литература Тема. Певцы родной природы iconТема: 4 класс Природа в музыке и поэзии Цели
Цели: показать красоту и величие русской природы через литературные и музыкальные произведения; повторить экологические правила;...

Литература Тема. Певцы родной природы iconТема. Мир родной природы
Цель: литературное и нравственное развитие, обогащение читательского опыта обучающихся

Литература Тема. Певцы родной природы iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Литература Тема. Певцы родной природы icon«Мой край задумчивый и нежный…»
...

Литература Тема. Певцы родной природы iconУрок музыки и рисования. Тема: «Подснежник»
Цель: углубить понимание музыкально-художественного образа, развивать нравственно-эстетическое восприятие родной природы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница