Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик




Скачать 140.79 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик
Дата публикации16.10.2013
Размер140.79 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________ Завьялова А.Н.

«28» августа 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»

________________Рогалева Н.В.

Приказ № 115 от «29» августа 2013 г.


Рабочая программа

по литературе Вологодской области

для 9 класса

Учитель-разработчик:

Рогалева Елена Владимировна

2013
^ Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Литература Вологодского края» в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона.

^ Основные цели изучения:

-дать разностороннее, систематизированное и показательное в историко-литературном аспекте представление о художественной словесности, связанной с Вологодским краем,

-вписать литературу Вологодского края в контекст истории русской литературы, изучаемой по федеральным программам,

-установить ценностные ориентиры в изучаемом материале,

-расширить культурный кругозор учащихся,

-включить литературу Вологодского края в активный духовный запас школьников,

-способствовать созданию целостного, культурно значимого образа Вологодчины в сознании учащихся,

-воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении её культурного достояния,

-формировать устойчивую личностную потребность в дальнейшем освоении культурного пространства родного рая,

- инициировать деятельность по литературному краеведению на территории Вологодской области,

-способствовать повышению эффективности литературного образования.
^ Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы Вологодского края ученик должен знать:

-наиболее важные особенности художественной словесности региона,

-содержание изученных произведений фольклора и литературы,

- основные факты жизни и творческого пути К.Н.Батюшкова, П.В.Засодимского, А.Я.Яшина, О.А.Фокиной, В.П.Астафьева, В.А.Коротаева, С.С.Орлова, Н.М.Рубцова, В.Ф.Тендрякова, В.И.Белова, Н.А.Клюева, И.Северянина, А.А.Ганина, Ю.М.Леднева,

-литературные места Вологодчины,

-не менее 5 стихотворений поэтов Вологодского края наизусть,

-предусмотренные региональным стандартом понятия;

быть готовым применять к включенному в учебную программу материалу умения и навыки, названные в разделах «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений» и «Требования к уровню подготовки выпускников» ( подразделы «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» ) федерального стандарта основного общего образования по литературе.

^ Содержание программы

К.Н.Батюшков (3 часа)

К.Н.Батюшков – выдающийся поэт начала 19 века. Основные вехи его жизни и творчества, роль в истории русской литературы, дружеские связи с литераторами-современниками, влияние на становление таланта А.С.Пушкина. Участие Батюшкова в литературной жизни, в расширении выразительных возможностей русского языка, благозвучие его стихов. Памятные места Вологодчины, связаные с именем Батюшкова. Стихотворение «Беседка муз»: противопоставление скромного усадебного быта и занятий искусством – богатству, знатности и славе. Стихотворение «К Дашкову»: картины бедствий войны и патриотический подъем, вызванный ими в душе лирического героя. «Песнь Гаральда Смелого» - поэтическая обработка исторического сюжета. В.Г.Белинский о Батюшкове, образ Батюшкова в произведениях русских поэтов. Стихотворение А.А.Романова « Константин Батюшков в Париже».

^ П.В. Засодимский « Перед потухшим камельком» (2 часа)

П.В.Засодимский – писатель-демократ, продолжатель традиций критического реализма в литературе. Идейная направленность расказа « Перед потухшим камельком», обличение в нем буржуазного эгоизма, основанного на стремлении к личному благополучию и отношении к другим людям как средству достижения этого благополучия. Отчетливое проявление в тексте авторской позиции. Своеобразие построения рассказа: повествование от лица человека, антипатичного автору. Неубедительность самооправданий гоавного персонажа. Образный смысл заглавия. Драматизм судьбы Леночки Неведовой. Оценка рассказа Л.Н.Толстым.

^ Тема Великой Отечественной войны в творчестве вологодских писателей (1 прозаическое и 3 поэтических произведения по выбору) (4 часа)

Великая Отечественная война в истории Вологодского края. Писатели- участники Великой Отечественной войны. Война в судьбах и творчестве писателей, не попавших на фронт по возрасту. Документальная и художественная литература на тему войны. Мемориальное и нравственное значение литературы о войне.

С.С.Орлов. «Поутру, по огненному знаку…» - лаконичное изображение суровых фронтовых будней; «Его зарыли в шар земной…» - монументальный образ солдата, победившего фашизм.

А.Я.Яшин. «Не умру» - переживание солдатом чувства воинского долга в образах родного края; «Назови меня именем светлым…» - естественное включение любовной тематики в описание войны. В.П.Астафьев. «Звезды и елочки»- последствия войны в судьбах вологодских крестьянок. Н.М.Рубцов. «Русский огонек» - очистительная сила человеческого страдания и вера в неугасимость добра.

В.В.Коротаев. «Матери рождают не солдат…» - мирное предназначение человека.

С.С.Орлов ( в соавторстве с М.А.Дудиным). «Жаворонок». Киносценарий как литературный жанр. Авторская характеристика произведения в подзаголовке – «кинобаллада». Сочетание достоверности и романтической возвышенности в изображении исключительного события. Образы Ивана, Алеши и Петра, особенности их характеров. Воплощение в них черт идеала русского солдата. Проявление этих черт в ключевых эпизодах произведения. Смысл подвига, совершенного экипажем «тридцатьчетверки». Эмоционально-смысловая нагрузка образа жаворонка. Кинематографические эффекты, использованные в сценарии. Фильм режиссеров Н.Курихина и Л.Менакера по этому поизведению.
^ В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши». (4 часа)

Сведения о писателк. Острота нравственной проблематики его произведений. Дюшка Тягунов – главный герой повести «Весенние перевертыши». Становление личности подростка как сложный и противоречивый процесс. Открытие героем окружающего мира, его интерес к трудным вопросам бытия. Ценности, признаваемые героем: любовь, доброта, взаимопонимание, человеческое достоинство, самоотверженность, ответственность за близких людей, талант. Активность жизненной позиции Дюшки, его влияние на сверстников и на взрослых. Противопоставление в повести физической силы и силы характера, основанной на нравственных убеждениях. Неприятие автором жестокости и насилия. Тема первой любви, роль пушкинских мотивов в развитии этой темы. Фильм режиссера Л.Аронова по повести.

^ Огонь родного очага. (1 рассказ и 3 стихотворения по выбору) (4 часа)

Тема родного дома и малой родины в творчестве писателей Вологодского края. Социальная и нравственная значимость этой темы. Неразрывность понятий «большая» и «малая родина».

Н.А.Клюев. «Рождество избы» - поэтический образ строящегося крестьянского дома, выразительность просторечных и специальных слов. И.Северянин. «Сияет даль» - тесная связь темы детства с темой духовной родины.

А.А.Ганин. « Покос» - поэзия крестьянского труда.

Н.М.Рубцов. «Жар-птица» - поиск смысла жизни лирическим героем, обретение им этого смысла в народной мудрости.

О.А.Фокина. «Храни огонь родного очага» - стихотворение-завет, выражение одного из основополагающих принципов человеческого существования.

Ю.М.Леднев. «Изба отца» - многозначность образа родительского дома, тема памяти в стихотворении.

В.И.Белов. «За тремя волоками». Двуплановость сюжетного развития: путешествие в пространстве и путешествие во времени. Сельские и городские жители в изображении писателя, типичность образов персонажей, авторское отношение к ним. Точность бытовых зарисовок. Социальная и нравственная острота проблемы вымирания малых деревень, глубоко личное переживание этой проблемы героем произведения. Каравайка – духовная родина майора. «Чувство дома» - важнейшая черта его внутреннего мира. Роль описаний природы в передаче чувств героя.

В.П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка» - рассказ-воспоминание о детстве и о главных человеческих ценностях. Особенности воплощения темы тоски по родине в нем. Образ «таинственного человека» Васи-поляка в восприятии юного повествователя. Неоднозначное отношение сельчан к обитателю караулки. Значение родины для васи и для автора. Влияние музыки на душу, наполнение ее глубоко индивидуальным смыслом. Изменение этого смысла в зависимости от жизненного опыта слушателя, от окружения, от условий восприятия. Описание ночной природы и их роль в рассказе.
^ Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

учащегося

Теория литературы

Развитие речи

Межпредметные связи, краеведение

1

«Что за чудотворец этот Батюшков!» (жизненный и творческий путь поэта»

1

Составление тезисного плана лекции учителя, эвристическая беседа, выразительное чтение стихотворений

Жизненный и творческий путь, жанры лирики

Аргументация своей точки зрения, выразительное чтение стихотворений

Подготовка заочных экскурсий:

-Выставка изобразительного искусства « Батюшков и литераторы-современники»

-Памятные места Вологодского края, связанные с именем Батюшкова»

-Батюшков-художник»

2

В художественном мире стихотворения К.Н.Батюшкова «Беседка муз»

1

Аналитическая беседа, самостоятельный анализ стихотворения.

Жанры лирики, романтизм, романтическое двоемирие, лирический герой, композиция лирического произведения

Письменные ответы на вопросы, выразительное чтение, словарная работа




3

«Любить отечество должно...»

(Патриотические мотивы в произведениях К.Н.Батюшкова «К Дашкову», «Переход через Рейн»,; исторический колорит в «Песни Гарольда Смелого»)

1

Аналитическая беседа, работа с ключевыми словами, анализ и интерпретация произведений, подготовка устного ответа «Особенности звучания исторической темы в поэзии Батюшкова»

Послание, исторический сюжет, рефрен, романтизм

Словарная работа (значение слов Гела, Дронтгейм, ловитва, пажить, секира, сеча и др),выразительное чтение, подготовка доклада « Жанр послания в лирике К.Батюшкова»

Развитие представлений об историческом контексте

4

П.В.Засодимский. Краткие сведения о писателе. Герои и проблематика рассказа П.В.Засодимского «Перед потухшим комельком»

1

Комментированное чтение, характеристика образа-персонажа

Критический реализм, идейная направленность рассказа, композиция, проблематика, способы создания образа-персонажа

Словарная работа, устная характеристика образа-персонажа

Подготовка сообщения «П.В.Засодимский. Писатель и его время» ( поиск информации в библиотеке, Интернете)

5

Авторская позиция в рассказе П.В.Засодимского «Перед потухшим комельком»

1

Участие школьников в эвристической беседе, подбор цитат для письменного ответа на вопрос «Как вы понимаете смысл заглавия произведения?»

Авторская позиция, критический реализм, идейная направленность рассказа, смысл заглавия

Выборочный пересказ, письменный ответ на вопрос «Как вы понимаете смысл заглавия рассказа?»

Подготовка сопоставительного анализа произведений «Повесть А.С.Пушкина « Станционный смотритель» и П.В.Засодимского»На большой дороге»( инд.задание)

6

Великая Отечественная война в истории Вологодского края, судьбах и творчестве писателей

1

Составление тезисного плана лекции учителя, заслушивание сообщений учащихся о писателях-вологжанах, участниках Великой Отечественной войны, подготовка вопросов по тематике.

Тема Великой Отечественной войны, жанровое многообразие военной лирики и прозы, гуманизм, патриотизм

Подготовка устных сообщений, участие в литературной беседе, построение устных монологических ответов, выразительное чтение

Сбор материалов для мультимедиа-презентации «Великая Отечественная война в истории и культуре Вологодского края»

7-8

В литературной гостиной «Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях вологодских поэтов. Нравственные уроки произведений»

2

Прослушивание литературной композиции, участие в обсуждении нового материала, устные ответы на проблемный вопрос.

Лирический герой, углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения, своеобразие поэтического языка

Выразительное чтение, участие в литературной беседе

Подбор произведений для сборника стихотворений поэтов-вологжан о Великой отечественной войне (групповое задание)Подбор материалов для выставки «Великая Отечественная война в творчестве художников-вологжан»

9

Идейно-художественное своеобразие произведения С.С.Орлова «Жаворонок»

1

Развернутый рассказ о литературных героях, устное словесное рисование, анализ ключевых эпизодов

Киносценарий как литературный жанр, композиция, ключевые эпизоды, образ-персонаж, кинематографические эффекты

Развернутый рассказ о литературных героях, устное словесное рисование, сопоставление произведения и его интерпретация

Литература и искусство ( фильм режиссеров Н.Курихина и Л.Менакера по произведению С.С.Орлова «Жаворонок»

10-11

В.Ф.Тендряков. Краткие сведения о писателе. Комментированное чтение повести «Весенние перевертыши»

2

Составление тезисного плана лекции учителя, эвристическая беседа

Повесть, нравственная проблематика, способы создания образа-персонажа

Комментированное чтение, составление вопросов к произведению

Литература и киноискусство (фильм режиссера Л.Аронова по повести)

12

Нравственная проблематика повести. Образ Дюшки Тягунова

1

Эвристическая беседа, характеристика образа по плану

Повесть, нравственная проблематика, способы создания образа-персонажа

Словарная работа, выразительное чтение

Литература и киноискусство (фильм режиссера Л.Аронова по повести)

13

Тема первой любви в повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши». Роль пушкинских мотивов в развитии темы

1

Участие в литературной беседе, анализ эпизодов произведения

Повесть, нравственная проблематика, способы создания образа-персонажа

Выразительное чтение, участие в дискуссии

Подготовка сообщения «Роль пушкинских мотивов в развитии темы первой любви ( по повести Тендрякова «Весенние перевертыши»

14-15

Устный журнал «Храни огонь родного очага…»( тема родного дома и малой родины в творчестве поэтов-вологжан)

2

Составление цитатного плана содержания устного журнала, участие в литературной беседе по вопросам учителя и учащихся

Лирический герой, своеобразие поэтического языка, поэтический образ

Выразительное чтение, устные ответы на вопросы, участие в литературной беседе

Произведения поэтов-вологжан в музыке

16

Социальная и нравственная проблематика произведения В.И.Белова «За тремя волоками»

1

Рассказы о жизненном и творческом пути писателя, комментированное чтение, беседа по вопросам учителя, составление вопросов к произведению

Двуплановость сюжетного развития, типичность образов-персонажей, авторское отношение к персонажам, социальная и нравственная проблематика, роль описаний природы

Построение устных монологических высказываний,

Подготовка заочной экскурсии «Тема деревнги в творчестве художников-вологжан»

17

«Далекая и близкая сказка» В.П.Астафьев .Чтение и обсуждение рассказа

1

Участие школьников в эвристической беседе, написание сочинения-рассуждения

Рассказ-воспоминание, образ-персонаж, авторская позиция, роль описаний природы, смысл заглавия

Написание сочинения-рассуждения «Нравственные уроки рассказа В.П.Астафьева «Далекая и близкая»




Программно-методическое обеспечение

  1. Баранов С. Ю., Мовнар И. В. Литература Вологодского края. Программа и тематическое планирование. – Вологда, 2007.

  2. Серия «Словесность Вологодского края для детей и юношества» (Заветное словечко. Сказки Вологодского края. - Вологда, 2008; Засодимский П. В. Задушевные рассказы.- Вологда, 2009 и др. (составитель - Баранов С. Ю.).

  3. Баранов С.Ю. Литература Вологодского края. 9 класс – Вологда, «Учебная литература», 2013.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик
Директор мбоу вмр «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е. М. Ставцева»

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 6 класса по программе Г. С. Меркина,...
Бюджетное образовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального...
Программа и тематическое планирование «Литература Вологодского края». Департамент образования Вологодской области. Гоу дпо «Вологодский...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по учебному предмету Литература Вологодской области 9 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» Тотемского района Вологодской...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по учебному предмету Литература Вологодской области 8 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» Тотемского района Вологодской...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе в 6 классе учитель-разработчик: Кузнецова Г. Н
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 11 класса (далее рабочая программа)...
...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 9 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Программы общеобразовательных...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 7 «А» класса (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11 классов общеобразовательной школы/...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница