Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки




Скачать 57.08 Kb.
НазваниеМуниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки
Дата публикации16.10.2013
Размер57.08 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

Бадажковская основная общеобразовательная школа

УРОК МУЗЫКИ
«ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПОЭТОВ И КОМПОЗИТОРОВ»

(интегрированный урок в 5 классе)

Учитель музыки

Гостева Алёна Николаевна


Бадажки

Барабинский район

2006

Оформление кабинета: репродукции картин с зимними пейзажами известных художников, рисунки детей, фотографии; портреты С.Есенина и Г. Свиридова; слова на доске для словарной работы: кантата, смешанный хор, симфонический оркестр.

Эпиграф к уроку:

«У леса на опушке жила зима в избушке» (из песни «Зима» Э.Ханка на сл. С.Островского)

^

Ход урока





  1. Мобилизующее начало

Звучит музыка Э.Ханка.

  1. У-ль - Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Какой поэтический образ зимы создал в стихах А.С.Пушкин?

У. – Зима – матушка, волшебница.

У-ль – Как вы думаете, почему он её так величает?

У. – Природа – мать, она близка и дорога поэту, ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.

У-ль – Ребята, а вам нравится зима? Какой образ вы создаёте в своём воображении? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники… Расскажите о своей зиме.

(Дети выходят к доске и рассказывают о своих рисунках, говорят о своих впечатлениях от зимы)

У-ль – Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему. Послушайте стихотворение русского поэта XX века. (учитель читает стихотворение С. Есенина “Пороша”. В это время это время звучит “Вальс” из музыкального цикла “Метель” Г. Свиридова )

Узнали автора стихотворения?

У. – Да, это стих-е С.Есенина “Пороша”

У-ль – Какой образ зимы удалось создать автору? С помощью каких художественных средств?

У. – Зима тихая, спокойная, волшебная. Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю.

(дети находят эпитеты – белая косынка, бесконечная дорога; олицетворения – дремлет лес; сравнения – сосна – старушка)

У-ль – Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?

У. – Автор любит природу, понимает её душу. Он наблюдательный. Пишет о природе, как о чём – то живом, близком, родном.

У-ль – Да, природа для С. Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, очень люблю Родину…» Эту любовь автор сумел передать через стихи, посвящённые русской природе. А какие стихи С. Есенина, посвящённые русской зиме вы ещё знаете?

(Дети читают наизусть подготовленные дома стихи С.Есенина «Заметает пурга», «Поёт зима – аукает» и др.)

У-ль – А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композитора. Вы попробуете создать на стихотворение «Поёт зима – аукает» своё музыкальное произведение. Образ какой зимы встаёт перед нами?

У. - Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйки. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «Вьюга с рёвом бешеным» стучит по ставням и злится.

У – ль – Как вы изобразили бы это в музыке?

У.- Мелодия должна быть громкой. Характер музыки грозный, властный.

У-ль – А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким бы голосам поручили петь эти строки: Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака.

У. -Эти строки мы поручили бы петь мужскому хору.

У-ль. – Как бы вы изобразили в музыке образ воробышек?

У.- Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные.

У-ль. – Каким голосам в хоре отдали бы предпочтение петь эти строки?

У.- О воробушках можно поручить спеть женскому хору.

У-ль. – А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалостливое звучание?

У.- Флейта.

У-ль. – Каким встаёт перед нами образ вьюги? Как можно её изобразить в симфоническом оркестре?

У. - Вьюга суровая и страшная. Лучше её характер передадут струнные инструменты – скрипки и виолончели, медные духовые инструменты – трубы и валторны.

У-ль. – Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа хора могла бы исполнить эти строки?

У.- Весна солнечная, тёплая, радостная, ясная. Эти строки мог бы исполнить женский хор.

У-ль. – Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор.

(Звучит отрывок кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поёт зима – аукает»).

У-ль. – Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?

У.- Да, похожа. Если бы мы были композиторами, мы бы сочинили что-то подобное.

У-ль. – Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов. Кантата называется «Памяти Сергея Есенина». А что такое кантата?

( словарная работа: кантата – это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов).

3. У-ль. – Мы с вами прослушали только 2 –ю часть кантаты, всего их 10. Музыка этого произведения ярко и образно и отражает литературный текст. Чувствуется единство музыки и слова. А вдохновила на творчество композитора и поэта русская зима. Хотя она суровая и холодная, но столько радости она несёт в наш дом. Вместе с ней приходят Новый год и долгожданные зимние каникулы с катанием на коньках, лыжах и санках.

У природы нет плохой погоды. И холодная, суровая зима проверяет нас на прочность, твёрдость духа, выдержку. Она учит нас терпению и выносливости.

Давайте закончим наш урок весёлой песней Эдуарда Ханка, мелодию которой вы слышали в начале урока. Она так и называется «Зима»


^ Пояснительная записка

Данный интегрированный урок музыки и литературы проводится в 5 классе во второй – третьей четверти учебного года, в зимнее время, когда учащиеся 5 классов изучают стихи русских поэтов о родной природе (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А.Фета, С. Есенина), а на уроках музыки знакомятся с произведениями Г. Свиридова и понятием «кантата».
Цели урока:

  1. Формирование духовного мира учащихся

  2. Развитие творческих способностей детей через музыку, поэзию и произведения изобразительного искусства

  3. Воспитание любви к родному краю и формирование эстетического вкуса учащихся.


^ Виды деятельности учащихся и формы работы

На уроке обязательным видом работы является прослушивание и анализ музыкальных и литературных произведений, сравнение их через коллективную форму работы. Индивидуальная работа детей состоит в составлении рассказов о картинах зимней природы, изображение их в своих рисунках. Ещё один вид индивидуальной творческой работы, используемой на уроке музыки – роль композитора. Представляя себя композиторами и музыкантами, дети лучше понимают строение музыкального произведения, переживают самые различные эмоциональные чувства. Здесь может быть и сомнение в правильности выбора и оценки произведения, и радость самостоятельного открытия, удивление и восторг. Словарная работа на уроке проводится уже после того, как дети познакомились с музыкальным произведением и дали ему эмоциональную оценку.

На каждом этапе работы дети получают оценку сказанному, обязательна похвала для тех, кто хоть немного выделяется из общей массы учащихся. Оценка в конце урока ставится всем учащимся без исключения.

^ Пояснительная записка

В Бадажковской основной общеобразовательной школе группу продлённого дня посещают учащиеся 1 – 6 классов. Таким образом, коллектив получается разновозрастным. Поэтому необходимо строить работу так, чтобы одни дети не мешали другим при проведении мероприятий им выполнении домашнегозадания. Беседы и игры подбираю так, чтобы они были интересны всем. Важный момент на занятиях – взаимопомощь среди учащихся. Из старших и наиболее сообразительных ребят составляется группа, подтягивающая и помогающая разобраться в задании слабым.

Поскольку группа продлённого дня проводится с 15-00 до 18-00, многие дети посещают ещё творческие кружковые объединения и факультативы. В это время с оставшимися детьми играем в игры малой подвижности.

Каждый день обязателен спортивный час, который иногда разбивается на 2 динамические паузы, и проводится чаще всего на свежем воздухе.

Беседы, викторины и творческие занятия проводятся в конце занятий группы продлённого дня.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconОбеспечение образовательной деятельности оснащенными зданиями, строениями,...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вологодского муниципального района «Погореловская основная общеобразовательная...

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconПриказ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12»

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconОсновная образовательная программа для ступени начального общего...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconОсновная образовательная программа для ступени начального общего...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconИсследовательская работа
Муниципальное образовательное учреждение Северного района Витинская основная общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconРабочая программа педагогов
Муниципальное казённое образовательное учреждение Иваньковская основная общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconУрок концерт музыки в 7 8 классах Тема: «Авторская песня»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconСтруктурное подразделение детский сад
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение кабаклинская основная общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconРабочая программа по литературе 9 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Костиновская основная общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа урок музыки iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Муниципальное образовательное учреждение Муниципальная средняя общеобразовательная школа №1



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница