Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов




Скачать 277.73 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов
страница1/3
Дата публикации16.10.2013
Размер277.73 Kb.
ТипИсследовательская работа
lit-yaz.ru > Литература > Исследовательская работа
  1   2   3


МОУ Великосельская средняя общеобразовательная школа Гаврилов-Ямского муниципального района

Исследовательская работа

по теме

Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов

учащихся 11 класса Сергуниной Дианы Германовны,

Бадиль Кристины Константиновны

Номинация: «Волшебное слово»

Руководитель: Ильичева Е. В., учитель русского языка и

литературы I квалификационной категории

Великое, 2011

Содержание стр.

  1. Введение. Цель работы. 3

  2. Понятия интертекстуальности, аллюзий,

реминисценций в литературоведении. 4

  1. Интертекстуальность в творчестве поэтов-бардов. 5-13

    1. Аллюзии и реминисценции в поэзии А. Галича.

    2. Есенинские реминисценции в творчестве В. Высоцкого.

    3. Библейские мотивы в творчестве Б. Окуджавы.

  2. Интертекстуальность в современной рок-поэзии. 13-16

4.1 Классические и библейские реминисценции в творчестве Б.

Гребенщикова

4.2 Античные реминисценции рок-поэзии.

  1. Заключение. 17

  2. Использованные ресурсы.


Но, может быть, поэзия сама –

Одна великолепная цитата.
…а так как мне бумаги не хватало,

Я на твоем пишу черновике.

И вот чужое слово проступает…

^ А. Ахматова

1. Введение. Цель работы.

Еще в XIX веке основоположник романтического направления в русской литературе В. А. Жуковский писал: «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого, и все, однако, мое».

Тема, сформулированная нами, звучит сложно и многогранно. Над этим явлением нам захотелось поразмышлять, так как, взрослея и как-то иначе научившись читать художественные произведения, мы понимаем, что творцам любого времени было свойственно обращение к предшественникам. В силу тех или иных обстоятельств они анализировали, сопоставляли уже написанное до них, пытаясь увидеть в прошлом непосредственное отражение будущего. Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Обращение к своему прошлому имеет место во всех сферах человеческой деятельности. Историки исследуют ошибки предков, пытаясь уберечь от них современников. Модельеры заимствуют уже придуманные фасоны и сочетания цветов. Но это не слепое копирование, а лишь скелет, впоследствии обрастающий все новыми идеями; вариации на заданную тему.

Так и оформилась попытка исследовать некое явление: желание обратиться к предшественникам, поговорить с ними, задуматься над их проблемами и, оттолкнувшись, осмыслить, а потом и переосмыслить явление себя в этом мире.

Поговорить с предшественниками или современниками поэт может разными способами, но чаще всего он использует прием реминисценции. Реминисценция – это отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении, отголосок, смутное воспоминание. Способ реминисценции носит творческий и интеллектуальный характер, именно этим он и отличается от компиляции и плагиата. Реминисценция всегда вторична; это мысленное сравнение, сопоставление, взгляд назад, в прошлое.

Явление реминисценции в большей степени свойственно писателям, создающим свои произведения на стыке веков.

Переход от века к веку – это всегда стык формаций. В новый век человек входит полным надежд, это ожидание, стремление изменить свою жизнь, оставить в веке уходящем все горести и войти в век грядущий полностью обновленным. Человек анализирует все сделанное и подводит некий итог. Конец века можно расценивать как некую точку, после которой начинается новый фрагмент жизни. Смена века – это всегда время реформ, смут и катаклизмов.

В прошлом были свои вершины и спады. Бывают эпохи покоя, которые как будто создают то, что будет существовать вечно, эпохи, которые сами ощущают себя как некое завершение. Но бывают и эпохи больших перемен, переворотов, которые в своем крайнем выражении проникают едва ли не в самую глубину человеческого бытия. Переходя в новый век, человечество восходит на новую ступень своего развития.

 На стыке XX – XXI веков в свои полные права вступает направление постмодернизма. Сразу же нужно оговориться, что теоретически литературный XXI век начинается с 90-х годов XX века. Многие исследователи современной литературы утверждают, что каждое слово в постмодернистской культуре – это цитата. Особого внимания заслуживает поэзия, наиболее восприимчивая к использованию «переклички образов». Наиболее показательным в этом плане, мы считаем, является творчество поэтов-бардов и современная рок-поэзия.

Таким образом, и определилась цель нашей работы: рассмотреть природу реминисценций в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов.


  1. ^ Понятия интертекстуальности, аллюзий, реминисценций в литературоведении.

Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма состоит в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Этой проблемой занимались М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Р. Барт и др. Сам термин был введён Ю. Кристевой (франц. филолог постструктуралистской ориентации). Она полемизировала с бахтинскими концепциями диалогичности и чужого слова. Весьма ярким в отношении использования интертекста является суждение французского философа XX века Р. Барта: «Текст – это раскавыченная цитата».

В терминологии литературоведения «перекличка образов» обозначается по-разному: аллюзия, литературная реминисценция, интертекстуальность. Но, как правило, понятие интертекстуальности воспринимается более широко: художественный прием, основанный на свойстве текста включать в себя другие тексты или отсылать читателя к ним. Суть этого явления в том, что писатель (поэт) сознательно, намеренно использует какое-то образное выражение, взятое из произведения другого автора: возможно, потому, что оно ему очень понравилось, впечатлило, и хочется «украсить» им свой текст; возможно, он хочет ввести чужой текст, чтобы усилить ассоциативный момент. При этом исходное выражение может быть даже изменено, но должно быть узнаваемо читателем.

Реминисценция же — это неявная цитата, цитирование без кавычек. Необходимо разграничивать реминисценцию и цитату. Наиболее древними реминисценциями следует признать силуэты, пропорции и сюжеты древних наскальных изображений, повторяемые в «зверином стиле» скифов или в творчестве мастеров современной эпохи (живописцы, ювелиры, дизайнеры и др.). Реминисценции могут присутствовать как в самом тексте, изображении или в музыке, так и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы. Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях.

Аллюзия (лат. allusio — шутка, намёк) — это стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.


  1. Интертекстуальность в творчестве поэтов-бардов.

^ 3.1 Аллюзии и реминисценции в поэзии А. Галича

Появление авторской песни в начале 50-х годов ХХ века связано с именем Б. Окуджавы, Ю. Визбора, М. Анчарова, Н. Матвеевой, А. Городницкого, позднее А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Кима и других. К середине 60-х годов ХХ века авторская песня сформировалась как особый вид искусства. Специфика жанра бардовской песни состоит в ее словоцентричности, т.е. в особой акцентированной роли слова, в тесной связи с поэтической традицией, и, несомненно, в интертекстуальности.

Поэтому целью данной части работы является выявление связи творчества поэтов-бардов с поэзией предыдущих эпох; исследование общих мотивов, образов в лирике поэтов-бардов, поэзии Серебряного века и мировой культуре (на примере библейских текстов).

Приём прямого цитирования чужого текста мы можем рассмотреть на примере песенного творчества А. Галича (его песни – посвящения О. Мандельштаму, А. Блоку, А. Ахматовой, Б. Пастернаку и др.). Литературный аспект очень важен в лирике Галича: он «изначально шёл от искусства и литературы». Его песни изобилуют эпиграфами из поэтической классики, в тексты вплетаются цитаты, мотивы из произведений известных поэтов, некоторые песни напрямую посвящены поэтам (цикл «Литераторские мостки», «Гусарская песня»).

Особого внимания заслуживает цикл А. Галича «Читая Блока», где явлен оригинальный опыт поэта-певца в переосмыслении блоковских образов и мифологем. При этом творчество поэта воспринималось им не избирательно (образ ветра и т. п.), а в целом — от «Стихов о Прекрасной Даме» и «Незнакомки» до «Двенадцати». В 60-е годы XX века поэзия Блока оказалась по-особому востребованной, причем во всей своей полноте, цельности и многогранности, и Галич был одним из тех, кто очень хорошо это понял и глубоко почувствовал.

Очевидно, замысел цикла и, главное, сами блоковские мотивы возникали у поэта и раньше, чем он стал упоминать об этом в своих выступлениях, в частности в 1969 году. Так, в мае 1967 года состоялось одно из первых исполнений "Баллады о том, как одна принцесса раз в два месяца приходила поужинать в ресторан «Динамо», которое Галич предварил словами: «Почти блоковская песня». И к тому были все основания. Это прежде всего прямая ссылка на претекст — источник рождения основного образа стихотворения, а именно: предваряющий его эпиграф из «Незнакомки»: «И медленно, пройдя меж пьяными,/Всегда без спутников, одна...». И далее в тексте самой «Баллады...» Галича отчетливо ощущается ритмическая перекличка с мелодикой «Незнакомки» (различные вариации четырехстопного ямба), а также прямые аллюзии и реминисценции, вплоть до контаминирования отдельных строк и образов первоисточника: «И вот она идет меж столиков...». Сравним у Блока:

 А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

  Отталкиваясь от претекста («Лакеи сонные торчат,/И пьяницы с глазами кроликов...») и обращаясь к сугубо современной ситуации, Галич заостряет контраст между нынешней «незнакомкой» — «принцессой с Нижней Масловки» и завсегдатаями ресторана «Динамо», до предела усиливая саркастические ноты в изображении последних, что, в частности, выражается в речевых контрастах, употреблении вульгарной лексики и фразеологии, подчеркнуто разговорной интонации:

 И все бухие пролетарии,

Все тунеядцы и жулье,

Как на комету в планетарии,

Глядели, … на нее...

В «Цыганском романсе» А. Галича выразилась попытка раскрыть живой человеческий облик и драматический внутренний мир А. Блока, прикоснуться к истокам его творчества, обнажить сугубо земную и вместе с тем, можно сказать, божественную сущность рождения поэтического слова:

Ах, как пела девчонка богу

И про поле, и про дорогу,

И про сумерки, и про зори,

И про милых, ушедших в море...

Ах, как пела девчонка богу!

Ах, как пела девчонка Блоку!

И не знала она, не знала,

Что бессмертной в то утро стала —

Этот тоненький голос в трактирном чаду

Будет вечно звенеть в «Соловьином саду».

 Здесь совершенно отчетливы аллюзии и реминисценции из блоковских стихов (ср. «Девушка пела в церковном хоре/О всех усталых в чужом краю,/О всех кораблях, ушедших в море,/О всех забывших радость свою») и вместе с тем собственная интерпретация важнейших образных мотивов его лирики и поэм — от «Стихов о Прекрасной Даме» до «Соловьиного сада».

А теперь обратимся к двум более поздним «новогодним» стихотворениям: «Запой под Новый год» (1969) и «Новогодней фантасмагории» (1970?). Относительно большое стихотворение «Запой под Новый год» на первый взгляд не совсем вписывается в тот блоковский цикл, о котором как раз в связи с ним говорил Галич. Собственно, в пользу сказанного им явно свидетельствует только реминисценция из «знаменитого стихотворения Блока» «Ночь, улица, фонарь, аптека...» из цикла «Пляски смерти» (1912—1914). Предпоследняя строфа у Галича прямо адресована к первоисточнику:

 Лишь неизменен календарь

В приметах века —

Ночная улица. Фонарь.

Канал. Аптека...

 Вместе с тем у Галича действительно были основания отнести его к задуманному циклу, ибо здесь дана квинтэссенция состоящего всего из двух самих по себе необычайно емких строф стихотворения Блока, замкнутым кругом своей кольцевой композиции рисующих и подчеркивающих всю беспросветность, безысходность человеческого существования в «страшном мире»:

 Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

 

Умрешь — начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

 Но если не ограничиваться только сопоставлением ключевых слов и строк, а соотнести общий дух и настрой блоковского шедевра и — шире — всего цикла «Пляски смерти» и «Запоя под Новый год», то можно обнаружить немало общего в самом ощущении эпохи — абсолютной безысходности и обреченности существования, бессмысленности остановившегося времени («Живи еще хоть четверть века —/Все будет так»).

В 1966 году А. Галич начал работать над циклом стихов «Литераторские мостки», посвященному поэтам и писателям, творившим в самые страшные годы двадцатого столетия. Испытания, выпавшие на долю А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама, А. Блока выступают в стихах Галича как напоминание о недавнем прошлом, как чуткое предостережение: «Подождите, пока не поздно, не забудьте, как это было!» События, связанные с судьбой Б. Пастернака, описывает Галич в посвящении, цитируя его строки из «Доктора Живаго»:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


У Галича:

Нет, никакая не свеча –
Горела люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!

С глубоким уважением и любовью А. Галич относился к Анне Андреевне Ахматовой. Посвященная ей песня «Снова август» насыщена воспоминаниями, ассоциациями и аллюзиями.
О мрачных днях, когда у Ахматовой был арестован сын, она вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».

Но вьется, вьется челка
Колечками на лбу,
Уходит в ночь девчонка
Пытать свою судьбу.

Следят из окон постно
За нею сотни глаз,
А ей плевать, что поздно,
Что комендантский час!


Мужественная, гордая Анна Андреевна, потерявшая мужа и многих близких друзей, теперь теряла своего сына. Но даже в те минуты она была с такими же матерями и женами, чьи любимые стали жертвами сталинской мясорубки.

«Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был», – напишет А. Ахматова в 1961 году.

На праздник и на плаху,
Идет она, как ты!
По пряжке, через Прагу –
Искать свои «Кресты»!
И была клевета, и было недоверие:
И пусть судачат глупые соседи,
Пусть кто-то обругает не со зла,
Она домой вернется на рассвете
И никому ни слова – где была…


И опять находит достойное место излюбленный метод Александра Аркадьевича, цитирование любимых поэтов. Перефразируя ахматовское: «…а так как мне бумаги не хватило, я на твоем пишу черновике», Галич напишет:

Прости, но мне бумаги не хватило,
Я на твоем пишу черновике…

Двадцатые – тридцатые годы ХХ столетия стали для миллионов людей всеобщей трагедией, неминуемым преждевременным уходом. Осипу Мандельштаму не удалось избежать преследований и казни. Галич посвящает поэту стихотворение «Возвращение на Итаку», начинающееся эпиграфом из Мандельштама:

И только и свету, что в звездной колючей
неправде,
А жизнь проплывет театрального капора
Пеной;
И некому молвить: «Из табора улицы темной…»

Галич с удивительной точностью описывает тягостные минуты обыска на квартире Мандельштама:

Всю ночь за стеной ворковала гитара,
Сосед – прощелыга крутил юбилей.
А два понятых, словно два санитара,
А два понятых, словно два санитара,
Зевая, томились у черных дверей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconВстреча с творчеством поэтов-бардов в осош №1
Прикосновение к творчеству этих замечательных поэтов помогает ощутить сочетание тихого, настоящего, поэтического, чего так не хватает...

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconТрадиции поэзии серебряного века в творчестве выдающихся поэтов-бардов
Воспитывать патриотические чувства при осознании самобытности русского искусства

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconУрок чтения Тема: «Роль поэзии в современной литературе»
Оборудование: выставка книг «Литература по профессии», «Художественная литература», плакат «Чтение – труд души», конкурс рисунков...

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconАнтология русской поэзии
Антология русской поэзии от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических...

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconВнеклассное мероприятие Вечер поэзии Тема: «Зима в поэзии русских классиков»
Оформление: рисунки и поделки детей к теме «Зима», картины с изображением зимних пейзажей, занавес из нитей с ватой, снежный букет,...

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconИсследовательский проект образ карелии в русской поэзии
В работах по истории русской поэзии я нашел только общий обзор пейзажной лирики, посвященной северу России2, но специальный подробный...

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconПрезентация по теме Первопечатная книга Библейских текстов «апостол»...
Цель: Приобщение обучающихся к великому слогу духовной поэзии через чтение классической литературы, знакомства с творчеством поэтов,...

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconСодержание
Литературные объеди-нения и журналы. Пушкинский период русской поэзии (художественное содер-жание, границы, литературно-эстети-ческие...

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconНаучно-исследовательская работа Цветовая палитра поэзии С. А. Есенина Р. Г. Шайхутдинова
Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения...

Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов iconОмское региональное отделение Российского комитета защиты мира объявило...
Привлечение внимания общественности к современной поэзии о мире, популяризация стихов о мире и добрососедстве. Поиск современных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница